Дисциплина «Финансовый менеджмент»

Вопросы:

1. Основы финансового менеджмента

2. Финансовое планирование и прогнозирование

3. Управление активами коммерческой организации

4. Управление источниками средств коммерческой организации

5. Специальные вопросы финансового менеджмента

Основная литература:

1.Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз [Электронный ресурс]: учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. И. Григорьева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 486 с. — Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

2.Казакова, Н. А. Финансовый анализ [Электронный ресурс]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 470 с. — Режим доступа:  http://www.biblio-online.ru

3. Незамайкин, В. Н. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 467 с. — Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

4. Рогова, Е. М. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 540 с. — Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

Дополнительная литература:

1. Ионова, А.Ф., Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ [Текст]: учебник/А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева.-М.: Велби.-2016.-624с

Дисциплина «Бизнес-планирование»

Вопросы:

1. Сущность бизнес-планирования

2. Формализация продукта

3. Анализ рынка

4. Производственный и организационный план

5. Анализ среды для бизнеса

6. Анализ рынка и маркетинг

7. Риски и финансовый план

8. Работа над проектом по заданию

Основная литература:

1. Зудбинова, Т.Ю. Бизнес-планирование: лучший способ предотвратить ошибки [Текст]/Т.Ю. Зудбинова.-Ростов н/Д.: Феникс, 2014.-237с.

2.Петухова, С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект [Текст]: практ. руководство/С.В. Петухова.-М.: Омега-Л, 2014.-171с.

3.Сергеев, А.А. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: учебник и практикум/А.А. Сергеев.-М.: Юрайт, 2017.-463с.-Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

4. Стрекалова Н. Д. Бизнес-планирование [Текст]: Учебное пособие/Н.Д. Стрекалова — СПб.: Питер, 2016. — 352 с.

Дополнительная литература:

1. Бекетова, О.Н., Найденков, В.И. Бизнес-план: теория и практика [Текст]: учебное пособие для вузов/О.Н. Бекетов, В.И. Найденков.-М.: Приор, 2015.-288с.

2. Черняк, В.З., Черняк, А.В., Довдиенко, И.В. Бизнес-планирование [Текст]: учебно-практ. пособ./В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довдиенко.-М.: РДЛ, 2014.-272с.

Ресурсы электронно-библиотечных систем

ЭБС «Юрайт»: Режим доступа: http: //www.biblioonline.ru

Ресурсы систем информационно-телекоммуникационной сети Интернет

www.active-consult.ru

www.biz-plan.ru

www.cfin.ru

www.expert-systems.com

www.fabrikabiz.ru

­http://www.minfin.ru/ru/ – Министерство финансов России

http://custos.ru/view.php?cat=24 – Электронная библиотека

http://stoknig.ru/load/48 – Электронная библиотека

http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/ – Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ)

http://studentam.net/ – Электронная библиотека учебников

http://www.buhgalteria.ru/ – Бухгалтерия ру (бухучет, налоги, аудит)

http://www.buh.ru/ – Бух 1С Интернет-ресурс для бухгалтеров

http://www.klerk.ru/ – Клерк

http://www.buhonline.ru/ – Бухгалтерия Онлайн

http:// www.nlr.ru/ - Российская национальная библиотека.

http://www.biznes-karta.ru/- Агентство деловой информации «Бизнес-карта».

http://www.rbc.ru/- Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг»

 

Второй информационный модуль

Данный модуль предполагает выполнение практического задания на основе кейсов, используемых в управленческой практике и отражающих подготовку по направлению «Менеджмент», профиль «Управление малым бизнесом».

 

Кейс № 1

“Целевая группа”

Компания – дистрибьютор водонагревательных приборов высокого качества известного на рынке брэнда. Основной сегмент рынка, который предстоит освоить – это региональные розничные сети. Продукт позиционируется в среднем ценовом сегменте. Наличие нескольких вариантов моделей (разница в мощности, типе подключения) дает возможность удовлетворить все реальные потребности и учесть специфику конечного потребителя. Устройство компактно, что удобно при выкладке товара в розничной точке. Есть сопровождающие POS-материалы рекламного характера. В крупных городах уже существуют авторизованные сервисные центры. В средних и малых городах регионов возможна установка и обслуживание водонагревательных приборов, так как устройство не является технически сложным.

Задание:

1. Опишите максимально точно целевую группу для данного продукта: розничные точки и сети, в которые целесообразно осуществлять продвижение данной продукции.

2. Создайте максимально точное описание целевой группы конечных потребителей, их основных поведенческих характеристик и мотивов.

3. Дайте обоснование вашего решения.

Кейс № 2

“Субкультура и стратегический маркетинг”

Одна из самых влиятельных исследовательских маркетинговых организаций COOL BRANDLEADERS COUNCIL (Великобритания) своей основной задачей считает определение COOL брендов, то есть по-русски - “крутых брендов”. Что нужно для того, чтобы сделать бренд “крутым”? Этот вопрос задают себе многие производители товаров и услуг по всему миру.

Молодые люди, представляющие субкультуру “готы”, считают черный цвет (нередко в сочетании с красным) самым приятным и психологически приемлемым для себя. Эти люди носят черные ботинки или сапоги, иногда на огромных платформах, черные чулки и костюмы, замысловатые ремни, браслеты, украшения. Причем предпочитают белый металл и с презрением относятся к золоту. Девушки следуют стилю вамп – черная косметика, подводка, ногти и губы от ярко-красных (кровавых) до черных цветов, они выглядят как средневековые королевы каждый день. У молодых людей стиль “ворон” – рубашки, плащи, пальто, шляпы. Их культовые фильмы: “Эдвард Руки-ножницы”, “Голод”, “Сонная лощина”, “Дракула”, “Ворон” и другие. Один из музыкальных кумиров – Мэрилин Мэнсон. Наиболее популярный киноактер – Джонни Депп.

Задание:

1. Исходя из представленных в тексте COOL-стандартов, определите, какие товары будут пользоваться спросом у данной группы потребителей.

2. Определите, что может являться брэндом для представителей данной субкультуры.

3. Разработайте сценарий практических действий маркетолога по созданию “крутого” брэнда (COOL-ВRAND-стратегии) для данной группы потребителей.

Кейс № 3

“Маркетинговые исследования”

Одно крупное российское предприятие в г. Чебоксары – хлопчатобумажный комбинат – производит постельное белье и имеет приблизительно 30% рынка в данном товарном сегменте. Собственник предприятия поставил задачу перед менеджментом: увеличить прибыль предприятия. Менеджеры комбината основным средством повышения прибыли считали стимулирование продаж. Исполнительный директор определил отделу маркетинга техническое задание: разработать эффективную стратегию воздействия средствами рекламы на потребителя и стимулировать продажи. Отдел маркетинга предложил провести исследование, которое определит, какая именно расцветка постельного белья вызывает наиболее позитивные эмоции, а значит, будет пользоваться повышенным спросом. Задачу сформулировали так: выявить “хорошие” расцветки и полностью отказаться от “плохих”. Решить задачу предполагалось с помощью нейропсихологических методов и компьютерных томографов. Исполнительный директор одобрил проект и выделил средства. Но в качестве методов исследования определил использовать массовые опросы и фокус-группы. Несмотря на затраченные средства, маркетологи комбината до сих пор так и не определили “хорошие” расцветки.

Задание:

1. Определите, на каком уровне принятия решений и действий были допущены ошибки.

2. Выявите профессиональные установки и стереотипы, определившие цели и содержание маркетингового исследования.

3. Является ли маркетинговый подход менеджеров комбината единственно возможным?

4. Предложите свой вариант действий для решения задачи повышения прибыли предприятия текстильного бизнеса.

Кейс № 4

“Новый руководитель”

Опытный специалист, проработавший на рынке пять лет, был принят на работу в другую фирму в качестве руководителя отдела региональных продаж. В отделе индивидуализированная форма организации труда: каждый сотрудник работает со своей клиентурой. Через шесть месяцев президент Торгового Дома обнаружил, что сотрудники отдела (пять человек) не приняли нового руководителя, хотя высоко оценивали его как специалиста. Работники подразделения во главе с неформальным лидером сопротивлялись перестройке работы отдела, которую проводил (“навязывал”, по словам сотрудников) новый руководитель. Сотрудники хотели работать по прежним, выгодным и удобным им нормам. Перестройка работы отдела региональных продаж была в интересах всей организации и президент Торгового Дома поддержал действия нового руководителя. В результате лидер-оппозиционер уволился и “увел” с собой всю свою клиентуру к конкуренту. Группа обвинила нового руководителя в “гонениях” на своего лидера, президент фирмы – в неумении руководить. Руководитель отдела региональных продаж уволился. Были потеряны и клиентура, и два специалиста. 

Задание:

1. Проведите диагностику, оценку и анализ управленческой ситуации в компании “Торговый Дом”.

2. Выявите закономерности и особенности группового поведения работников данной малой профессиональной группы.

3. Предложите свой вариант эффективного управленческого вмешательства в ситуацию в компании “Торговый Дом”.

Кейс № 5

“Информационное обеспечение управления”

Совет директоров компании принял решение о начале проекта по внедрению ERP в управляющей компании. До этого основой корпоративной системы была российская программа. Специально под проект было создано управление по внедрению ERP, которому не сразу нашлось место в организационной структуре компании. Сначала его хотели внедрить в состав ИТ-департамента, потом подчинить главному бухгалтеру. В конце концов, подчинили управление вице-президенту, отвечающему за корпоративные финансы. Наняли руководителя проекта, который набрал штат и пригласил фирму-консультанта. Сотрудников заставляли заполнять опросные листы, таблицы, не объясняя с какой целью. Для обучения персонала работе в ERP был создан учебный класс. Но в силу загруженности персонала, посещения занятий были нерегулярны. Конкретные проблемы сотрудников не увязывались с общими задачами внедрения, которые, в свою очередь, не были явно сформулированы. Каждому подразделению и сотруднику объясняли, как решается в ERP их конкретная задача, но интересы смежных подразделений не согласовывались. Постепенно процесс внедрения “сошел на нет”, управление по внедрению было расформировано, часть персонала перешла в ИТ-департамент и переключилась на сопровождение российской системы. Руководство компании приостановило проект, который теперь можно было бы назвать «Как провалить ERP-проект за год».

Задание:

1. Определите круг управленческих и организационных проблем, возникших при внедрении и использовании информационной системы управления.

2. Обнаружьте допущенные “действующими лицами” профессиональные управленческие ошибки.

3. Определите способы устранения и предотвращения подобных ошибок.

Кейс № 6

Выход из кризиса

В 1982 году тайленол (Tylenol) компании Johnson & Johnson был брендом-лидером на рынке США среди безрецептурных анальгетиков, занимая 35 % рынка и принося 15 % от общей прибыли компании. Когда семь человек в пригороде Чикаго отравились цианидом по­сле принятия капсул экстра сильного тайленола, бренду пророчили не просто снижение оборотов, а окончательную гибель. Но благодаря действиям менеджмента Johnson & Johnson бренд не только выжил, но и снова занял позицию лидера рынка. Действия компании и спустя 28 лет остаются образцом поведения в кризисной ситуации.

Задание:

1. Определите особенности кризиса, который пережила компания Johnson & Johnson.

2. Разработайте последовательность действий для выхода из кризисадля компанииJohnson & Johnson.

3. Дайте обоснование вашего решения.

Кейс № 7

“Антикризисные действия компании

Кризис стал развиваться, когда 15 000 человек отравились молочной продукцией фирмы Snow Brand в 2000 го­ду. Причиной отравления оказалось попадание бактерии в производственные цеха. Snow Brand старалась уменьшить масштабы трагедии и ограничить объемы отзываемой продукции. Когда же компании пришлось пу­блично признать причину происшествия, она существенно недооце­нила масштабы отравления. Бездействие компании получило огласку и привело к угрозе уголовной ответственности, что послужило при­чиной временного закрытия 21 завода. В результате Snow Brand понесла серьезнейшие убытки. По данным Associated Press, убытки от послед­ствий массового отравления составили $ 900 миллионов, и это было только началом. Когда стоимость акций упала на треть (с 45 до 30%), компания продолжила закрывать заводы и увольнять персонал.

Задание:

1. Определите особенности кризиса, который пережила компания Snow Brand.

2. Выявите управленческие ошибки, допущенные менеджментом компании при реализации стратегии выхода из кризиса.

3. Разработайте сценарий выхода из кризиса для компании Snow Brand.

Кейс № 8

“Ответ компании на вызов рынка”

Рост компании Sterling Drug на протяжении полувека определяли продажи аспирина под маркой Bayer. Johnson & Johnson выпустила не содержащее аспирин болеутоляющее лекарство тайленол. У Sterling Drug имелся аналогичный препарат панадол, популярный в Европе. Sterling Drug отказалась выводить на американский рынок панадол, т.к. боялась подорвать лидирующие позиции байеровского аспирина на американском рынке. Sterling Drug предприняла попытку вывести линию Bayer за пределы американского рынка. Попытка оказалась неудачной, и в конце концов Sterling Drug была поглощена фирмой Eastman Kodak.

Задание:

1. Дайте оценку менеджмента и управленческих решений компании Sterling Drug.

2. Проведите диагностику проблемного поля компании Sterling Drug.

3. Выявите корневую причину поглощения компании Sterling Drug.

4. Предложите свой вариант возможного ответа компании Sterling Drug на вызов рынка.

Кейс № 9

“Антикризисное управление”

Крупный банк с классической структурой и вялотекущим, латентным кризисом, решил повысить эффективность и выйти из кризиса с помощью внедрения новой технологии. Процесс требовал инвестиций. Решили внедрять новинку – программное обеспечение «Операционный день банка». Сначала хотели заказать разработку собственной команде программистов, но около сотни человек в головном офисе оказались для этого непригодны. Тогда обратились к аутсорсеру. Небольшая ИТ-компания из 14 человек оказалась честным партнером, для которого были критически важны репутация и развитие брэнда. Продукт был создан и передан компании за сумму около шести миллионов долларов. Но, вознамерившись внедрить «опердень», банк вторично получил отказ от собственного ИТ-блока. Пришлось обращаться к тому же аутсорсеру. Аутсорсер не злоупотребил доверием и согласился установить систему за минимальную для такого рода работ сумму – около 21 миллиона долларов. Предвидя некомпетентность службы поддержки, партнер отрядил в банк несколько человек. Но деградировавший персонал полностью потерял способность к обучению и не смог освоить новый софт. Затраты на поддержку начали стремительно расти, так что от полного внедрения пришлось отказаться. Новая система работала фрагментарно лишь на уровне штаб-квартиры и в нескольких крупных территориальных подразделениях. Аутсорсер полностью выполнил свои обязательства, доказал профессионализм и укрепил брэнд. Но для банка эта процедура обернулась чистым убытком.

Задание:

1. Оцените антикризисные действия менеджмента банка.

2. Разработайте варианты стратегий выхода из кризиса для банка.

3. Выберите оптимальный вариант стратегии и дайте обоснование вашего решения.

Кейс № 10

“Диагностика управленческой ситуации”

В 2006-2007 годы группа консультантов работала на ивановском заводе им. Королева. Средний по размерам завод, производивший оборудование для отделки и окраски тканей, постоянно балансировал на грани невыполнения плана. Рабочие всех трех участков сборочного цеха сознательно срывали график сборки станков, к концу каждого месяца доводя ситуацию до критической. Знали, что в последние дни месяца начальник цеха “приползет к ним на коленях” и от имени директора уговорит работать вечерами и в выходные дни за высокую плату. Выйдя на работу в субботу – воскресенье, бригады за пару дней легко выполняли весь объем сборочных работ, который никак не могли сделать за две-три предыдущие недели, и за два дня получали более половины месячного заработка. Коллектив цеха фактически шантажировал руководство завода и за счет своего замыкающего положения в производственной цепочке вымогал незаслуженно большой фонд заработной платы. Директор попросил консультантов решить эту проблему.

Задание:

1. Проведите диагностику управленческой ситуации, сложившейся на заводе.

2. Разработайте варианты решения проблемы.

3. Выберите “оптимальный” способ решения

4. Дайте обоснование вашего решения.

Кейс № 11

“Стандарт и культура обслуживания”

Риэлторская компания работала эффективно: по количеству сделок являлась лидером на рынке недвижимости. Однако между фирмой и клиентами почему-то постоянно возникали конфликты. Жалобы шли нескончаемым потоком, в ответ руководство создавало комиссии по разбору. Проблема была в деструктивном отношении продавцов к покупателям. С точки зрения здравого смысла, ситуация в этом бизнесе предельно ясная. Риэлтор работает ради клиента, он зарабатывает благодаря клиенту деньги, а значит должен “холить и лелеять” клиента. На деле все обстояло иначе: неважно, на чьей стороне была правда – агенты и их руководители сразу “включались” в противоборство, не желая слышать аргументов. Деловая лексика сотрудников была насыщена такими выражениями как “срубить” и “продавить”. Из-за каждой тысячи долларов они готовы были биться с клиентами до конца. Вред стал очевиден: обиженный клиент рассказывал всем, кому мог, об “ужасной фирме”. В конечном итоге пострадают и репутация компании, и ее финансовый результат. Тем не менее, не только отдельные компании, а целые отрасли, по оценкам экспертов, научились сознательно зарабатывать деньги за счет неискушенности клиентов.

Задание:

1. Определите особенности взаимодействия с клиентами данной риэлторской компании. Выявите преимущества и недостатки данной модели поведения.

2. Объясните, почему у людей, работающих в сфере услуг, могла сложиться такая модель поведения.

3. Приведите примеры методов и способов “выкачивания” средств из клиентов в различных сферах бизнеса. Дайте оценку данной “стратегии бизнеса”.

4. Предложите основные правила, которые вы включили бы в коммуникативный стандарт взаимодействия с клиентами в вашей компании.

Кейс № 12

“Конфликт интересов”

Г-н Родченко – генеральный директор государственной транспортной компании “Русич”, пайщик частной фирмы по производству компьютеров “Компсервис” и владелец небольшой строительной компании узнает от третьих лиц, что г-н Поляков, пайщик и генеральный директор “Компсервиса”, не посоветовавшись с партнерами, поручил разработку крупной рекламной компании агентству своей жены. Это агентство не может самостоятельно выполнить заказ. Получив от Полякова крупную сумму (по мнению третьих лиц, в два раза превышающую рыночную стоимость работ), рекламное агентство передает заказ другой фирме. В ответ на претензии партнера, г-н Поляков отвечает, что “все так делают – отдают заказы своим фирмам”. В частности, сам Родченко покупал компьютеры для “Русича” в “Компсервисе” и новый гараж для “Русича” строила его собственная компания. Но Родченко считает, что Поляков не вправе сравнивать их действия. Родченко прибегал к услугам “Компсервиса”, поскольку был уверен в качестве товара.

Задание:

1. Дайте оценку сложившейся конфликтной ситуации. Определите, насколько она типична для малых и средних компаний российского бизнеса.

2. Выявите основную причину конфликта и способы его разрешения.

3. Определите, какие действия участников конфликта являются правовыми нарушениями, а какие нарушают деловую этику и стандарты управления.

4. Предложите действия, которые могут предотвратить подобные конфликты.

Кейс № 13

“Как удержать нужного сотрудника”

Основная причина, по которой россияне готовы менять работу, – желание получать более высокую зарплату. Работодатели бьют тревогу: из-за потребительской психологии сотрудников осложняются отношения между ними и компанией, падает уровень доверия и уважения в коллективе. Результаты опросов ВЦИОМ 2007-2009 гг. свидетельствуют о постепенном изменении трудового поведения российских работников. Зарплата остается приоритетным, но не единственным критерием выбора работы. Все больше людей придают значение возможности профессиональной самореализации, социальным гарантиям, условиям труда, престижности компании и другим нематериальным факторам.

Задание:

1. Предложите мероприятия, с помощью которых можно удержать нужного сотрудника, если действительно нет возможности увеличить ему зарплату?

2. Определите, как мотивировать сотрудника относиться к делу так, как если бы он был собственником?

3. Предложите действия, которые позволят добиться того, чтобы люди делали свою работу максимально качественно и уважали чужой труд?

Кейс № 14

“Самоцензура”

В фирме были хорошо отлажены официальные механизмы коммуникации, призванные подталкивать сотрудников к обсуждению наболевших проблем: действует система рассмотрения жалоб и даже работает специальный уполномоченный по правам. Несмотря на это, самоцензура распространена как среди рядовых сотрудников, так и среди менеджеров. Сотрудники считают, что лучше “не выступать”. Они боятся указывать на проблемы и недостатки, но еще больше они боятся предлагать какие-то улучшения в работе. Один сотрудник признается другому: “Если бы я рассказал директору то, что услышал от клиентов, моей карьере пришел бы конец”.

Задание:

1. Определите, что заставляет людей придерживать свои мысли и, наоборот, делиться ими с руководством?

2. Предложите ваш вариант управленческих действий по отношению к организационной культуре “молчания”.

3. Предложите основные требования к стратегии взаимоотношений специалистов, руководителей и собственников между собой, которые вы включили бы в коммуникативный стандарт вашей фирмы.

 

Кейс № 15

“Ручная сборка”

Шотландская компания Linn Products производит аудиотехнику ­высочайшего класса. Среди ее клиентов – члены королевской семьи. Отличительная особенность Linn Products – ее метод работы, высокотехнологичный, но старомодный: каждое устройство собирается вручную одним человеком. Компания внедрила одностадийный метод сборки, стала использовать управляемые компьютерами передвижные контейнеры для доставки деталей и научила рабочих вручную собирать всю технику. Председатель совета директоров Linn Products Айвор Тифенбрун утверждает, что распространенное мнение о том, что конвейерная сборка – самая эффективная, во многом ошибочно. В этом подходе он не одинок. Компания Toyota также успешно сочетает высокотехнологичное производство и ручной труд.

Задание:

1. Определите, в чем могут заключаться недостатки конвейерной сборки в условиях современного производственного процесса.

2. Выявите преимущества и возможности организации современного высокотехнологичного производственного процесса, при котором один человек полностью собирает какое-либо ­устройство (в данном случае проигрыватель).

Кейс № 16

“Стратегия выживания и развития”

Экономисты предупреждали, что при олигополиях, рынках, контролируемых несколькими продавцами, возможен рост цен в результате сговора между поставщиками. Известная компания Wal-Mart, напротив, снижает цены и вынуждает поставщиков мириться с низкими нормами прибыли. Современные компании действуют на рынках, похожих одновременно и на олигополию (рынок с несколькими продавцами) и на олигопсонию (рынок с несколькими покупателями). Одним из самых известных успешных участников такого гибридного рынка (“олигономии”) и является компания Wal-Mart. В разных отраслях – от металлургии до производства игрушек – продолжается постепенная консолидация. Целью большинства слияний является создание “олигономий”: они защищены от циклических колебаний, поскольку могут регулировать и затраты, и цены. У малых и средних предприятий, имеющих дело с гигантами, такой защищенности нет. От того, как они поведут себя в этой новой ситуации, зависит их выживание.

Задание:                                                                              

                                                                                                                                         

1. Определите не менее трех основных стратегий выживания и развития малых и средних предприятий в данных условиях консолидации и создания “олигономии”.

2. Выявите стратегию, которую вы выбрали бы для вашего предприятия.

3. Дайте обоснование вашего решения.

Кейс № 17

“Проблема выбора”

Управленческие проблемные ситуации делятся на пять категорий – в зависимости от типа связей между причиной и следствием. Проблемы делового мира бывают: простые, неординарные, сложные, хаотичные и смешанные. Простые ситуации типичны, предсказуемы и имеют единственно верное решение. У неординарной задачи может быть несколько равноценных решений и нужно сделать правильный выбор. Сложные ситуации непредсказуемы и постоянно изменяются. Ситуации хаоса или кризиса непостижимы в принципе – происходит беспорядочное движение.

Задание:

1. Предложите инструменты управления и принятия решений в неординарных бизнес ситуациях.

2. Дайте обоснование ваших идей и подходов.

Кейс № 18

«Политика продвижения»

Российская фирма «Форо-Фарм» выпустила совершенно новое лекарство, содержащее не только химические компоненты, но и фитокомпоненты, аналогов которому практически нет. Фирма заинтересована в том, чтобы лекарство получило со временем признание в международном масштабе. Отделу маркетинга было поручено продумать сбытовую политику товара.

Задание:

1. Что вы предпримете?

2. Какой рекламной политикой вы подкрепите свои действия по распределению продукта?

3. Опишите и обоснуйте ваши действия.

Кейс № 19

“Создание индустрии инноваций”

Эксперты и венчурные инвесторы не имеют общей картины развития инновационных предприятий и высокотехнологичных отраслей в России. Перспективы подъема России в глобальной технологической иерархии нередко оцениваются предельно пессимистично. Проблема инноваций, по мнению экспертов, не в отсутствии идей. В России трудится достаточно много творческих и продуктивных людей. Но на рынок попадает очень мало новых изобретений. Многие российские предприятия не интересуются отечественными технологиями. Бизнес ориентирован на западные технологии.

Задание:

1. Выявите способы преодоления основных трудностей создания и продвижения инновационных продуктов на конкурентных рынках России.

2. Оцените основные направления развития и стратегические перспективы инновационных предприятий в России.

3. Определите, как коррупционная среда может воздействовать на создание инновационных продуктов, выделение ресурсов, грантов и на заказы технологических разработок предприятиями-пользователями. Как можно преодолеть “коррупционный эффект” в индустрии инноваций?

Кейс № 20

“Управление конфликтами”

Директор компании, занимающейся производством и продажей бытовой техники в Сибирском федеральном округе, принял решение увеличить продажи в регионах. С этой целью на работу был принят новый начальник региональных продаж. Заместитель директора по производству, имеющий на директора большое влияние, негативно воспринял данную идею, но не стал открыто демонстрировать несогласие с действиями руководителя, будучи уверенным, что новый начальник потерпит неудачу. Однако контакты с регионами росли, появились новые заказчики. Авторитет нового руководителя рос, он стал оказывать определенное влияние на директора, актуальным стал вопрос об учреждении новой должности – заместителя директора по региональным продажам. Заместитель директора по производству, опираясь на поддержку финансового директора, перешел к открытому противодействию, видя в этой ситуации угрозу своему привилегированному положению. Директор оказался перед выбором: бороться с оппозицией в лице заместителей или отказаться от выгодного проекта. К концу второго года, невольно втянутый в бесконечные разбирательства и устав от нежелания директора принять решение, начальник региональных продаж уволился.

Задание:

1. Определите объективные и субъективные причины конфликта.

2. Дайте оценку управленческих действий директора с точки зрения деловой этики.

3. Предложите свой вариант разрешения конфликта.

4. Дайте обоснование вашего решения.

Кейс № 21

“Система управления и коммуникаций”

На одном из участков пятого цеха предприятия ОАО «Сибирский завод электродвигателей» утром вышел из строя станок, вытачивающий валы для электродвигателей. Несмотря на то, что отдел наладчиков находится рядом, под крышей пятого цеха, мастер участка доложил о поломке технологу, а тот – заместителю начальника цеха. Заместитель начальника цеха попытался связаться с начальником цеха, однако его вызвали в заводоуправление и информация о случившемся была получена начальником цеха только после обеда. После обеденного перерыва начальник цеха написал докладную записку руководителю участка наладчиков и к окончанию смены станок заработал.

Задание:

1. Дайте оценку системы коммуникаций предприятия.

2. Предложите варианты эффективной системы коммуникаций для данного предприятия.

3. Выявите стиль управления в цехе предприятия.

4. Определите степень самостоятельности руководителей низового уровня.

Кейс № 22

«Позиционирование»

Определите критерии позиционирования и начертить карту позиционирования для любого из нижеперечисленных томских рынков:

1. рынок фаст-фуда;

2. рынок ночных клубов;

3. рынок кинотеатров.

Определите наиболее привлекательную нишу для вывода на этот рынок нового товара.

Кейс № 23

«Обучение персонала»

Директор по персоналу совместного предприятия получил в распоряжение персональный компьютер с уже установленной программой анализа базы данных «Директор по персоналу», но он не умеет с ней работать. У пяти его подчиненных установлены аналогичные программы, но никто их них не умеет работать с компьютером. Начальник отдела по информатике также не знаком с программой «Директор по персоналу», но может помочь в освоении программ общего пользования. Университет предлагает пятидневные компьютерные курсы для начинающих за 10 тыс. рублей. Есть предложение частного лица об уроках по цене 300 руб./ч.

Задание:

1. Определите потребности службы управления персоналом в обучении.

2. Определите оптимальную форму обучения при разных критериях оптимальности: минимум затрат, максимум быстроты обучения, максимум качества.

3. Сделайте окончательный выбор варианта обучения.

Кейс № 24

«Конкурсный отбор персонала»

Торговая фирма «Восток» проводила конкурсный отбор на замещение вакантных должностей – «менеджер торгового зала». Всего в конкурсе приняли участие 120 человек, из которых лишь 10% были приняты на работу. Общие затраты на проведение данного мероприятия составили 36000 руб.

Определите средние издержки фирмы по отбору одного «новичка».

Кейс № 25

«Обучение персонала»

Предприятие «Электрон», специализирующееся в области космических технологий, направило в свой учебный комбинат 40 специалистов на курсы повышения квалификации. Программа обучения предусматривает две части: теоретическую, рассчитанную на 40 часов, и практическую – на 80 часов. Общая стоимость теоретической части обучения составляет 80000 руб., а практической - 260000 руб.

Рассчитайте стоимость одного часа обучения в данном комбинате по программе повышения квалификации в целом.

Кейс № 26

«Обучение персонала»

Руководство фирмы «Гарант», занимающегося частной охранной деятельностью, решило повысить профессиональный уровень своих сотрудников. В этих целях 20 человек были направлены на обучение в центр подготовки и переподготовки при данной форме. Стоимость обучения одного человека в этом центре по 100-часовой программе обходиться в 5000 руб.

Определите стоимость одного часа обучения в центре подготовки и переподготовки фирмы "Гарант".

Кейс № 27

«Организационная культура»

Директор кафе прочитал книгу жалоб и предложений и выяснил следующее:

- посетителей устраивает ассортимент;

- посетители довольны качеством пищи;

- им нравится качество обслуживания и вежливость персонала;

- тем не менее, посетители не хотели бы прийти в это кафе еще раз в связи с тем, что персонал кафе плохо относится друг к другу, работники грубо разговаривают между собой, и у посетителей складывается мнение, что персонал кафе не любит свою работу и организацию.

Какие действия должен предпринять директор заведения для сплочения коллектива и установления благоприятного психологического климата?

Кейс № 28

«Конфликты в организации»

Ответственный за сбыт А и ответственный за рекламу Б не могут прийти к единому мнению по вопросу, требующему совместных усилий. Они обращаются к общему руководителю и просят, чтобы он сам решил проблему. Начинается длительная дискуссия, сопровождающаяся убедительными аргументами с обеих сторон. Вскоре руководитель понимает, что конечной целью дискуссии является не выработка оптимального решения, а отстаивание собственной точки зрения. К спору подключаются сотрудники соперничающих отделов, которым отводится роль присяжных в суде. В итоге появляется проигравший, который склонен мстить за проигрыш.

Как руководитель может разрешить данный конфликт и создать в коллективе благоприятную атмосферу, способствующую эффективной работе организации?

Кейс № 29

«Конфликты в организации»

В конструкторском бюро «Мастер» внутренняя дисгармония – все работают одинаково, но каждому кажется, что его заслуг намного больше, чем остальных вместе взятых. Настроение у конструкторов ниже плинтуса, а внутренняя неприязнь проявляется с каждым днем все явственнее. В коллективе резко поднялся уровень конфликтов.

Задание:

В чем вы видите причины данной проблемной ситуации?

Как по вашему мнению можно изменить ситуацию? Что вы посоветуете руководству?

Какие стимулы, кроме финансовых, в этом случае наиболее актуальны?

 

Кейс № 30

«Законы организации»

В 1897 г. на северо-западе Канады, в бассейне р. Клондайк был обнаружен золотоносный участок. События, последовавшие за этим открытием, получили название «золотой лихорадки» и продолжались до 1963г. Данная ситуация характеризовалась необыкновенным энтузиазмом и работоспособностью старателей, строителей, дорожников и работников других специальностей.

Действие какого из законов организации наблюдается в дан­ной ситуации? Обоснуйте свой ответ.

 

4.3. ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА

1. Сущность и виды экономических ресурсов.

2. Экономическая сущность спроса и предложения: понятие, закон спроса и предложения, факторы, влияющие на них.

3. Сущность эластичности спроса и предложения на рынке. Виды эластичности спроса и предложения.

4. Рынок и его структура. Провалы рынка. Экономические функции правительства.

5. Предпринимательство и его форы. Субъекты и объекты предпринимательства

6. Рынок земли. Рента и ее виды.

7. Рынок капиталов. Уровень дохода на капитал. Дисконтирование.

8. Рынок труда. Особенности российского рынка труда.

9. Особенности рынка (чистой) совершенной конкуренции и рынка монополистической конкуренции

10. Особенности рынка олигополии и монополии.

11. Макроэкономические показатели: национальное богатство, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, личный располагаемый доход.

12. Макроэкономическое равновесие.

13. Денежно-кредитная система.

14. Государственный бюджет: доходы и расходы; дефицит и профицит.

15. Монетарная политика

16. Фискальная политика

17. Социальная политика

18. Налоговая система

19. Экономический рост (типы и темпы) и экономический цикл (фазы и виды).

20. Сущность, причины и виды инфляции. Антиинфляционная политика

21. Безработица: уровень, виды. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

22. Основные понятия и определения менеджмента м

23. Классическое направление в развитии менеджмента

24. Поведенческое направление в менеджменте

25. Количественное направление в менеджменте

26. Организационные аспекты управления.

27. Мотивация и стимулирование в менеджменте.

28. Управление конфликтами

29. Эффективность менеджмента.

30. Национально-исторические факторы менеджмента и их влияние на развитие менеджмента в России

31. Современные взгляды на менеджмент

32. Понятие управления человеческими ресурсами

33. Стратегии управления человеческими ресурсами

34. Компетентностный подход, основные понятия.

35. Управление профессиональной карьерой.

36. Мотивация персонала.

37. Психологическая поддержка в системе управления персоналом.

38. Кадровый резерв.

39. Корпоративная культура организации.

40. Профессиональные компетенции.

41. Личностные кризисы и способы их преодоления.

42. Эффективное управление коллективом.

43. Делегирование.

44. Манипуляции и способы борьбы с ними.

45. Как добиться от подчиненных качественной работы.

46. Секреты эффективного проведения совещания.

47. Проблемно-ориентированный анализ.

48. Мотивация и демотиваторы.

49. Основные задачи кадрового резерва.

50. Планирование работы с кадровым резервом.

51. Зарубежный опыт управления персоналом организации.

52. Роль маркетинга в экономическом развитии страны

53. Маркетинговые информационные системы

54. Маркетинговые исследования

55. Маркетинговая политика

56. Стратегический маркетинг

57. Рыночные стратегии

58. Формирование товарной политики предприятия.

59. Жизненный цикл товара

60. Маркетинговые коммуникации

61. Товар и товарная структура

62. Коммуникации в маркетинге

63. Введение в стратегический менеджмент

64. Содержание и структура стратегического управления.

65. Эволюция стратегического менеджмента. Технология стратегического менеджмента.

66. Стратегический анализ среды.

67. Выработка стратегии развития организации. Реализация и контроль стратегии.

68. Концепция продукта в стратегическом менеджменте.

69. Принципы формирования экономической стратегии. Стратегия предотвращения несостоятельности фирмы.

70. Стратегии построения взаимодействия человека и организационного окружения.

71. Стратегическое планирование, бюджетирование, стратегическое управление.

72. Стратегия, тактика и политика фирмы.

73. Цели, принципы и методы управленческого анализа.

74. Цели и основные этапы портфельного анализа.

75. Матрица Arthur D. Little, (ADL/LC),матрица Ансоффа и трехмерная схема Абеля. Деловой комплексный анализ (проект PIMS), GAP-анализ.

76. Методика оценки конкурентоспособности товара по системе 11111-55555.

77. Стратегический менеджмент как инструмент формирования стратегии фирмы.

78. Основные виды стратегий.

79. Стратегия диверсификации

80. Концепция жизненного цикла отрасли.

81. Условия реализации стратегии.

82. Причины необходимости бизнес планирования.

83. Развитие предприятия в условиях переходной экономики.

84. Стратегические преимущества и стратегический потенциал российских предприятий

85. Концепция планомерного роста конкурентоспособности.

86. Основы финансового менеджмента

87. Финансовое планирование и прогнозирование

88. Управление активами коммерческой организации

89. Управление источниками средств коммерческой организации

90. Специальные вопросы финансового менеджмента

91. Сущность бизнес-планирования

92. Формализация продукта

93. Анализ рынка

94. Производственный и организационный план

95. Анализ среды для бизнеса

96. Анализ рынка и маркетинг

97. Риски и финансовый план

98. Работа над проектом по заданию

 

5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (БАКАЛАВРСКОЙ) РАБОТЫ

5.1. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ (БАКАЛАВРСКИХ) РАБОТ

Выпускающей кафедрой «Экономики и менеджмента» подготовлен перечень тем ВКР:

1. Анализ и совершенствование системы обучения и повышение квалификации персонала на предприятии (на примере…).

2. Анализ и совершенствование деятельности организации (на примере АО, ООО и других организационно-правовых форм).

3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере…).

4. Бизнес-планирование как основа развития организации (на примере…).

5. Лизинг и его роль в инвестиционной деятельности организации.

6. Методы оценки персонала в гостиничном хозяйстве (на примере…).

7. Мотивационное управление как фактор повышения конкурентоспособности предприятия (на примере…).

8. Муниципальные программы поддержки малого предпринимательства и практика их реализации (на примере…).

9. Научно-технический потенциал предприятия и эффективность его использования (на примере…).

10. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия (на примере…).

11. Организация и управление материалопотоками.

12. Организация исследования систем управления предприятием и возможности их совершенствования.

13. Организация рекламной деятельности в розничном торговом предприятии (на примере…).

14. Организация и управление производственной инфраструктуры предприятия (на примере…).

15. Основные фонды и пути улучшения их использования на предприятии (на примере…).

16. Оценка инновационности, коммерциализуемости и инвестируемости выпускаемой продукции предприятия (на примере…).

17. Оценка рыночной позиции фирмы (на примере…).

18. Совершенствование системы планирования деятельности предприятия (на примере…).

19. Повышение конкурентоспособности организации в условиях рынка (на примере…).

20. Повышение эффективности деятельности предприятия на основе совершенствования организации оплаты труда персонала (на примере…). 

21. Повышение эффективности диверсифицированной деятельности организации на основе управления оборотным капиталом (на примере…).

22. Повышение эффективности принятия управленческих решений в организации в условиях кризиса (на примере…).

23. Повышение эффективности производства интеграционных формирований на основе маркетинговой стратегии (на примере…).

24. Повышение эффективности управления малым предприятием на основе совершенствования организационной структуры (на примере…).

25. Практика регионального маркетинга (на примере… региона, области).

26. Пути и направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия (на примере…).

27. Пути эффективности развития предприятия в современных условиях (на примере…).

28. Развитие деятельности предприятия на основе разработки и реализации бизнес-плана (на примере…).

29. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере… региона).

30. Развитие маркетингового подхода в управлении фирмой.

31. Разработка механизма антикризисного управления предприятием (на примере…).

32. Разработка антикризисной стратегии предприятия (на примере…).

33. Разработка антикризисной стратегии управления персоналом (на примере…).

34. Разработка бизнес-плана повышения конкурентных преимуществ предприятия (на примере…).

35. Разработка закупочной логистической системы предприятия (на примере…).

36. Разработка и реализация маркетингового плана для предприятия (на примере…).

37. Разработка и реализация рекламной кампании предприятия (на примере…).

38. Разработка и реализация стратегии совершенствования управления предприятием на основе анализа среды (на примере…).

39. Разработка логистической системы предприятия (на примере…).

40. Разработка мероприятий по повышению конкурентного статуса предприятия (на примере…).

41. Разработка механизма финансового оздоровления предприятия (на примере…).

42. Разработка направлений оптимизации деятельности организации в условиях кризиса (на примере…).

43. Разработка сервисной логистической системы предприятия (на примере…).

44. Разработка приоритетных направлений поддержки малого предпринимательства региона в условиях финансово-экономического кризиса (на примере… региона).

45. Разработка путей активизации творческой деятельности персонала по обеспечению управления качества (на примере…).

46. Разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия (на примере…).

47. Разработка системы информационного обеспечения управления качеством (на примере…).

48. Разработка стратегии развития предприятия (на примере…).

49. Резервы и пути экономии материальных ресурсов (на примере…).

50. Совершенствование коммерческой деятельности на основе маркетингового подхода (на примере…).  

51. Совершенствование коммуникационных процессов в организации (на примере…).

52. Совершенствование методов управления качеством (на примере…).

53. Совершенствование организационной структуры управления предприятием (на примере…).

54. Совершенствование системы менеджмента персонала в условиях кризиса (на примере…).

55. Совершенствование системы распределения ресурсов на основе бюджетирования (на примере…).

56. Совершенствование системы управления вертикально-интегрированными (горизонтально-интегрированными) структурами в реальном секторе экономики.

57. Совершенствование технологий разработки управленческих решений в фирме (банке, организации и пр.) в условиях кризиса.

58. Совершенствование системы управленческого контроля в организации (на примере…).

59. Совершенствование форм и методов организации производства на промышленном предприятии (на примере…).

60. Современные подходы к проблеме стимулирования эффективной деятельности персонала.

61. Социальная ответственность и эффективность деятельности организации (на примере…). 

62. Стратегическое планирование развития фирмы на основе бизнес-планирования (на примере…). 

63. Стратегическое управление инновациями в организации (на примере…).

64. Управление атмосферой продаж фирмы (на примере…).

65. Управление деловой карьерой работника на предприятии (на примере предприятия, фирмы).

66. Управление издержками производства на предприятии (на примере…).

67. Управление инвестиционной деятельностью предприятия (на примере…).

68. Управление инвестиционной привлекательностью малого бизнеса (на примере…).

69. Управление инвестиционным процессом на основе оценки эффективности инвестиционного проекта хозяйствующих субъектов в регионе.

70. Анализ и совершенствование системы управления каналами сбыта на предприятии (на примере…).

71. Управление конфликтами в организации (на примере…).

72. Управление маркетинговой деятельностью предприятия на основе анализа объектов промышленной собственности (на примере…).

73. Управление маркетингом на предприятии оптовой торговли (на примере…).

74. Управление муниципальной маркетинговой инфраструктурой малых предприятий муниципального образования (на примере…).

75. Управление научно-технической подготовкой производства на предприятии (на примере…).

76. Управление оборотными средствами организации (на примере…).

77. Управление процессами реформирования и реструктуризации современной компании (на примере…).

78. Управление развитием деятельности малого предприятия на основе бизнес-планирования (на примере…).

79. Управление развитием потребительского рынка региона (на примере…региона).

80. Управление рисками на предприятии (на примере…).

81. Управление социально-экономическими организациями на основе повышения качества услуг.

82. Управление формированием товарного ассортимента фирмы (на примере…).

83. Управление формированием и развитием информационной системы предприятия (на примере…). 

84. Управление формированием и развитием мотивационных механизмов реализации стратегии успеха промышленных предприятий (на примере…).

85. Управление формированием и развитием системы стимулирования сотрудников современной организации (на примере…).

86. Управление формированием организационной культуры на коммерческом предприятии (на примере…). 

87. Управление формированием системы малого предприятия на основе бизнес-планирования (на примере…).

88. Управление ценовой политикой фирмы (на примере…).

89. Управленческая диагностика организации как инструмент антикризисного менеджмента (на примере…).

90. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере…).

91. Финансово-экономический механизм управления предприятием (на примере…).

92. Формирование ассортиментной политики управления розничной торговли (на примере…).

93. Формирование и повышение эффективности деятельности управленческой команды менеджеров (на примере…).

94. Формирование и развитие системы управления персоналом предприятия (на примере…).

95. Формирование кадровой политики организации (на примере…).

96. Формирование марочной политики предприятия (на примере…). 

97. Формирование программы стратегического развития фирмы в условиях конкуренции (на примере предприятия, фирмы).

Для подготовки ВКР за обучающимся распорядительным актом института закрепляется руководитель ВКР из числа профессорско-преподавательского состава кафедры.

После завершения подготовки обучающимся ВКР руководитель выпускной квалификационной (бакалаврской) работы представляет на кафедру письменный отзыв о работе обучающегося в период подготовки ВКР.

Тексты ВКР размещаются институтом в электронно­-библиотечной системе вуза и проверяются на объём заимствования.

ВКР и отзыв руководителя предоставляются в итоговую экзаменационную комиссию не позднее, чем за 2 календарных дня до защиты.

Защита ВКР проводится не ранее, чем через 7 дней после итогового экзамена.

При защите выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, выпускники должны, опираясь на полученные знания, умения и навыки, показать способность самостоятельно решать задачи профессиональной деятельности, излагать информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения.

 

5.2. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ (БАКАЛАВРСКИМ) РАБОТАМ И ПОРЯДКУ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Требования к структуре работы

Структура ВКР в себя включает следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Аннотация.

3. Содержание (1-2 с.)

4. Введение (2-3 с.)

5. Основная часть работы:

I Глава — теоретические основы решаемой проблемы (15-20 с.)

II Глава — расчетно-аналитическая часть (30-35 с.)

III Глава — рекомендательная часть (15-20 с.)

6. Заключение (выводы и предложения) (2-3 с.)

7. Список использованных источников (не менее 40 наименований отечественных и зарубежных публикаций, включая нормативные документы)

8. Приложения (вспомогательные и иллюстрационные материалы, на которые по тексту работы сделаны ссылки)

Образец оформления титульного листа представлен в Приложении 1.

 

Содержание разделов ВКР

 

Аннотация представляет собой текст объемом 850 печатных знаков. Она должна содержать в перечисленной ниже последовательности:

  - название и структуру работы;

- сведения о количестве страниц текста, количестве иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений, листов графического материала;

- перечень ключевых слов (от 6 до 15 слов или словосочетаний, которые в наибольшей мере характеризуют содержание текста; ключевые слова приводятся в именительном падеже и записываются строчными буквами через запятую).

Содержание включает введение, номера и названия разделов и подразделов, заключение, список использованной литературы и приложения.

Введение обосновывает актуальность выбранной темы, научное и практическое значение ее. После этого освещается степень разработанности темы в научной литературе и характеристика использованных источников, в которых подробно и полно характеризуется конкретный вклад различных авторов, школ и направлений в разработку рассматриваемой проблемы, акцентируется внимание на «пробелах» в рассматриваемой теме.

Следующий этап - формулировка цели исследования и перечисление конкретных задач, определяемых поставленной целью, а также объекта и предмета исследования.

Актуальность темы исследования. Обоснование актуальности выбранной темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Описывается степень разработанности темы в научной литературе и характеристика использованных источников. Это небольшая описательная характеристика научных работ, с рассмотрением вопросов касательно интересующей научной проблемы.

Цель исследования отражает назначение, результат исследования. Формулировка цели должна логично вытекать из сложившейся в науке ситуации. Описав, что и как уже сделано другими, необходимо сказать, что именно в данной работе надо еще сделать, т.е. конкретно, максимально четко и кратко сформулировать цель, которую перед собой поставил студент.

В отличие от цели (она одна), задач должно быть несколько.

Задачи исследования составляют содержание и последовательность достижения цели исследования, а по отдельности - последовательные шаги достижения цели. Поэтому основная часть ВКР представляет собой последовательное решение поставленных задач.

Тема ВКР, цель и задачи исследования, задание на ВКР взаимосвязаны.

Пример формулирования цели и задач:

Тема ВКР: «Совершенствование системы менеджмента персонала в условиях кризиса (на примере ОАО «Сибирь»)

Цель исследования - определить направления и пути совершенствования организации системы менеджмента персонала организации в условиях кризиса.

Задачи исследования:                                                                                                   

1) Изучение теоретических аспектов менеджмента персонала.

2) Изучение специфики менеджмента персонала организации в условиях кризиса.

3) Анализ системы менеджмента персонала в ОАО «Сибирь».

4) На основе результатов анализа разработать рекомендации совершенствования организации системы менеджмента персонала в ОАО «Сибирь».

Объект и предмет исследования. Объект исследования – это объективная реальность, на которую направлен научный поиск студента. Предмет исследования представляет собой часть объекта (его фрагмент), подвергающийся непосредственному изучению.

Пример определения предмета и объекта исследования:

Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Предметом исследования является анализ финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

Методология исследования. Далее представляется использованная в работе методология с обоснованием применения того или иного метода при решении поставленных студентом исследовательских задач.

Научная и практическая значимость работы. Научная значимость исследования показывает что нового внес автор в развитие теоретических представлений об исследуемой проблеме. Практическая значимость исследования определяется тем, в какой мере полученные результаты можно привнести в повседневную деятельность современных организаций, предприятий, регионов и пр. То есть, работа обладает практической ценностью, если ее результаты были или могут быть внедрены, например, в работу конкретной фирмы, организации, предприятия и пр.

Структура работы. В конце введения должна быть представлена общая структура работы, где последовательно перечисляются ее элементы.

Пример структуры работы:

ВКР состоит из введения, трех глав, объединяющих семь разделов (параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы, насчитывающего 55 наименований, проиллюстрированная 3 рисунками и 5 таблицами.

Основная часть работы состоит из 2-3 глав. Если у студента уже есть собственный бизнес, то примерное содержание этих глав должно отвечать следующим требованиям.

В первой главе проявляется умение студента систематизировать существующие разработки и теории по данной проблеме, критически их осмысливать, выделять существенное, оценивать опыт других исследователей, определять главное в изученности темы с позиций современных подходов, аргументировать собственное мнение. Поскольку в бакалаврской работе изучается определенная тема, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к его работе. При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным при наличии разных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновать свое мнение по спорному вопросу и выдвинуть соответствующие аргументы.

Во второй главе ВКР содержится общее описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы, а также фактические данные, обработанные при помощи современных методик и представленные в виде аналитических выкладок. Кроме того, должны быть приведены расчеты отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта. В практической части также проводится обоснование последующих разработок. От полноты этой части зависит глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

Третья глава ВКР, как правило, это разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы (например, разработка стратегии развития предприятия, разработка плана маркетинговой стратегии и т.д.), а также подтвержденный расчетами анализ результатов использования предложенных мер или обоснование предполагаемых результатов (необходимо представить возможный эффект от предлагаемых в работе мероприятий).

Следует избегать предложений типа «следует повысить производительность труда, снизить себестоимость продукции...» и т.д. Предложения должны быть конкретными, чтобы их можно было обсуждать (соглашаться или не соглашаться).

В заключение данной главы определяются резервы повышения эффективности хозяйствования. При этом рекомендуется, чтобы анализируемый период охватывал последние 3-5 лет. Каждая глава должна заканчиваться выводами.

Если студент решил создать собственный бизнес, то в первой главе рассматриваются теоретические вопросы ВКР, основанные на материалах преддипломной практики, которая отражает отраслевую специфику деятельности вновь создаваемого предприятия. Все главы и параграфы ВКР должны обладать логическими взаимосвязями: по содержанию работы, по структуре и симметричному количеству параграфов.

Заключение должно содержать сжатые выводы и предложения по рассматриваемой теме.

Теоретические и практические выводы и предложения в более подробном варианте могут содержаться в конце каждой главы, для придания им логического завершения, а в заключении они должны носить обобщающий характер и излагаться четко и лаконично. Из текста заключения должен следовать общий вывод о том, что цели и задачи ВКР


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: