Политическая наука Дж. Локка. «Второй трактат о правлении»

Содержание

1. Политическая философия Томаса Гоббса. «Левиафан».

2. Политическая наука Дж. Локка. «Второй трактат о правлении».



Политическая философия Томаса Гоббса. «Левиафан».

Самое знаменитое произведение Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» по задумке самого автора являлось апологией абсолютной власти государства. Стоит отметить, что Левиафан-это библейское чудище, упоминаемое в Ветхом Завете. Иногда описывается как многоголовый монстр, хотя некоторые исследователи считают, что это слово первоначально обозначало кита или кашалота. Гоббс сравнивает с ним государство, тем самым, стремится «поднять авторитет гражданской власти», с новой силой подчеркнуть приоритет государства перед церковью. В Англии в условиях революции и гражданской войны эта проблема стояла особенно остро. Не удивительно, что разработка вопросов философии и теории государства привлекала внимание Гоббса. Но он пытался, как и многие другие передовые мыслители той эпохи, объяснить сущность проблемы исходя из принципов человеческой природы и разработка вопросов по теме заставила Гоббса обратиться к изучению человека.

Во время эмиграции из Англии в Францию, Гоббс знакомится с мыслителем Рене Декартом, который делился с Гоббсом своими идеями. В последствии, Декарт оказал на Гоббса огромнейшее влияние, в результате чего, опираясь на метод Р. Декарта в изучении политических процессов, выстроил систему становления общества, при котором люди переходили из одной стадии в другую, становились частью одного механизма, приобретая свои функции в качестве новых лиц.

Английский мыслитель является одним из основоположников теории «договорного» происхождения государства. Она берёт своё начало в политико-правовом развитии первых цивилизаций Древнего Востока. Тогда, противоборствуя природным стихиям, люди объединились в одно общество во главе с лицом, ответственным за их безопасность. Это лицо является правителем. Английский мыслитель позиционирует его, как суверена. В данном случае речь идёт о легитимности лица, в руках которого сосредоточена легитимная власть. Отводя внимание к сущности человека, к его природе, Т. Гоббс ставит её в основу построения общества и государства.

Из этого определения следуют основные принципы договорной теории государства:

1. Государство есть единое лицо. «Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его поданным». Но это не означает, что во главе государства должен обязательно стоять один человек. Суверенная власть может принадлежать и «собранию людей». Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан «в единую волю».

2. Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственными за эти действия.

3. Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.

Т. Гоббс в своей работе отчётливо изучил человеческую природу, как причину становления государства. Он анализировал все аспекты человеческого восприятия. Государство является творением человеческих рук, а не волей высших сил. Суверен же является искусственным Богом, наделённым особыми полномочиями в делах политических и общественных. Левиафан английского мыслителя является искусственным человеком, который намного больше, чем естественный.

Говоря о таком сравнении, стоит отметить, что Т. Гоббс создал органическую структуру государства, состоящую из множества «органов», которые выполняют свои функции. Все они составляют единый механизм тоталитарного государства с абсолютной властью суверена

Вместе с тем Левиафан во многом ориентирован на предотвращение преступлений самого отвратительного гражданина, которым, по мнению Гоббса, может быть и скорее всего будет любой.

Гоббс был крайне прогрессивен в том, что указал на функцию государства по регулировке, рационализации и перенаправлению насилия, которое по своей сути всегда является конечным аргументом, в том числе и в вопросах единения и подчинения общим правилам.

Т. Гоббс не только показал сущность договорного происхождения государства, но и создал концепцию, по которой государство является органическим телом, в котором переплетены правовые, политические и социальные установления. Именно этим телом и является Левиафан: прообразом политического организма стало библейское чудовище, сочетающее в себе Бога-Человека, поглощающее всех и вся. Английский мыслитель является творцом так называемого политического мифа, идеи которого актуальны и по сей день. Борьба между государствами за обладание влиянием и земными ресурсами является отражением давней борьбы между индивидами, которыми двигали интересы, двигало желание удовлетворить свои потребности. Только размеры «искусственного человека» намного больше, нежели настоящего, но суть та же.


 


Политическая наука Дж. Локка. «Второй трактат о правлении».

Английскому философу Джону Локку по праву принадлежит заслуга теоретического обоснования основ либеральной демократии. С одной стороны, его рассуждения разворачиваются в намеченном Гоббсом русле теории естественного права, но при этом он устанавливает тесную связь естественного права с индивидуальной свободой; с другой стороны, Локк разрабатывает конституционную технику либеральной демократии сообразно с требованиями индивидуализма и утверждает право на сопротивление угнетению и притеснениям со стороны власти.

Второй - представления о правовом происхождении государства. Допущение о естественном законе, предшествовавшим человеческим правлениям. Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность. Человек «рождается с правом свободы своей личности, над которой ни один другой человек не имеет власти и свободно распоряжаться которой может только он сам». Люди несут в себе свет разума, позволяющего им осознать естественный закон, в соответствии с которым они и строят свое поведение.

Однако в отличие от Гоббса, для которого своеволие людей превращает естественное состояние в «войну всех против всех», Локк различает естественное состояние и состояние войны. По его мнению, закон природы, облеченный в форму разума, «учит всех людей, которые пожелают с ним считаться, что поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого».

Естественное состояние у Локка более детализировано, исполнено смысла и красок жизни и напоминает описание жизни первобытного человека: существует семья и отцовская власть, возникает собственность. Таким образом появляется некая сеть взаимоотношений,которая нуждается в урегулировании и контроле.

На первый взгляд, можно отметить что различие установок Гоббса и Локка-не существенно. Однако Локк выдвинул положение о об ограничении государственной власти и сохранении за индивидом определенной доли его естественной свободы, которое внесло существенное различие: с одной стороны, политический абсолютизм и даже тоталитаризм, при котором человек всецело принадлежит государству, полностью поглощающему его свободу и пронизывающему все его общественное существо; с другой - либерализм, политическая концепция которого подразумевает передачу человеком лишь частички его существования.

Стоит отметить и то, что Локк различает 3 вида власти, а именно законодательную, исполнительную и федеративную. Каждая власть имеет свои функции и полномочия, однако мыслитель не исключает и конфликты между ветвями. При их разрешении следует руководствоваться критерием блага народа(высший закон), утверждает Локк, и тот, кто искренне следует этому правилу, не может впасть в какое-либо пагубное заблуждение.

Но более глубокий конфликт, нежели конфронтация трех властей, состоит можду гражданами и тираном. В свою очередь, тирания - это исполнение власти помимо права и в целях личной выгоды, когда действиями правителя руководит не закон, а честолюбие, месть, жадность или какая-либо другая недостойная страсть. Ее влиянию могут быть подвергнуты не только монархии, но и остальные виды правления. Так же тиранию можно встретить и в межличностных отношениях, но философ утверждает, что преступать пределы власти для короля еще более позорно, чем для констебля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: