Проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие (пока с разной степенью успешности)

2 балла — стремится к общению со сверстниками, в играх и совместной деятельности конфликтует мало или в случае частых конфликтов самостоя­тельно находит способы их улаживания.

1 балл — стремится к общению со сверстниками, но может часто конфлик­товать. В случае конфликтов привлекает внимание взрослого, пытается ре­шить проблему с помощью него. В результате более интенсивного обучения правильным способам взаимодействия (договориться, пользоваться чем-то по очереди, применять считалки и пр.) начинает постепенно их применять.

0 баллов — не стремится к общению со сверстниками, трудно налажива­ет контакт, часто конфликтует, не пытается разрешать конфликты. Обучения правильным способам взаимодействия неэффективны.

7. Объединяется с детьми для совместных игр

2 балла — охотно и успешно играет со сверстниками в общих совместных играх.

1 балл — не всегда включается в игры сверстников, но проявляет к ним интерес (включается по приглашении или может наблюдать, но отказывается участвовать).

0 баллов — не играет или мало играет со сверстниками, не проявляет к подобным играм выраженного интереса

 

8. Считается с интересами сверстников, дает возможность выска­ заться другим детям, выслушивает их, ориентируется на эту ин­ формацию

2 балла — умеет договариваться со сверстниками во время совместной деятельности или игр, учитывает в той или иной мере интересы сверстника.

1 балл — не учитывает интересов других детей в совместной деятельности, часты конфликты из-за того, что пытается настаивать на своем, но при соот­ветствующем напоминании воспитателя может скорректировать собственное поведение: уступить или искать компромиссное решение.

0 баллов — не считается с интересами сверстников, напоминания воспи­тателя не влияют на поведение ребенка.

9. Инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочи­ танного; задает вопросы, высказывает свои суждения

2 балла — стремится к общению со взрослым, делится впечатлениями, рассказывает о том, что его захватило, понравилось, удивило и т.п. Может быть настойчив в привлечении взрослого к общению.

1 балл — самостоятельно общение со взрослым не инициирует, но с удо­вольствием откликается на возможность такого общения, активно отвечает на вопросы.

0 баллов — не стремится к общению со взрослым по поводу своих впечат­лений, избегает подобного общения.

При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с дан­ными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 5).

10. Участвует (под руководством взрослого) в создании коллектив­ ных работ в продуктивных видах деятельности

2 балла — охотно включается в создание коллективных композиций в организованных образовательных ситуациях или совместные постройки по ходу игры; в некоторых случаях может организовывать их сам.

1 балл — в создание коллективных композиций на занятиях или совмест­ные постройки по ходу игры включается только по предложению воспитателя или других детей, но потом действует охотно.

0 баллов — не включается в коллективную деятельность, отказывается в ней участвовать.

11. Одевается и раздевается самостоятельно при незначительной помощи взрослого

2 балла — практически не требуется при одевании помощь взрослого (не считая недоступных застежек на спине и пр.).

1 балл — при одевании требуется некоторая помощь взрослого или от­дельные предметы надевает неправильно (задом наперед, наизнанку).

0 баллов — одевается только с помощью взрослого.

При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с дан­ными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 6)

12. В совместных играх действует в соответствии с предложенны­ми правилами

2 балла — в играх четко следует предложенным правилам,

1 балл — не всегда может следовать игровым правилам полностью само­стоятельно, могут требоваться напоминания.

0 баллов — не следует игровым правилам, из-за чего часто исключается детьми из общей игры.

13. Старается соотносить свои поступки с общепринятыми прави­лами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении пра­вил

2 балла — самостоятельно и без напоминаний выполняет общепринятые правила, отмечает ситуации их нарушения, следит за соблюдением, делает замечания при нарушении, поясняя, как надо поступить.

1 балл — о соблюдении правил периодически приходится напоминать; за­мечания по поводу нарушения правил обычно продиктованы посторонними мотивами (соперничества, возможностью «наябедничать» и пр.).

0 баллов — не обращает внимания на общепринятые правила: не соблюдает сам и не ожидает этого от других, поэтому замечаний при нарушении не делает.

14. Испытывает чувство удовлетворения от познания нового, раду­ется от выполненной познавательной задачи

Воспитатель наблюдает за детьми в непосредственно образовательной и свободной деятельности, а при необходимости моделирует диагностическую ситуацию (например, предлагает собрать пазл, посильную головоломку, узор из мозаики, постройку из кубиков и т.п.), ориентируясь на возможности кон­кретного ребенка.

2 балла — удачно найденное решение (понял, как что-то сделать) сопро­вождается яркими положительными эмоциями, ребенок делится радостью с окружающими, демонстрирует результат своей деятельности или рассказы­вает о том, что узнал.

1 балл — факт «открытия» чего-то нового, выполненной познавательной задачи не сопровождается яркими эмоциями, но в целом эмоциональный фон положительный.

0 баллов — равнодушно, без эмоций относится ко всему новому, к выпол­ненным познавательным задачам, не проявляет интерес к познавательной деятельности.

15. С интересом встречает неожиданные повороты игрового сюже­та, постановку новых игровых задач (сверстником или взрослым), активно включается в подобную игру, предлагает свои варианты разрешения игровых проблемных ситуаций

2 балла — активно принимает неожиданные игровые ситуации, повороты сюжета, увлеченно включается в игру, предлагает свои варианты развития событий

1 балл — с интересом встречает неожиданные повороты сюжета, но ждет развития событий от окружающих, проявляет интерес, но не проявляет ак­тивности; если ему предложить вариант дальнейшего развития событий, мо­жет его принять.

0 баллов — не любит играть или предпочитает знакомые, без «неожидан­ностей» сюжеты.

16. Соотносит свои действия с заданными требованиями и планиру­емым результатом, находит и исправляет свои ошибки

Воспитатель наблюдает за детьми в свободной деятельности, в случае не­обходимости организует специальные диагностические ситуации (например: предлагает собрать по схеме несложный узор мозаики, постройку из кубиков и т.п.).

2 балла — ребенок соотносит свои действия и требуемый результат; са­мостоятельно или при незначительной помощи взрослого может найти свою ошибку и исправить ее.

1 балл — не всегда может соотнести действие и результат, исправляет ошибки только после того, как на них укажет взрослый.

0 баллов — не стремится соотнести действие и результат, не исправляет ошибку даже после указания на нее воспитателем.

17. Пытается самостоятельно применить пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность действий

При выполнении аппликации воспитатель дает детям задание с пошаго­вой инструкцией (сначала сделать это, потом приклеить то и т.п.), когда одни детали надо приклеить первыми, а другие — поверх них. По ходу выполнения задания воспитатель может повторять инструкцию.

2 балла — задание с применением пошаговой инструкции в целом выпол­няется правильно.

1 балл — есть ошибки, связанные с изменением последовательности ша­гов инструкции или ребенку требовалась некоторая помощь в ходе выполне­ния задания.

0 баллов — не может справиться с заданием.

18. Способен зафиксировать свое затруднение; пытается сформули­ровать его причину; старается преодолевать затруднения разны­ми способами («придумать самому», «спросить у того, кто знает» и др.)

Воспитатель наблюдает за детьми в свободной деятельности или модели­рует ситуации затруднения.

2 балла — ребенок самостоятельно или после наводящего вопроса взрос­лого («Смогли?») фиксирует свое затруднение [«Я не смог(ла)...»]; пытается сформулировать его причину («Потому что...»); предлагает способы преодо­ления затруднения

1 балл — ребенок фиксирует свое затруднение, однако способы преодоле­ния затруднения предлагает только после наводящих вопросов взрослого (на­пример: «Может, спросить у кого-нибудь?», «Как еще можно узнать?» и др.).

0 баллов — ребенок не фиксирует свое затруднение, не предлагает спосо­бов преодоления затруднения даже после наводящих вопросов взрослого.

19. Способен слушать художественное произведение (книгу, музы­кальное произведение, соответствующие возрастным возможно­стям восприятия), действовать в рамках значимой для него дея­тельности с устойчивым интересом не менее 10 минут

2 балла — спокойно и активно слушает художественное или музыкальное произведение на протяжении 10 минут и дольше.

1 балл — слушает художественное или музыкальное произведение на про­тяжении 10 минут, может отвлекаться, но потом самостоятельно возвращает­ся к слушанию.

0 баллов — не способен слушать произведение в течение 10 минут: отвле­кается и уже не возвращается к его слушанию.

При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с дан­ными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 3).

20. Отражает в играх сюжеты из разных областей действительно­сти (бытовые, сказочные, профессиональные и т.п.)

2 балла — тематика игр разнообразна, включает сюжеты на бытовые, ска­зочные, профессиональные темы.

1 балл — тематика собственных игр однообразна, но по предложению дру­гих детей может включаться в разные игры.

0 баллов — тематика собственных игр однообразна, в другие игры не включается.

21. Знает, какой хозяйственной деятельностью по дому занимают­ся взрослые (покупают вещи и продукты в магазине, готовят еду, моют посуду, стирают одежду и т. д.)

2 балла — может перечислить несколько дел по дому, которыми занима­ются взрослые.

1 балл — может назвать 1-2 занятия взрослых по дому.

0 баллов — не может сказать, какую работу выполняют взрослые дома.

22. Имеет представления о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них,  уважает труд других

2 балла — называет разные профессии, не только те, с которыми сталкивает­ся каждый день (например, парикмахер, артист, учительница, музыкант и пр.).

1 балл — называет только профессии, которые были знакомы и раньше (врач, водитель, воспитатель, повар, продавец, дворник, строитель).

0 баллов — может назвать только 2-3 наиболее знакомые профессии (врач, продавец, воспитатель и т.п.)

23. Понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведе­ ны трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их

Воспитатель может поговорить с подгруппами детей на темы «Почему нуж­но быть аккуратным с вещами, беречь их, не ломать?», «Кто сделал эту игруш­ку (книжку)?».

2 балла — самостоятельно высказывает мысли, что вещи нужно беречь, по­тому что их кто-то сделал, потому что они будут долго всем служить, потому что они дорогие, потому что жалко, когда сломается, и т.п. Выражает готовность чинить игрушки и т.п. В повседневной жизни бережно относится к вещам.

1 балл — не может самостоятельно ответить, почему нужно беречь вещи, но правильно отвечает на наводящие вопросы взрослого. В повседневной жизни начинает бережнее относиться к вещам при напоминании взрослого.

0 баллов — не может ответить на вопрос, зачем нужно беречь вещи, даже с помощью наводящих вопросов взрослого. В повседневной жизни не относит­ся к вещам бережно, напоминания взрослого не меняют поведения ребенка.

24. Знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает самые пер­ вые навыки по уходу за растениями; обращает внимание на то, что нужно закрывать вовремя кран с водой, не бросает мусор на землю и т.п.

Воспитатель наблюдает за детьми на прогулках, в повседневной деятель­ности, проводит беседы с детьми на тему природы.

2 балла — на прогулках не рвет растения, ходит по дорожкам, а не по га­зонам, не бросает мусор, выражает готовность полить растения, покормить птиц, в разговоре может пожалеть птиц, животных, высказать разные спосо­бы, как можно помочь им (пусть эти способы будут не всегда реалистичны, но свидетельствуют о желании помочь).

1 балл — самостоятельно (в поведении) не всегда выполняет правила по­ведения в природе, но правильно отвечает на вопросы взрослого, исправля­ется, если сделали замечание.

0 баллов — не знает и не выполняет правила поведения в природе, не при­слушивается к замечаниям взрослого.

25. Знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочув­ ствие

2 балла — при необходимости говорите своем самочувствии воспитателю, может объяснить, что у него болит.

1 балл — плачет, выражает эмоционально состояние дискомфорта, но тол­ком объяснить, в чем проблема, не может.

0 баллов — не обращается за помощью к взрослому, может скрывать свое самочувствие, боясь общения с врачом, медицинских процедур и пр.

26. При напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей; понимает, какие пред­меты и ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в обращении с ними

2 балла — характеризуется осторожностью, особенно к предметам и ситу­ациям, которые могут быть опасны, практически не попадает по своей вине в «неприятные ситуации» (удары, падения, защемление пальцев и пр.).

1 балл — для того, чтобы ребенок соблюдал осторожность, требуются по­стоянные напоминания взрослого; периодически попадает в «неприятные ситуации» (удары, падения, защемление пальцев и пр.).

0 баллов — часты случаи, когда ребенок попадает в «неприятные ситуа­ции» (удары, падения, защемление пальцев и пр.), причем ситуации повто­ряются; т.е. ни отрицательный опыт, ни знания, ни предупреждения взрослых не приводят к освоению правил сохранения здоровья.

29. В свободное время в рамках самостоятельной деятельности об­ращается к соответствующим возрасту играм интеллектуального характера (настольно-печатным, конструкторам, пазлам, мозаи­кам и пр.)

2 балла — самостоятельно играет в игры интеллектуального характера, может привлекать других детей.

1 балл — самостоятельно редко выбирает игры интеллектуального харак­тера, но с интересом относится, если эти игры совместно с ним организует взрослый.

0 баллов — не играет в игры интеллектуального характера.

30. Использует усвоенные знания и способы для решения несложных задач

Воспитатель наблюдает, как дети применяют полученные новые знания в свободной деятельности. При необходимости педагог может организовать игру, в которой нужно применить новые знания или способы действий (на­пример: назвать профессию, геометрические фигуры, посчитать что-то, срав­нить предметы по величине, сделать постройку по определенным условиям, аппликацию и т.п.).

2 балла — ребенок самостоятельно переносит новые знания и способы действий в собственную деятельность.

1 балл — ребенок не переносит самостоятельно новые знания и способы действий в собственную деятельность, но в специально созданных ситуациях и при незначительной помощи взрослого справляется с этой задачей.

0 баллов — не может применить новые знания (способы действия) в специ­ально созданных ситуациях даже при помощи взрослого

32. Использует простые готовые схематические изображения для решения несложных задач, строит по схеме

Воспитатель предлагает детям сделать постройку (собрать узор) по схеме.

2 балла — может правильно построить по схеме несложный узор мозаики, постройку из деталей конструктора.

1 балл — может выполнять постройку по схеме, но с ошибками. Исправля­ет ошибки при помощи взрослого.

0 баллов — не соотносит схему с постройкой, не может использовать схему даже при помощи и объяснениях взрослого.

33. Умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и разли­чия предметов по разным признакам

В организованной образовательной и свободной деятельности воспита­тель предлагает детям картинки для сравнения (например: желтая груша, зеленое яблоко, круглый будильник, арбуз; другой набор: круглый двухцвет­ный мячик, помидор, огурец, красное яблоко).

2 балла — ребенок правильно выделяет сходства и различия предметов по разным признакам [арбуз и яблоко круглые и зеленые (сходство), но арбуз полосатый (отличие); арбуз, яблоко и груша — съедобные, а будильник — нет; яблоко, будильник и арбуз — круглые, а груша — нет и пр.].

1 балл — ребенок правильно выделяет некоторые признаки сходства и раз­личий у предметов, а остальные — в ответ на наводящие вопросы взрослого.

0 баллов — самостоятельно не может выделить никаких признаков сход­ства и различий, только в ответ на наводящие вопросы взрослого.

34. Умеет продолжить ряд из предметов или фигур с одним изме­няющимся признаком

Воспитатель предлагает ребенку для нанизывания, рисования и раскраши­вания или выкладывания из мозаики следующую последовательность и просит продолжить ее (красный кружок — синий кружок — синий квадрат — красный квадрат — красный кружок...; синий треугольник — зеленый треугольник — зе­леный прямоугольник — синий прямоугольник — синий треугольник... и пр.).

2 балла — продолжает последовательность без ошибок или с ошибками, которые сам замечает и исправляет.

1 балл — продолжает последовательность с ошибками, которые исправля­ет после наводящих вопросов взрослого («Посмотри внимательно, все пра­вильно?»).

0 баллов — продолжает последовательность с ошибками, которые не ис­правляет даже после наводящих вопросов взрослого («Посмотри вниматель­но, все правильно?»).

35. Умеет различать и называть все цвета спектра (красный, оран­жевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); различает и называет черный, серый, белый цвета; оттенки цветов (свет­ло-зеленый, темно-зеленый, темно-красный, темно-синий)

Разглядывая с детьми картинки, воспитатель спрашивает в т.ч. и о назва­ниях тех или иных цветов.

2 балла — правильно называет все цвета спектра и оттенки.

1 балл — правильно называет все цвета спектра, но опенки вызывают за­труднения при узнавании.

0 баллов — путает как основные цвета спектра, так и опенки.



Умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На каком месте справа (слева)?», располагать числа от 1 до 8 по порядку

Воспитатель задает детям (группе из 6-8 человек) вопрос о том, сколько предметов находится на столе (на доске и т.п.), просит выбрать карточку с со­ответствующим числом, просит принести 8 предметов (отсчитать от больше­го количества), просит принести вот столько (показывает карточку с числом в пределах восьми) предметов, спрашивает, на котором месте справа (слева) находится предмет, просит поставить предмет на 3-е, 5-е, и т.п. место справа (слева), расположить карточки с записью чисел (1-8) по порядку.

2 балла — правильно выполняет задание сам.

1 балл — может допускать ошибки, но исправляет их сам или после наво­дящего вопроса взрослого.

0 баллов — допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

37. Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, нахо­дить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме

Воспитатель дает детям (группе из 6-8 человек) задание из лежащих на столе фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы одного цвета и размера) квадраты (прямоугольники, овалы); при показе квадрата (прямоугольника, овала) ответить на вопрос: «Как называется эта фигура?»; выбрать картинки с изображением предметов квадратной (прямоугольной, овальной) формы (воспитатель называет и показывает квадрат, прямоуголь­ник, овал).

2 балла — правильно выполняет задание сам.

1 балл — может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводя­щего вопроса взрослого.

0 баллов — допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

38. Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, шири­не, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними

  Воспитатель собирает небольшую группу детей из 6-8 человек и предлага­ет каждому ребенку расставить 5 столбиков разной высоты от самого низкого до самого высокого, разложить 5 полосок разной длины от самой короткой до самой длинной, сравнить две полоски по ширине.

2 балла — правильно выполняет задание сам.

1 балл — может допускать ошибки, но самостоятельно находит и исправля­ет их (или после наводящего вопроса взрослого).

0 баллов — допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

Умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность

Воспитатель дает детям (группе из 6-8 человек) задание посмотреть вверх и вниз, сделать шаг вперед и назад, пойти направо и налево, взять игрушку в правую или левую руку, рассказать, как называется часть суток, когда люди просыпаются и собираются на работу, в школу, в садик, в какое время суток люди обедают, ужинают, в какое время суток все ложатся спать, что идет по­сле утра (дня, вечера).

2 балла — правильно выполняет задание сам.

1 балл — может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводя­щего вопроса взрослого.

0 баллов — допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: