Творчество С. Я. Маршака

В литературе двадцатых годов С.Я. Маршаку (1887-1964) принадлежит особое место. Он внес неоценимый вклад в развитие и становление литературы для детей. Современники Маршака говорили, что к нему буквально «примагнитивались» разные люди – писатели, художники, редакторы, издатели, и все они образовывали «литературную солнечную систему», которая получила наименование «Академия Маршака». Ему казалось, что участие в детской литературе будет лишь его «временным пристанищем». Но оно оказалось очень длительным и стало «самой большой удачей в литературной биографии Маршака».

Появлению Маршака в сфере детской литературы предшествовало несколько важных событий в его биографии. Летом 1902 года юный Маршак познакомился с известным искусствоведом и художественным критиком В.В. Стасовым, и благодаря ему мальчик был переведен из воронежской гимназии в петербургскую. Здесь началась его новая жизнь. Стасов водил его в театры и музеи, в Публичную библиотеку, знакомил юношу с композиторами, писателями, художниками. В доме Стасова Маршак познакомился с М.Горьким. Узнав, что у мальчика больные легкие, писатель, предложил ему поехать на юг, в Ялту, где жила его семья, и там Маршак провел два года (1904-1906).

Другим важнейшим событием была его поездка (в 1912 году), вместе с женой, в Англию. Там он изучил английский язык и поступил учиться в Лондонский университет. Во время своих путешествий молодые люди набрели на «лесную школу», или. как, она иначе называлась, «Школа простой жизни», основанная педагогом Филиппом Ойлером., где народные детские песенки широко использовались в занятиях и играх. Здесь Маршак впервые познакомился с народными балладами и детским фольклором – с песенками, считалками прибаутками. Здесь он начал принимать участие в жизни детей и воспитателей.

В 1914 г. Маршаки вернулись в Россию. Освобожденный от военной службы Самуил Яковлевич уже вплотную подошел к общению с детьми – сначала в детской колонии на берегу Онежского озера, а потом в Краснодаре, где с группой педагогов он создавал для детей беженцев и беспризорных «Детский городок», в котором были классы для учебы, мастерские, кружки и детский театр, для которого он сам писал пьесы-сказки.. Именно там началась его работа – автора пьес-сказок (его соавтором была поэтесса Е.Васильева).

В 1922 году произошло главное событие: Маршак был вызван для работы в Петроград, где получил должность заведующего литературной частью ТЮЗа. Поиски авторов для создания репертуара детского театра привели его в Показательную библиотеку детской литературы при Пединституте дошкольного образования. Создатель библиотеки Ольга Капица, собиратель детского фольклора и преподаватель детской литературы, создала при библиотеке «студию» детских писателей (которую впоследствии называли «колыбелью детской литературы»). Именно здесь получили «путевку» в литературу многие писатели.

Самая большая удача в работе Маршака пришлась на 1920-е годы.

Стихи «Откуда стол пришел?», «Что мы сажаем, сажая леса?», «Вчера и сегодня» пробуждали у ребенка интерес к действительности. Книги были удивительны тем, что они сочетали в себе,

одновременно, и познавательный интерес, и все элементы веселой книжки.

Что должно отличать детские стихи, по мнению С.Я.Маршака:

1)Маршак писал: «В раннем возрасте познание неотделимо от игры...».

В «Сказке о глупом мышонке» по ходу сюжета, обнаруживались вполне реальные и конкретные сведения: чем питаются, как «разговаривают», чем похожи и чем отличаются друг от друга разные «няньки». Так, одновременно, «познавательное» легко и весело уживалось с игровым, ярким, увлекательным.

2). Он был убежден, что для детей надо создавать стихотворения большие и сюжетные.

На большом сюжетном материале построены стихотворения: «Вчера и сегодня», «Детки в клетке», «Пожар», «Почта», «Багаж» и др.

Продолжая традицию большого стихотворения, в тридцатые-сороковые годы Маршак создает «Рассказ о неизвестном герое», «Мистера Твистера», позднее «Что такое год», интереснейшую «Разноцветную книгу», своеобразную книжку-картинку с иллюстрациями В.В. Лебедева, вернувшись, по существу, к многочисленным книжкам-картинкам двадцатых годов.

3). Вместе с тем, их должна отличать абсолютная доступность восприятия и запоминания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: