«Сначала я только подумаю, что у меня может заболеть голова (сердце, живот, позвоночник)... – тут она и начинает болеть, чем больше болит, тем больше думаю, чем больше думаю, тем больше болит... когда я отключаюсь от себя, все хорошо, но...»
Читателю ясно, о каких состояниях идет речь. Они довольно часты. Вредные самососредоточения возникают по механизму парадоксальных состояний.
Как не думать о белом медведе? Очень просто: думать о черной собаке. О зеленом крокодиле. О пятнистом жирафе... Одно сосредоточение может быть побеждено только другим. Роль отвлекающего сосредоточения при многих неврозах и выполняет АТ.
Сосредоточение – это возвращение (замечание об оптимальных ритмах внимания)
Еще раз вспомним о биомаятниках и о том, что пока мы живы, в нас все движется и вибрирует. Приборы показывают, что даже у неподвижно застывшего часового тело совершает легкие ритмично-аритмичные покачивания. Глаза, уставленные в одну точку, все-таки совершают микродвижения. Даже крепкое сжатие кулака, если разобраться, тоже состоит из последовательных сжатий – разжатий, только очень быстрых, сливающихся...
Так же движется, колеблется и внимание, даже, казалось бы, неподвижно фиксированное на чем-то.
Нет, сосредоточение – это ни в коем случае не неподвижное застывание: это повторное возвращение к предмету внимания, возвращение в наилучшем ритме! Когда ритм оптимален, тогда только и возникает ощущение непрерывности.
Все, что само сосредотачивает, все, что «втягивает» – все ритмично, начиная с простых физиологических актов и кончая ритмами искусства. Если вы хотите, чтобы самовнушения АТ были максимально продуктивными, они должны носить ритмично-возвратный характер.
А главное правило сосредоточения звучит так: не бойтесь отклонения, бойтесь невозвращения!
На вкус, на цвет...
Упражнения вчувствования в слова и вживания в представления помогут вам в дальнейших целенаправленных самовнушениях. Делать их лучше всего в состоянии предварительного расслабления. На каждом представлении сосредотачиваться от 1 до 10 минут.
1. Постарайтесь как можно ярче, вплоть до галлюцинаторности, увидеть и удержать внутренним взором:
белые-белые белила;
синюю-синюю синьку;
коричневую корявую корку;
желтый-желтый желток;
красивую красную краску;
зеленую траву.
2. Вызовите образ, почувствуйте вкус:
лимон: кислый-кислый, только что разрезанный;
икра: красная, искристая.
3. Вызовите образ и осязательное ощущение:
колкая иголка;
мягкая вата;
нежный пух.
(От последних двух представлений можно переходить к представлению погружения в мягкую пуховую перину – это хорошее дополнение для общего расслабления. «Погружайтесь» в ванну, «покачивайтесь» в медленно, лениво плывущей лодке, в гамаке и т. п).
4. Добейтесь максимально ярких образных представлений:
горячий пар кипятка в парильне;
холодное стальное лезвие ножа;
с треском горящий в костре хворост;
холодный влажный платок на лбу.
5. Сюжетные саморазвивающиеся представления – пример:
Пляж у моря. Жаркий день. Палит солнце. Вы в купальном костюме, с наслаждением вытягиваетесь...
Смотрите перед собой в море. «Барашки»... Головы купающихся...
Рассмотрите получше линию горизонта. Что там появляется (силуэт корабля, тучки, в небе самолет)...?
Посмотрите, что происходит вокруг, на берегу (играют дети; собака, мяч)....
Вас разогревает солнце, палит сильно, приходится поворачиваться с боку на бок, хочется искупаться. Входите в воду. Вода прохладная...
Произвольный вызов ярких до галлюцинаторности представлений принято относить к «высшей ступени» АТ. Но некоторым людям они хорошо удаются с самого начала и помогают осваивать «низшие ступени» (пример: через представление «я на пляже» – вызов ощущения тепла в теле). Успех определяется не только глубиной сосредоточения, но и типом восприятия и мышления. У людей с конкретно-образным складом мышления легко возникают сюжетные представления, а через них – самовнушения разных состояний. У тех, кто мыслит больше абстрактными категориями, легче вызываются отдельные ощущения, не связанные ни с какими представлениями.






