Ход выполнения методического пособия

ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

 

                          

 

                          Методическое пособие по теме:
                   «Летние впечатления. Отражение.»

                2 класс ДХШ
                Количество часов: 10
                Предмет: станковая композиция

                                                

 

                                                                                                

 

 

                                                                                     

 

                                                                                 Выполнила:

                                                                                 Студентка 4 курса

                                                                                 Группы 4пед В

Иноземцева Александра Александровна

    

 

                                ВОРОНЕЖ 2020




Дата

Класс — 2

Предмет: станковая композиция

Тема: “Летние впечатления. Отражение”

Количество часов по теме — 10

Цели методического пособия:

Создать композицию летнего пейзажа с моментами отражения в воде, используя законы композиции. Подробно ознакомиться с видами средств выразительности в живописи и цветовой гармонии. Закрепить знания и умения поэтапного ведения работы.

Задачи урока:

1. Образовательная:

Овладение техникой рисования гуашью. Знакомство с творчеством известных художников. Формирование потребности нахождения гармонии в композиции, создание колорита.

2. Развивающая:

Развитие способности видеть композицию в целом. Грамотно составлять цветовую палитру. Развитие воображения, самостоятельности и аккуратности в работе.

3. Воспитательная:

Пробуждение у учащихся интереса к изобразительному искусству. Воспитание умения видеть богатство и насыщенность цвета.

Оборудование:

Для учителя — методическое пособие, работы учащихся.

Для учащихся — папка с бумагой, салфетки, кисти, карандаши, гуашь, палитра и др.

 

Литература:

1. Изобразительное искусство во II классе: пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1984. -207 с., ил.

2. Основы композиции: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2109 “Черчение, рисование, труд” -М.: Просвещение, 1979. -303с., ил.

3. Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства [Текст]: учеб. пособие / Ю. Я. Герчук. – М.: Учебная литература, 1998. – 205 с.: цв. ил.

4. Котляров, А. С. Композиционная структура изображения [Текст]: учеб. пособие / А. С. Котляров. – М.: Университетская книга, 2008. – 148 с.: ил., цв. ил. – (Новая университетская библиотека). – Библиогр.: с. 148.

5. Кудин, П. А. Пропорции в картине как музыкальные созвучия. Основы теории и методики соразмерности в композиции [Текст]: учеб. пособие / П. А. Кудин. - СПб.: Рубин, 1997. – 106 с.: табл. (Посвящается 200-летию Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена)

6. Рисунок. Живопись. Композиция [Текст]: хрестоматия / сост.: Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.

 

Ход выполнения методического пособия

Лист 1 — Аналоги

   На первом демонстрационном листе показаны аналоги картин мастеров, изображающих природу, её разное эмоциональное состояние.

 

Лист 2 — Законы композиции

                             

   Статика  Динамика

                               

Закон доминанты                               Закон доминанты

                      

  Закон равновесия                             Закон равновесия      

                      

Симметрия           Асимметрия

 На втором демонстрационном листе представлены основные законы композиции, позволяющие грамотно составить композиционную ситуацию картины.

Статика — устойчивая, неподвижная композиция.

Статический ритм состоит из элементов, повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными.
1) Простой ряд основан на повторе одного и того же элемента с одним и тем же интервалом.
2) Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на:
- Чередование на одинаковых интервалах.
- Чередование равных элементов с неравными интервалами
- Ряд с чередованием неравных элементов

 

Динамика — движущаяся, энергичная композиция

Закон равновесия — состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.

Динамический ритм. Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами) или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число прогрессии).
Важно! В ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество элементов не составляют ряд.

 

Из всех признаков формы наиболее значимыми для ритмизации являются (в порядке убывания):
1) Размер
2) Интервал
3) Цвет (светлота)

Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим.

Закон доминанты — все элементы композиции подчиняются одному главному элементу.

 

Симметрия — это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии
Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.
Зеркальная. Это симметрия, в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.

 

Асимметрия — это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).

 

Равновесие — это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности.
Виды. Выделяют статическое и динамическое равновесие.
Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.
Динамическое. Это состояние композиции, при котором её элементы производят впечатление движения и внутренней динамики.

 

Замкнутая и открытая композиция


Существуют два типа композиции - замкнутая и открытая. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции - четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.

 

Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления линий - от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм. В свободной композиции отсутствует фокусирование взгляда на центре композиции. Взгляд свободно уходит за пределы композиции, домысливая продолжение. Это может быть центробежная композиция, когда визуально создается эффект поступательного движения или скольжения по спирально расширяющейся траектории.

 


Лист 3 — Динамика в композиции

 

  
Движение в центр              Разнонаправленное движение

        

Движение “Круговое” Движение “Скачкообразное”

     

Движение “Векторное” Движение “Фонтан”

Закрытая композиция Открытая композиция

 

 

                                   

Движение или динамика.
  Очень интересная и очень объемная тема. Что мы подразумеваем под словом «движение»?
Во-первых, самое простое и понятное – это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать.

  Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.


 

Лист 4 — Средства выразительности

Колорит Пятно

Контраст Нюанс

Колорит — согласованность между собой цветов картины, их гармоничное цветовое единство; он передаёт настроение: спокойное или радостное, тревожное или грустное и пр. Колорит бывает тёплым и холодным, светлым и тёмным.

Контраст — это подчёркнутая противоположность в форме, цвете, размерах, фактуре и массе.

Пятно — тональное, силуэтное изображение объекта для смыслового или эмоционального, выразительного эффекта.

Нюанс — плавный переход в характеристике элемента в сторону усиления и ослабления.

 

Лист 5 — Цветовые гармонии

 

          

                  

                   

 

  Цветовая гармония — важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью, фактурой и т.д. Термин «гармония» происходит от греческого слова, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей высокий уровень упорядоченного многообразия; оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты.

  Существуют несколько типов цветовых гармоний:
1. Монохромная гармония — строится на сочетании цветов одного цветового тона, при наличии различий по светлоте и насыщенности.
2. Родственная гармония — строится на основе цветов, находящихся рядом в цветовом круге.
3. Троичная гармония — строится на основе равнобедренного треугольника, наложенного на цветовой круг.
4. Контрастная гармония — в основе лежат цвета, находящиеся друг напротив друга в цветовом круге, которые могут быть как дополнительными, так и контрастными.

 


 

Лист 6 — Эскизы

 

  Необходимо сделать несколько разных эскизов-поисков вашей композиции, определиться с цветом и тональностью. При создании самых первых, довольно схематичных эскизов не следует забывать о действии композиционных законов целостности и контрастов. Именно учет этих законов имеет принципиально важное значение, ибо, разрабатывая первые эскизы, художник ведет поиски такой композиции, которая позволит уже в своем черновом, схематичном наброске увидеть целостность, жизненность и выразительность, то есть те основные качества, которые являются определяющими для подлинного произведения искусства

 

Лист 7 — Этап 1

Построение композиции на листе определённого формата.


  Необходимо сравнить все эскизы и решить, где компоновка составлена грамотнее, лучше и приятнее для зрительного восприятия. После того, как определились с композиций, можно переходить на формат. Формат листа тоже завит от эскиза. Начинаем простраивать композицию на листе, учитывая детали, соразмерность и отношения всех элементов.


 

Лист 8 — Этап 2

Определение целостности и общей массы композиции, наложение основных цветовых пятен.

 

После подробной прорисовки карандашом, приступим к нанесения первых цветовые пятен, при смешении которых следует меньше использовать белую краску для чистоты цвета и контраста в работе.

 

Лист 9 — Этап 3

Прорисовка заднего плана и неба.



  Заполняем все непрокрашенные участки, для скорейшего создания общего впечатления от работы и выявления ее целостности. Намечаем задний план, используя только светлые и холодные оттенки.


 

Лист 10 — Этап 4

Уточнение деталей заднего плана и переднего: трава, ветки, камыши.


  Во время работы анализируем цветовые сочетания, тональность, иначе достигнуть гармонии изображения не получится. Помним, что задний план всегда намного прохладнее, чем передний, они не должны спорить. Небо, главное пространство, которое помогает передать время суток, состояние и настроение картины, и мягкие плавные мазки жидкой краской для передачи воды в ее спокойном состоянии. Также помните, что вода отражает все, что находится над ней, безусловно, включая небо; при этом размер, очертания и цвет отражений будут зависеть от состояния воды. Так, в бурном потоке отражения объектов будут изменчивыми и прерывистыми, в то время как в тихой заводи пруда предметы будут отражаться, как в темном зеркале.

   На этапе завершения если мы замечаем дробность, что противоположно цельности в работе, то следует постараться обобщить. После чего прорисовываем маленькие детали, камыши, траву, деревца на заднем плане, окошки избушек. Но не стоит этим злоупотреблять. Заметим, что при любом прикосновении с водной гладью на воде образуются круги, желательно их показать. Работая над отражениями, старайтесь не очень их усложнять. В противном случае они будут выглядеть не очень реалистично. В качестве заключения, чтобы выявить игру света в водной ряби, добавьте вкрапления цветов отдельными мазками.

 
































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: