2 балла — стремится к общению со сверстниками, в играх и совместной деятельности конфликтует мало или в случае частых конфликтов самостоятельно находит способы их улаживания.
1 балл — стремится к общению со сверстниками, но может часто конфликтовать. В случае конфликтов привлекает внимание взрослого, пытается решить проблему с помощью него. В результате более интенсивного обучения правильным способам взаимодействия (договориться, пользоваться чем-то по очереди, применять считалки и пр.) начинает постепенно их применять.
0 баллов — не стремится к общению со сверстниками, трудно налаживает контакт, часто конфликтует, не пытается разрешать конфликты. Обучения правильным способам взаимодействия неэффективны.
7. Объединяется с детьми для совместных игр
2 балла — охотно и успешно играет со сверстниками в общих совместных играх.
1 балл — не всегда включается в игры сверстников, но проявляет к ним интерес (включается по приглашении или может наблюдать, но отказывается участвовать).
|
|
0 баллов — не играет или мало играет со сверстниками, не проявляет к подобным играм выраженного интереса
8. Считается с интересами сверстников, дает возможность выска заться другим детям, выслушивает их, ориентируется на эту ин формацию
2 балла — умеет договариваться со сверстниками во время совместной деятельности или игр, учитывает в той или иной мере интересы сверстника.
1 балл — не учитывает интересов других детей в совместной деятельности, часты конфликты из-за того, что пытается настаивать на своем, но при соответствующем напоминании воспитателя может скорректировать собственное поведение: уступить или искать компромиссное решение.
0 баллов — не считается с интересами сверстников, напоминания воспитателя не влияют на поведение ребенка.
9. Инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочи танного; задает вопросы, высказывает свои суждения
2 балла — стремится к общению со взрослым, делится впечатлениями, рассказывает о том, что его захватило, понравилось, удивило и т.п. Может быть настойчив в привлечении взрослого к общению.
1 балл — самостоятельно общение со взрослым не инициирует, но с удовольствием откликается на возможность такого общения, активно отвечает на вопросы.
0 баллов — не стремится к общению со взрослым по поводу своих впечатлений, избегает подобного общения.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 5).
10. Участвует (под руководством взрослого) в создании коллектив ных работ в продуктивных видах деятельности
|
|
2 балла — охотно включается в создание коллективных композиций в организованных образовательных ситуациях или совместные постройки по ходу игры; в некоторых случаях может организовывать их сам.
1 балл — в создание коллективных композиций на занятиях или совместные постройки по ходу игры включается только по предложению воспитателя или других детей, но потом действует охотно.
0 баллов — не включается в коллективную деятельность, отказывается в ней участвовать.
11. Одевается и раздевается самостоятельно при незначительной помощи взрослого
2 балла — практически не требуется при одевании помощь взрослого (не считая недоступных застежек на спине и пр.).
1 балл — при одевании требуется некоторая помощь взрослого или отдельные предметы надевает неправильно (задом наперед, наизнанку).
0 баллов — одевается только с помощью взрослого.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 6)
12. В совместных играх действует в соответствии с предложенными правилами
2 балла — в играх четко следует предложенным правилам,
1 балл — не всегда может следовать игровым правилам полностью самостоятельно, могут требоваться напоминания.
0 баллов — не следует игровым правилам, из-за чего часто исключается детьми из общей игры.
13. Старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил
2 балла — самостоятельно и без напоминаний выполняет общепринятые правила, отмечает ситуации их нарушения, следит за соблюдением, делает замечания при нарушении, поясняя, как надо поступить.
1 балл — о соблюдении правил периодически приходится напоминать; замечания по поводу нарушения правил обычно продиктованы посторонними мотивами (соперничества, возможностью «наябедничать» и пр.).
0 баллов — не обращает внимания на общепринятые правила: не соблюдает сам и не ожидает этого от других, поэтому замечаний при нарушении не делает.
14. Испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется от выполненной познавательной задачи
Воспитатель наблюдает за детьми в непосредственно образовательной и свободной деятельности, а при необходимости моделирует диагностическую ситуацию (например, предлагает собрать пазл, посильную головоломку, узор из мозаики, постройку из кубиков и т.п.), ориентируясь на возможности конкретного ребенка.
2 балла — удачно найденное решение (понял, как что-то сделать) сопровождается яркими положительными эмоциями, ребенок делится радостью с окружающими, демонстрирует результат своей деятельности или рассказывает о том, что узнал.
1 балл — факт «открытия» чего-то нового, выполненной познавательной задачи не сопровождается яркими эмоциями, но в целом эмоциональный фон положительный.
0 баллов — равнодушно, без эмоций относится ко всему новому, к выполненным познавательным задачам, не проявляет интерес к познавательной деятельности.
15. С интересом встречает неожиданные повороты игрового сюжета, постановку новых игровых задач (сверстником или взрослым), активно включается в подобную игру, предлагает свои варианты разрешения игровых проблемных ситуаций
2 балла — активно принимает неожиданные игровые ситуации, повороты сюжета, увлеченно включается в игру, предлагает свои варианты развития событий
1 балл — с интересом встречает неожиданные повороты сюжета, но ждет развития событий от окружающих, проявляет интерес, но не проявляет активности; если ему предложить вариант дальнейшего развития событий, может его принять.
0 баллов — не любит играть или предпочитает знакомые, без «неожиданностей» сюжеты.
|
|
16. Соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки
Воспитатель наблюдает за детьми в свободной деятельности, в случае необходимости организует специальные диагностические ситуации (например: предлагает собрать по схеме несложный узор мозаики, постройку из кубиков и т.п.).
2 балла — ребенок соотносит свои действия и требуемый результат; самостоятельно или при незначительной помощи взрослого может найти свою ошибку и исправить ее.
1 балл — не всегда может соотнести действие и результат, исправляет ошибки только после того, как на них укажет взрослый.
0 баллов — не стремится соотнести действие и результат, не исправляет ошибку даже после указания на нее воспитателем.
17. Пытается самостоятельно применить пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность действий
При выполнении аппликации воспитатель дает детям задание с пошаговой инструкцией (сначала сделать это, потом приклеить то и т.п.), когда одни детали надо приклеить первыми, а другие — поверх них. По ходу выполнения задания воспитатель может повторять инструкцию.
2 балла — задание с применением пошаговой инструкции в целом выполняется правильно.
1 балл — есть ошибки, связанные с изменением последовательности шагов инструкции или ребенку требовалась некоторая помощь в ходе выполнения задания.
0 баллов — не может справиться с заданием.
18. Способен зафиксировать свое затруднение; пытается сформулировать его причину; старается преодолевать затруднения разными способами («придумать самому», «спросить у того, кто знает» и др.)
Воспитатель наблюдает за детьми в свободной деятельности или моделирует ситуации затруднения.
2 балла — ребенок самостоятельно или после наводящего вопроса взрослого («Смогли?») фиксирует свое затруднение [«Я не смог(ла)...»]; пытается сформулировать его причину («Потому что...»); предлагает способы преодоления затруднения
1 балл — ребенок фиксирует свое затруднение, однако способы преодоления затруднения предлагает только после наводящих вопросов взрослого (например: «Может, спросить у кого-нибудь?», «Как еще можно узнать?» и др.).
|
|
0 баллов — ребенок не фиксирует свое затруднение, не предлагает способов преодоления затруднения даже после наводящих вопросов взрослого.
19. Способен слушать художественное произведение (книгу, музыкальное произведение, соответствующие возрастным возможностям восприятия), действовать в рамках значимой для него деятельности с устойчивым интересом не менее 10 минут
2 балла — спокойно и активно слушает художественное или музыкальное произведение на протяжении 10 минут и дольше.
1 балл — слушает художественное или музыкальное произведение на протяжении 10 минут, может отвлекаться, но потом самостоятельно возвращается к слушанию.
0 баллов — не способен слушать произведение в течение 10 минут: отвлекается и уже не возвращается к его слушанию.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 3).
20. Отражает в играх сюжеты из разных областей действительности (бытовые, сказочные, профессиональные и т.п.)
2 балла — тематика игр разнообразна, включает сюжеты на бытовые, сказочные, профессиональные темы.
1 балл — тематика собственных игр однообразна, но по предложению других детей может включаться в разные игры.
0 баллов — тематика собственных игр однообразна, в другие игры не включается.
21. Знает, какой хозяйственной деятельностью по дому занимаются взрослые (покупают вещи и продукты в магазине, готовят еду, моют посуду, стирают одежду и т. д.)
2 балла — может перечислить несколько дел по дому, которыми занимаются взрослые.
1 балл — может назвать 1-2 занятия взрослых по дому.
0 баллов — не может сказать, какую работу выполняют взрослые дома.
22. Имеет представления о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них, уважает труд других
2 балла — называет разные профессии, не только те, с которыми сталкивается каждый день (например, парикмахер, артист, учительница, музыкант и пр.).
1 балл — называет только профессии, которые были знакомы и раньше (врач, водитель, воспитатель, повар, продавец, дворник, строитель).
0 баллов — может назвать только 2-3 наиболее знакомые профессии (врач, продавец, воспитатель и т.п.)
23. Понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведе ны трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их
Воспитатель может поговорить с подгруппами детей на темы «Почему нужно быть аккуратным с вещами, беречь их, не ломать?», «Кто сделал эту игрушку (книжку)?».
2 балла — самостоятельно высказывает мысли, что вещи нужно беречь, потому что их кто-то сделал, потому что они будут долго всем служить, потому что они дорогие, потому что жалко, когда сломается, и т.п. Выражает готовность чинить игрушки и т.п. В повседневной жизни бережно относится к вещам.
1 балл — не может самостоятельно ответить, почему нужно беречь вещи, но правильно отвечает на наводящие вопросы взрослого. В повседневной жизни начинает бережнее относиться к вещам при напоминании взрослого.
0 баллов — не может ответить на вопрос, зачем нужно беречь вещи, даже с помощью наводящих вопросов взрослого. В повседневной жизни не относится к вещам бережно, напоминания взрослого не меняют поведения ребенка.
24. Знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает самые пер вые навыки по уходу за растениями; обращает внимание на то, что нужно закрывать вовремя кран с водой, не бросает мусор на землю и т.п.
Воспитатель наблюдает за детьми на прогулках, в повседневной деятельности, проводит беседы с детьми на тему природы.
2 балла — на прогулках не рвет растения, ходит по дорожкам, а не по газонам, не бросает мусор, выражает готовность полить растения, покормить птиц, в разговоре может пожалеть птиц, животных, высказать разные способы, как можно помочь им (пусть эти способы будут не всегда реалистичны, но свидетельствуют о желании помочь).
1 балл — самостоятельно (в поведении) не всегда выполняет правила поведения в природе, но правильно отвечает на вопросы взрослого, исправляется, если сделали замечание.
0 баллов — не знает и не выполняет правила поведения в природе, не прислушивается к замечаниям взрослого.
25. Знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочув ствие
2 балла — при необходимости говорите своем самочувствии воспитателю, может объяснить, что у него болит.
1 балл — плачет, выражает эмоционально состояние дискомфорта, но толком объяснить, в чем проблема, не может.
0 баллов — не обращается за помощью к взрослому, может скрывать свое самочувствие, боясь общения с врачом, медицинских процедур и пр.
26. При напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей; понимает, какие предметы и ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в обращении с ними
2 балла — характеризуется осторожностью, особенно к предметам и ситуациям, которые могут быть опасны, практически не попадает по своей вине в «неприятные ситуации» (удары, падения, защемление пальцев и пр.).
1 балл — для того, чтобы ребенок соблюдал осторожность, требуются постоянные напоминания взрослого; периодически попадает в «неприятные ситуации» (удары, падения, защемление пальцев и пр.).
0 баллов — часты случаи, когда ребенок попадает в «неприятные ситуации» (удары, падения, защемление пальцев и пр.), причем ситуации повторяются; т.е. ни отрицательный опыт, ни знания, ни предупреждения взрослых не приводят к освоению правил сохранения здоровья.
29. В свободное время в рамках самостоятельной деятельности обращается к соответствующим возрасту играм интеллектуального характера (настольно-печатным, конструкторам, пазлам, мозаикам и пр.)
2 балла — самостоятельно играет в игры интеллектуального характера, может привлекать других детей.
1 балл — самостоятельно редко выбирает игры интеллектуального характера, но с интересом относится, если эти игры совместно с ним организует взрослый.
0 баллов — не играет в игры интеллектуального характера.
30. Использует усвоенные знания и способы для решения несложных задач
Воспитатель наблюдает, как дети применяют полученные новые знания в свободной деятельности. При необходимости педагог может организовать игру, в которой нужно применить новые знания или способы действий (например: назвать профессию, геометрические фигуры, посчитать что-то, сравнить предметы по величине, сделать постройку по определенным условиям, аппликацию и т.п.).
2 балла — ребенок самостоятельно переносит новые знания и способы действий в собственную деятельность.
1 балл — ребенок не переносит самостоятельно новые знания и способы действий в собственную деятельность, но в специально созданных ситуациях и при незначительной помощи взрослого справляется с этой задачей.
0 баллов — не может применить новые знания (способы действия) в специально созданных ситуациях даже при помощи взрослого
32. Использует простые готовые схематические изображения для решения несложных задач, строит по схеме
Воспитатель предлагает детям сделать постройку (собрать узор) по схеме.
2 балла — может правильно построить по схеме несложный узор мозаики, постройку из деталей конструктора.
1 балл — может выполнять постройку по схеме, но с ошибками. Исправляет ошибки при помощи взрослого.
0 баллов — не соотносит схему с постройкой, не может использовать схему даже при помощи и объяснениях взрослого.
33. Умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по разным признакам
В организованной образовательной и свободной деятельности воспитатель предлагает детям картинки для сравнения (например: желтая груша, зеленое яблоко, круглый будильник, арбуз; другой набор: круглый двухцветный мячик, помидор, огурец, красное яблоко).
2 балла — ребенок правильно выделяет сходства и различия предметов по разным признакам [арбуз и яблоко круглые и зеленые (сходство), но арбуз полосатый (отличие); арбуз, яблоко и груша — съедобные, а будильник — нет; яблоко, будильник и арбуз — круглые, а груша — нет и пр.].
1 балл — ребенок правильно выделяет некоторые признаки сходства и различий у предметов, а остальные — в ответ на наводящие вопросы взрослого.
0 баллов — самостоятельно не может выделить никаких признаков сходства и различий, только в ответ на наводящие вопросы взрослого.
34. Умеет продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком
Воспитатель предлагает ребенку для нанизывания, рисования и раскрашивания или выкладывания из мозаики следующую последовательность и просит продолжить ее (красный кружок — синий кружок — синий квадрат — красный квадрат — красный кружок...; синий треугольник — зеленый треугольник — зеленый прямоугольник — синий прямоугольник — синий треугольник... и пр.).
2 балла — продолжает последовательность без ошибок или с ошибками, которые сам замечает и исправляет.
1 балл — продолжает последовательность с ошибками, которые исправляет после наводящих вопросов взрослого («Посмотри внимательно, все правильно?»).
0 баллов — продолжает последовательность с ошибками, которые не исправляет даже после наводящих вопросов взрослого («Посмотри внимательно, все правильно?»).
35. Умеет различать и называть все цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); различает и называет черный, серый, белый цвета; оттенки цветов (светло-зеленый, темно-зеленый, темно-красный, темно-синий)
Разглядывая с детьми картинки, воспитатель спрашивает в т.ч. и о названиях тех или иных цветов.
2 балла — правильно называет все цвета спектра и оттенки.
1 балл — правильно называет все цвета спектра, но опенки вызывают затруднения при узнавании.
0 баллов — путает как основные цвета спектра, так и опенки.
Умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На каком месте справа (слева)?», располагать числа от 1 до 8 по порядку
Воспитатель задает детям (группе из 6-8 человек) вопрос о том, сколько предметов находится на столе (на доске и т.п.), просит выбрать карточку с соответствующим числом, просит принести 8 предметов (отсчитать от большего количества), просит принести вот столько (показывает карточку с числом в пределах восьми) предметов, спрашивает, на котором месте справа (слева) находится предмет, просит поставить предмет на 3-е, 5-е, и т.п. место справа (слева), расположить карточки с записью чисел (1-8) по порядку.
2 балла — правильно выполняет задание сам.
1 балл — может допускать ошибки, но исправляет их сам или после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов — допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
37. Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме
Воспитатель дает детям (группе из 6-8 человек) задание из лежащих на столе фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы одного цвета и размера) квадраты (прямоугольники, овалы); при показе квадрата (прямоугольника, овала) ответить на вопрос: «Как называется эта фигура?»; выбрать картинки с изображением предметов квадратной (прямоугольной, овальной) формы (воспитатель называет и показывает квадрат, прямоугольник, овал).
2 балла — правильно выполняет задание сам.
1 балл — может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов — допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
38. Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними
Воспитатель собирает небольшую группу детей из 6-8 человек и предлагает каждому ребенку расставить 5 столбиков разной высоты от самого низкого до самого высокого, разложить 5 полосок разной длины от самой короткой до самой длинной, сравнить две полоски по ширине.
2 балла — правильно выполняет задание сам.
1 балл — может допускать ошибки, но самостоятельно находит и исправляет их (или после наводящего вопроса взрослого).
0 баллов — допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
Умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность
Воспитатель дает детям (группе из 6-8 человек) задание посмотреть вверх и вниз, сделать шаг вперед и назад, пойти направо и налево, взять игрушку в правую или левую руку, рассказать, как называется часть суток, когда люди просыпаются и собираются на работу, в школу, в садик, в какое время суток люди обедают, ужинают, в какое время суток все ложатся спать, что идет после утра (дня, вечера).
2 балла — правильно выполняет задание сам.
1 балл — может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов — допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.