Поэзия 1920-1930-х годов

МДК 0305 Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Задание на 26.05 1-Б-з, 28.05 1-А-з, 30.05 1-В-з

Инструкция для обучающихся по выполнению задания

1.Изучите помещенный ниже теоретический материал по темам «Русская детская литература первой половины ХХ века. Детская литература и эпоха 20 – 30 гг. Стихи В.Маяковского для детей»; «Рассказы Н.Н.Носова. Особенности творчества писателя»; «Рассказы В.Ю.Драгунского. Особенности творчества писателя»; «Творчество 

С. Я. Маршака»; «ТВОРЧЕСТВО К.И. ЧУКОВСКОГО ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ»;  «Творчество Елены Благининой»; «Стихи С. В..Михалкова»; «Художественное своеобразие рассказов Б.С.Житкова»; «Рассказы для маленьких Л.Пантелеева»

2. Выполните задания:

  -Перейдите по указанной ссылке

    #сказки@yavosp 

   и послушайте детские произведения в исполнении мастеров художественного слова.

- Прочтите произведения В.В.Маяковского «Гуляем», «Что ни страница – то слон, то львица», «Кем быть?», обращая внимание на выразительные средства языка;

- Выразительно прочитайте  и проанализируйте стихотворения С.Я. Маршака: «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» «Сказка о глупом мышонке», «Багаж»; рассказы Н.Носова

 «Мишкина каша», «Фантазёры», «Огурцы»

 

Прочтите произведение, обращая внимание на выразительные средства языка, характеры героев, мотивы их поступков. Определите идею произведения. Проанализируйте стихи, отмечая особенности писательской манеры автора, используемые им средства выразительности, воспитательную и познавательную ценность произведений.

 

- Прочтитее сборникиБ.С Житкова «Что бывало», «Помощь идет», рассказы «Пудя», «Как я ловил человечков». Составьте список вопросов для беседы с детьми по рассказу «Наводнение».

Подсказка: 

- включите в список вопросы, направленные на выявление основного замысла произведения, его проблемы.

- вопросы, обращающие внимание на языковые средства выразительности

- вопросы, побуждающие к элементарным обобщениям, выводам.

 

3. По учебному пособию «Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей» самостоятельно изучите темы:

(Ссылка на учебник:

 http://topuch.ru/uchebnik-dlya-pedagogicheskih-kolledjej-2-kollektiv/index2.html#pages)

- «Обериуты в детской поэзии»;

- «Ребёнок в поэзии А.Барто»;

- Природоведческая литература в детском чтении: М.М.Пришвин, В.В.Бианки, Е.И.Чарушин;

- Сказочно – фантастическая литература для детей во второй половине ХХ века. Сказочные повести Э.Успенского; Сказочные герои Г.Остера: Удав, Попугай, Мартышка и др.

- Поэзия во второй половине ХХ века: Стихи И. Токмаковой, Б.Заходера. В. Берестова,

Э. Мошковской., для маленьких

РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

К.И. Чуковский назвал эти первые два десятилетия «ренессансом детской литературы»(ренессанс - возрождение). Да, действительно, в эти годы в литературу для детей буквально хлынул поток новых молодых имен, происходило открытие еще небывалой поэзии и прозы – достаточно назвать имена К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, В.В. Маяковского, Б.С. Житкова, А.П. Гайдара, Л. Пантелеева и Г.Г. Белых, В.В. Бианки, а немного позднее А.Л. Барто, Е.А Благининой, С.В. Михалкова, Е.Л. Шварца, К.Г. Паустовского, М.М. Зощенко, М.М. Пришвина...

1). В эти годы возникли новые журналы: «Барабан» (1923), направление которого выразилось в лозунге «всех будить и призывать к творческой работе». Одновременно появились три журнала (1924): «Мурзилка», призванный поначалу отразить «ребячье житье-бытье и природу» и очень быстро ставший одним из самых любимых. В нем, несколько позднее, печатались Маршак, Чуковский, А.Л. Барто, Бианки, Михалков Не менее широкую популярность завоевал художественно-публицистический, ставший по существу центральным, журнал «Пионер», на страницах которого печатались все лучшие произведения литературы для детей; журнал «Искорка», определивший свою задачу, как издания информационного, знакомящего детей с событиями, происходившими в стране

Однако литературный процесс развивался совсем не просто, возникали большие дискуссии, шли споры о том, какой должна быть литература для нового пролетарского ребенка? Возникало убеждение, что вся дореволюционная детская литература должна быть вычеркнута, изъята из обращения как мещанская, сентиметально-монархическая, религиозная. А между тем, возвращенная сейчас читателю, эта поэзия открывает бесспорные ориентиры нравственности, милосердия, сострадания.

Вероятно, в связи с отношением к прошлой литературе встал и вопрос о сказке. Дискуссия «Нужна ли пролетарскому ребенку сказка?» была, пожалуй, самой длительной и острой. В рассуждениях педагогов-

педантов проявлялся некоторый парадокс. Они предлагали изъять сказку из детского чтения именно потому, что дети любят сказку, увлечены ее фантастическим и нравственным содержанием. Противники сказки видели в этом увлечении угрозу, преследующую цель отвлечь ребенка от реальной действительности, возвращения маленького читателя к идеологии буржуазного мира. Сказка, казалось им, с ее чудесами, волшебными помощниками могла оказать отрицательное влияние на развитие материалистического

воспитания ребенка. Вызывали возмущение и «счастливые» концы, когда крестьянский сын становился царем, а трудящаяся Золушка выходила замуж за принца. Дискуссия о сказке, о разговаривающем в ней животном мире, перекинулась на дискуссию об антропоморфизме. И здздесь утверждалось примерно то же самое: прием очеловечения животных и окружающих ребенка реалий предметного мира дезориентирует ребенка в его реальном опыте.

Еще одна дискуссия заняла большое место на страницах журналов и газет: нужна ли вообще современному ребенку развлекательная книжка? Горький теоретически обосновал право детской литературы на шутку, развлечение, на тенденцию «позабавить» ребенка, который по своим возрастным особенностям «требует забав, и требование его биологически законно». Такую же весомую роль сыграла его статья в защиту сказки.

Так же Маяковский, Чуковский, Маршак развернули борьбу за сказку и фантастику.

ПОЭЗИЯ 1920-1930-Х ГОДОВ.

В детской поэзии этого периода складывается мужественный и жизнеутверждающий взгляд на мир, реалистичность в описании явлений природы и духовной жизни человека. (Давало о себе знать такое явление, как социалистический реализм)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: