Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2 Ровеньского района Белгородской области»
Исследовательская работа
По теме
«Школьный шум и его влияние на самочувствие учащихся»
Выполнили: ученики 4 «А» класса
Старцева Елизавета
Кобзарев Назар
Руководитель: Литовченко А. И.,
учитель начальных классов
П. Ровеньки
2019
Содержание.
1. Введение 4
2. Цели и задачи исследования 4
3. Методика исследования 5
4. Описание объекта исследования 5 - 11
5. Выводы 11 -12
6. Литература 12
Введение
Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующий мотив.
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя.
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый здесь судьбу благодарит!
Е. Шуваева
Мы живем в мире звуков. Часть из них является полезными сигналами, дающими возможность общаться, правильно ориентироваться в окружающей среде, положительно влияют на наше настроение. Другие мешают, раздражают и даже могут повредить здоровью. Поэтому мы решили провести исследование и выяснить, какие звуки полезны, а какие вредны для нас. А также найти ответ на вопрос: «В чем заключается опасное влияние шума на организм школьника».
Проблема исследования:
Шум негативно влияет на организм человека. Наносит вред здоровью и самочувствию ребенка, снижает слух, способствует раздражению, утомляемости, головной боли.
Цель исследования: провести исследование шумового загрязнения в школе и изучить влияние шума на здоровье человека.
Объект исследования: шум как звуковое явление.
Предмет: воздействие шума на организм человека.
Предмет и цели исследования позволяют сформулировать следующую гипотезу:
Гипотеза.
Если ученики школы осознают вред школьного шумового загрязнения, необходимость в сохранении слуха через использование наглядной агитации, методов убеждения, то откажутся от громкого шума, что позволит сохранить им свое здоровье.
Задачи исследования.
1. Понять, что такое звук и как человек воспринимает звук.
2. Изучить понятие шума, научиться работать с приборами для измерения шума.
3. Измерить шум в различных условиях, сделать выводы о наиболее опасных источниках шума.
4. Изучить влияние шума на самочувствие человека.
5. Сделать выводы и сформулировать рекомендации по снижению шума и его вредного воздействия.
Дата и место проведения моего исследования.
Исследование проводилось в МБОУ «Ровеньская средняя школа №2». В январе – марте 2019 года.
Методика работы.
Исследование проводилось с использованием следующих методов:
· Сбор информации об органе слуха, звуке и шуме как физическом явлении;
· Наблюдение за одноклассниками в разных условиях;
· Интервью с учителем физики;
· Беседа с медицинскими работниками;
· Опыты по выявлению уровня шума в различных местах школы;
· Сравнение, анализ и учет полученных в результате опытной работы данных.
Описание объекта исследования.
1. Для описания объекта исследования мы начали индивидуальную работу по сбору информации в учебнике по окружающему миру, детских энциклопедиях, сети интернет. Из этих источников мы узнали о внешнем и внутреннем строении уха. Человеческое ухо имеет три отдела: наружное ухо, среднее и внутреннее. Каждое из них имеет своё строение, а вместе они образуют своеобразную длинную трубку, уходящую вглубь головы человека.
Наружное ухо начинается с ушной раковины. Это единственная часть человеческого уха, которая находится вне головы. Ушная раковина имеет форму воронки, которая улавливает звуковые волны и направляет их в слуховой проход.
Внутренний конец слухового прохода закрывается тонкой и упругой перегородкой – барабанной перепонкой, которая принимает на себя колебания прошедших по слуховому проходу звуковых волн, начинает дрожать и передает их дальше, в среднее ухо и, кроме того, отгораживает среднее ухо от воздуха.
Среднее ухо сложено из трёх ушных косточек, которые называются молоточком, наковаленкой и стремечком. Все они соединены друг с другом маленькими суставчиками.
Молоточек примыкает к барабанной перепонке изнутри головы, принимает на себя её колебания, заставляет дрожать наковаленку, а та, в свою очередь, стремечко. Стремечко вибрирует уже значительно сильнее барабанной перепонки и передаёт такие усиленные звуковые колебания внутреннему уху.
Внутреннее ухо служит для восприятия звуков. Оно крепко прикреплено к костям черепа, почти сплошь закрыто костяным чехольчиком с отверстием, к которому примыкает стремечко.
Слуховая часть внутреннего уха – это спиралеобразная костяная трубка (улитка), имеющая длину около 3 сантиметров и ширину меньше сантиметра. Изнутри улитка внутреннего уха заполнена жидкостью, а стенки её покрыты очень чувствительными волосковыми клетками.
Примыкающее к отверстию в стенке улитки стремечко передает свои колебания находящейся внутри её жидкости. Дрожание жидкости воспринимается волосковыми клетками, которые при помощи слуховых нервов передают сигналы об этом в мозг. И уже мозг, его слуховая зона, обрабатывает эти сигналы, и мы слышим звуки.
2. Для уточнения природы образования звука и отличие звука от шума мы взяли интервью у учителя физики Лисициной Светланы Алексеевны. В результате интервьюирования мы узнали, что звук – это волнообразное колебание воздуха, эти колебания приводят в последовательное движение мельчайшие частицы воздуха – молекулы, которые, достигая уха, передают колебательное движение барабанной перепонке. Звук приятен слуху человека, а шум – неприятный или нежелательный звук, который мешает воспринимать нужные сигналы, нарушает тишину, оказывает вредное или раздражающее действие на организм человека, снижает его работоспособность.
Фотография №1
Фотография №2
3. Изучая энциклопедии, мы выяснили, что звук измеряется специальными единицами – децибелами (дБ). В названии этой единицы звука – «деци» - десять, Белл – фамилия изобретателя телефона Александра Грейама Бела.
4. Затем, мы встретились с медицинской сестрой нашей школы Кравцовой Юлией Владимиовной, она рассказала нам об уровнях шума, издаваемых различными источниками, и их влиянии на организм человека. В результате беседы мы составили таблицу: