Основные обязанности человека и гражданина и их характеристика

Если правам и свободам личности в действующей ныне Конституции и в литературе уделяется большое внимание, то этого нельзя сказать об основных обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять статей, посвященных обязанностям. В литературе же имеются лишь отдельные статьи, в которых они анализируются. Отсутствие в литературе полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании поведения членов нашего общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка. Видимо, причина заключается в другом – в кажущейся простоте. В Уголовном кодексе, в законах, регулирующих деятельность государства, всюду мы найдем указания на известного рода обязанности и повинности гражданина. Конституционные обязанности личности – лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон возлагает на нее.

Правовая норма регулирует должное поведение людей через установление либо прав, либо обязанностей. Категория «должное поведение» отражает специфику права в целом, но не дает достаточного представления о правах и обязанностях как таковых, не делает между ними различий.

Как юридическая возможность, так и правовая необходимость особо отчетливо проявляются в конституционных правах, свободах и обязанностях людей. В литературе указывается, что юридическая обязанность есть не только должное, но и возможное в человеческом поведении. Обязанность есть возможность поведения, имеющая необходимый характер, т. е. возможное в поведении одновременно является и необходимым. Как видно, здесь правильно подмечена связь правовой возможности и правовой необходимости. В праве эти категории не только взаимосвязаны, но и взаимно проникают друг в друга. Это особенно отчетливо можно проследить на примере конституционных прав и обязанностей. Как известно, право на основное общее образование является обязательным (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). В этом предписании заключаются и возможность (право) и необходимость (обязанность). В органическом соединении возможность и необходимость находятся также и в политических правах и свободах.

Носитель конституционных обязанностей должен строго следовать предписанным законом виду и мере поведения, но в границах этого правового требования он может проявлять свою самостоятельность и активность как в постановке цели, так и в ее реализации. В условиях демократического общества обязанное лицо является не пассивным объектом государственного властвования, а активной личностью, для которой практическое воплощение в жизнь обязанностей есть свободный творческий процесс, полный инициативы и созидания. Конституционные обязанности прежде всего опосредуют отношения и связи между государством и его гражданами. Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за собой возможности в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто злостно уклоняется от их несения. Предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер от убеждения до принуждения с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены.

Обязанности имеют широкомасштабное содержание. В Конституции они проявляются прежде всего в форме правового требования исполнять установленные законом меры поведения либо воздерживаться от этого. Вследствие широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только на правовые нормы, но и нормы морали. Российская Конституция устанавливает прямое действие своих предписаний (ч. 1 ст. 15). «Права и свободы человека и гражданина, - согласно ст. 18, - являются непосредственно действующими». Если закрепленные конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные в ней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги и сборы. Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип. Но для осуществления этого принципа мало выполнения лишь этого правила. Для претворения в жизнь требования необходим специальный закон или даже несколько, которые определят субъекты налогообложения, размер и виды налога и пр. Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно или вообще невозможно.

Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют многоцелевые функции и социальные роли. Наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона. Ответственность – социально-правовой фактор, который, с одной стороны, связывает обязанного субъекта существующим правопорядком, а с другой – стимулирует его активность, обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанности. Кроме указанных, закон устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), защищать Отечество, нести военную службу (ст. 59). Этих обязанностей, конечно, больше, но те, что перечислены – конституционные.

Конституционные обязанности устанавливаются в целях осуществления интересов общества, государства и каждого отдельного гражданина. Обязанности, подобно правам и свободам, не следует отрывать от целей, выражением которых являются интересы. Конституционная основная обязанность – это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения, ответственность за ненадлежащее его исполнение.

 

Заключение

В данной работе произведен обзор основных свобод и обязанностей граждан, а также проблемы, неизбежно возникающие в процессе жизнедеятельности правового общества.

Надо сказать, что государство не может раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце концов, погибнет.

Но следует отметить, что Россия сегодня не является правовым государством. Равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека – задача трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и просчетов, допущенных в последние годы.

Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства. По сути, в стране нет еще системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола. Особую тревогу вызывает состояние социально-экономических прав, в особенности права на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на гарантированное социальное обеспечение. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод, несомненно, отражает переходный характер российского общества. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества – негосударственный бизнес, различного рада предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране, тогда и обязанности им будут выполняться беспрекословно.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/popular/cons/

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.1948 г.) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/

3. Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации - 18 мая 1998 г. - № 20 - Ст. 2143 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/537e867d1d9d5dcd88536433e12a42ace8dae08c/

4. Злобин А.Н. Гражданское право РФ в схемах и ответах/ Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2017. Т. 14. № 1. С. 42-46.

5. Караманукян и др. Права человека в России: история, теория и практика: учебное пособие / Д. Т.; отв. ред. и авт. предисл. Д. Т. Караманукян. – Омск: Омская юридическая академия, 2015.

6.  Кутафин О. Е., Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник. – М.: Проспект, 2015. – 608 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: