Класс (год обучения) 5 класс
Количество часов Данная программа рассчитана на 34 часа. Количество часов в неделю - 1. Срок реализации - 1 год.
Направление(я) развития личности физкультурно-спортивное
Форма реализации спортивные клубы и секции,
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные: интерес к изучению туристко-краеведческой деятельности, его истории; стремление к формирование положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к природе, как основным ценностям в жизни человека, к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям; способность к самооценке на основе наблюдения за собой на туристско-спортивных слетах, сборах, экскурсиях; умение работать в паре, коллективе; формирование туристских умений и навыков.
Метапредметные: умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять, извлекать информацию из различных источников, пользование справочной литературой; самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор о пеших походах, навыках туриста; владение разными техниками вязки узлов, ориентирование на карте и местности; умение определять расстояния простейшим способом.
Предметные:
Ученик научится:
- рассказывать об истории развития туризма в России;
- рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма;
- технически правильно выполнять двигательные действия в туризме;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств, туристических умений и навыков;
- беречь и защищать природу, экологически мыслить;
- следовать традициям старших ребят, участников районных туристических соревнований;
- читать топографические карты;
- ориентироваться на местности без карты (по природным признакам, по компасу);
- рассказывать о режиме дня школьников, о личной гигиене
Ученик получит возможность научиться:
- различать виды туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, в коллективе;
- безопасному поведению во время занятий в спортивном зале, на спортивной площадке, в природной среде;
- участвовать в однодневных походах, туристских слетах, соревнованиях.
Содержание курса внеурочной деятельности
| № п/п | Содержание курса | Виды деятельности | Формы деятельности |
| 1 | Туристские путешествияЗнакомство с группой. Туризм, как средство физического совершенствования, познания окружающего мира. Известные путешественники. Путешествия и приключения. Виды туризма. Физическая подготовка туриста. Путешествия по Южному Уралу. | Познавательная | Познавательная беседа, просмотр учебного фильма |
| 2 | Личное и групповое туристское снаряжение.Требования личному и групповому снаряжению, его деление. Перечень группового снаряжения для однодневного похода в разные времена года. Костровое и кухонное снаряжение, правила ухода. Перечень личного снаряжения для однодневного похода в зависимости от погодных условий. Требования к обуви, одежде, головному убору. Уход за снаряжением и его ремонт. Укладка рюкзака, подгонка рюкзака по фигуре туриста. Упаковка снаряжения перед походом. | Познавательная Игровая | Просмотр презентации, туристическая игра «Подготовь группу к походу», «У кого гремит рюкзак…» |
| 3 | Гигиена туриста.Гигиенические требования к одежде, обуви, личной посуде. Содержание индивидуальной аптечки. Основы первой доврачебной помощи. Причины травм и их предупреждение. Особенности походов зимой, летом, в межсезонье. | Познавательно-аналитическая Практическая | Познавательная беседа, презентация, практические задания |
| 4 | Азы ориентирования в походе. Способы ориентирования: по местным признакам, по компасу, по карте, по солнцу и часам, по Полярной звезде, по Луне, по таянию снега, по постройкам. Ориентирование в лесу. Топографическая карта. Условные обозначения | Познавательно-аналитическая Практическая | Познавательная беседа, презентация, учебный фильм, тест, практические задания |
| 5 | Компас.Основные принципы работы.Технические параметры и механизм компаса. Виды приборов (магнитный, электронный, радиокомпас, спутниковый, электромагнит-ный, гидрокомпас). Определение сторон света. Ориентирование по карте. Определение азимута. Выбор направления и определение местоположения | Познавательная Практическая | Познавательная беседа, просмотр учебного фильма, тест, практические задания |
| 5 | План и карта.Виды планов и карт. Отличия. Условные обозначения. Масштаб. Относительная, абсолютная высота. Азимут. Как составить план местности на основе полярной съемки. Полярная съемка перпендикуляров. Маршрутная (контурная съемка) | Познавательная | Познавательная беседа, учебный фильм, тест, практические задания |
| 6 | Определение расстояний простейшим способом.Способы определения расстояний на местности | Познавательная Игровая | Практическое игровое задание |
| 7 | Значение узлов в жизни человека. Приметы, связанные с узлами. Узлы в мореплавании. Узлы в альпинизме. Значение узлов в туризме | Познавательно-практическая | Просмотр учебного фильма, беседа |
| 8 | Узлы в туризме: простой узел, «восьмерка».Схема, назначение, инструкция вязания. | Познавательно-практическая | Просмотр учебного ролика, схемы, практическое задание |
| 9 | Узлы в туризме: «девятка», «проводник». Схема, назначение, инструкция вязания. | Познавательно-практическая | Просмотр учебного ролика, схемы, практическое задание |
| 10 | Узлы в туризме: «схватывающий», «прямой узел». Схема, назначение, инструкция вязания. | Познавательно-практическая | Просмотр учебного ролика, схемы, практическое задание |
| 11 | Узлы в быту: «коровий узел», «ведерный узел», «мельничный узел». Схема, назначение, инструкция вязания. | Познавательно-практическая | Просмотр учебного ролика, схемы, практическое задание |
| 12 | Вязка узлов. Контрольное занятие.Схема, назначение, инструкция вязания. | Познавательная Практическая | Просмотр учебного ролика, схемы, практическое задание |
| 13 | Игры с веревками.Завязывание узла вслепую. Узлы по кругу. Пять узлов. Лассо. Охота на дикого слона. Швартовка. Не промахнись. Мешочек. | Игровая | Игровые задания |
| 14 | Общая физическая подготовка. ОФП, СФП | Спортивно-оздоровительная | Занятия ОФП, СФП |
| 15 | Однодневный поход.Движение по пересеченной местности, организация бивака, сбор дров, разжигание костров, приготовление пищи на костре, фотосъемка, видеосъемка, наблюдение за растительным, животным миром, работа с картой на местности, туристская игротека (игры в дороге и на местности), туристская песня | Туристическо-краеведческая | Туристический поход |






