Национальные информационные ресурсы

Понятие информационных ресурсов

Прежде всего, выясним, что означает слово «ресурс». Если найти определение в словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова, то ресурсы – это запасы, источники чего-нибудь.

Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеют определённые ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. В современном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известны следующие виды ресурсов, которые являются уже классическими экономическими категориями:

· Материальные ресурсы создаются и используются человеком в процессе общественного производства и потребления, например, сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и так далее;

· Природные ресурсы – это объекты природы, используемые людьми для удовлетворения своих потребностей материальных или духовных. К ним относятся полезные ископаемые, водные (реки, моря, водохранилища), лесные (древесные и не древесные ценности; кормовые, грибы, лекарственные растения);

· Трудовые ресурсы – это люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями для трудовой деятельности (учителя, врачи, водители, инженеры и так далее);

· Финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, общества (налоги, денежные вклады в сбербанках);

· Энергетические ресурсы – ресурсы-носители энергии, используемые в процессе жизнедеятельности общества. Например, уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и так далее.

В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Понятие информационных ресурсов является сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дано следующее определение понятия информационные ресурсы:

«Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

Это определение даёт юридическое основание для регулирования отношений в информационной сфере общества, включая такие важные моменты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и её распространения.

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не всё в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Можно определить информационные ресурсы следующим образом:

Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме.

Такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение вполне приемлемо для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики.

 

При этом будем рассматривать информационные ресурсы общества, которые уже отделены от своих создателей и материализованы в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства.

Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Национальные информационные ресурсы

Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

· отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и тому подобное, к которому относится информация);

· форму представления (по виду носителей, степени отображения результатов мышления в точных понятиях и утверждениях, наличию дополнительного описания и прочее).

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: правовая информация, энциклопедическая информация, учебные материалы, программное обеспечение, видео, аудио и много другое.

Рассмотрим один из способов классификации национальных информационных ресурсов. К ним относятся:

· библиотечные ресурсы;

· архивные ресурсы;

· научно-техническая информация;

· правовая информация;

· информация государственных (властных) структур;

· отраслевая информация;

· финансовая и экономическая информация;

· информация о природных ресурсах;

· информация предприятиях и учреждениях;

· другие.

Рассмотрим некоторые группы более подробно.

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает:

· публичные (общедоступные) библиотеки федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации), муниципальных органов культуры (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России);

· систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов;

· информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);

· библиотечную сеть высших учебных заведений России;

· сеть медицинских библиотек;

· сеть сельскохозяйственных библиотек;

· другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).

Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но всё больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Архив – это учреждение, занимающееся хранением и описанием различных документов прошлого: рукописей, фотографий, карт и так далее. Объёмы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удаётся обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

В состав государственной системы научно-технической информации входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые органы, региональные центры.

Основной принцип действия государственной системы научно-технической информации – совместная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники федеральными органами и научно-техническими библиотеками. А затем многократное использование потребителями информации из федеральных фондов через сеть информационных организаций в отраслях и регионах.

Важной составной частью государственной системы научно-технической информации являются центры научно-технической информации, действующие в 69 субъектах Российской Федерации. Вместе с головной организацией они образуют объединение «Росинформресурс».

В каждом государстве разработаны и действуют свои своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации. Ни одно государство не может полноценно жить и развиваться без правовой информации.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и так далее.

Также для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

· тематика хранящейся в них информации (общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и прочая информация);

· форма собственности (например, государственная: федеральная, субъекта федерации, муниципальная; общественных организаций, акционерная, частная);

· доступность информации (открытая, закрытая, конфиденциальная);

· принадлежность к определённой информационной системе (например, к библиотечной, архивной, научно-технической и так далее);

· источник информации (это может быть официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчётность, результаты социологических исследований и так далее);

· назначение и характер использования информации (например, массовое, региональное, ведомственное и прочее);

· форма представления информации (текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная);

· вид носителя информации (бумажный, электронный).

 

Глобальная сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и услугами, которыми регулярно пользуется около миллиарда человек во всех странах мира. Всемирная паутина использует технологию гипертекста, в которой документы связаны между собой с помощью гиперссылок.

Гиперссылки позволяют связывать данный документ с различными объектами сети Интернет, хранящимся на компьютерах в разных частях света. Благодаря этому знания, которым обучали в университетах и школах сегодня можно получить в течение нескольких минут или даже секунд.

Используя информационные ресурсы Интернета, найдём ответы на вопросы. Для поиска ответов воспользуемся информационно-поисковой системой google.ru и свободной энциклопедией Википедия.

· 1 вопрос: Где установлена крупнейшая конная статуя в мире? (в Монголии установлена самая большая конная статуя в мире. И эта статуя Чингисхана);

· 2 вопрос: Когда отмечается Всемирный день китов? (ежегодно 23 июля наша планета отмечает Всемирный день китов и дельфинов);

· 3 вопрос: В какой стране и когда были изобретены очки? (Алессандро Спина, монах и учёный из Пизы. Но даже если очки были изобретены ранее неизвестным мастером, то поскольку Спина самостоятельно и только лишь по общему описанию воссоздал метод изготовления очков, слава изобретателя по праву принадлежит ему).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: