45. Имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас (названия и назначение предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели; их качества, действия с ними); называет некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы)
Воспитатель готовит около ю соответствующих картинок из лото и просит ребенка назвать нарисованные предметы. Если что-то осталось неназванным, воспитатель просит показать ему... (и называет оставшиеся предметы), потом раскладывает их снова и спрашивает о качествах («Какой?») или действиях («Зачем?») с отдельными предметами. Потом просит подобрать обобщающее понятие к ряду картинок («Смотри, здесь футболка, кофта, шарф... а вместе все это называется?..»).
2 балла — правильно выполняет задание.
1 балл — делает ошибки, но после наводящих вопросов исправляет их.
0 баллов — не может правильно справиться с заданием.
52. В речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительным в роде, числе, падеже (возможны ошибки), употребляет простые пространственные предлоги в, на, за, под; названия животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа
2 балла — речь ребенка соответствует указанным нормам.
1 балл — речь ребенка содержит небольшие погрешности в согласовании слов или употреблении предлогов, после исправления взрослым старается говорить правильно.
0 баллов — в речи ребенка часты ошибки при согласовании слов внутри предложений, исправления взрослого не влияют на речь ребенка, он продолжает использовать неправильные согласования, предлоги и т.п
Анкета для родителей
1. Любит ли Ваш ребенок слушать сказки, музыку? Какие произведения предпочитает? Как долго способен их слушать?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чем занимается ребенок в свободное время?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Легко ли находит себе занятие сам или предпочитает все делать только вместе с мамой или папой?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Когда в дом приходят родственники или знакомые люди, как ведет себя ребенок (предпочитает общение со взрослыми, с детьми или предпочитает уединиться)?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Во время прогулок на природе проявляет ли ребенок интерес к растениям и животным (насекомым)? Как это выражается?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Во время чтения книг или просмотра мультфильмов выражает ли ребенок сочувствие героям? Каким образом?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как Вы думаете, имеет ли Ваш ребенок представления о правилах безопасного поведения? Обсуждаете ли Вы с ним опасные ситуации? Как часто он попадает в разные «истории» из-за несоблюдения правил безопасности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Показатели педагогического мониторинга развития детей
среднего дошкольного возраста
(к концу пятого года); средняя группа
Диагностический лист
| Образовательная область | № п/п | Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности |
| Социально коммуникативное развитие | Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания | |
| 1 | Проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме. | |
| 2 | Эмоционально откликается на произведения искусства, в которых переданы разные чувства и состояния людей и животных (книги, картины, спектакли и пр.). | |
| 3 | Бережно относится к животным и растениям, проявляет желание помочь птицам зимой, покормить животное в уголке природы детского сада, полить растение. | |
| 4 | Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики. | |
| Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации | ||
| 5 | Называет членов семьи, их имена, может рассказать о деятельности членов семьи (профессии, хобби и пр., если это доступно пониманию ребенка), об отдельных семейных праздниках. | |
| Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками | ||
| 6 | Проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие (пока с разной степенью успешности). | |
| 7 | Объединяется с детьми для совместных игр. | |
| 8 | Считается с интересами сверстников, дает возможность высказаться другим детям, выслушивает их, ориентируется на эту информацию. | |
| 9 | Инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочитанного; задает вопросы, высказывает свои суждения. | |
| 10 | Участвует (под руководством взрослого) в создании коллективных работ в продуктивных видах деятельности. | |
| Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий | ||
| 11 | Одевается и раздевается самостоятельно при незначительной помощи взрослого. | |
| 12 | В совместных играх действует в соответствии с предложенными правилами. | |
| 13 | Старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил. | |
| 14 | Испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется от выполненной познавательной задачи. | |
| 15 | С интересом встречает неожиданные повороты игрового сюжета, постановку новых игровых задач (сверстником или взрослым), активно включается в подобную игру, предлагает свои варианты разрешения игровых проблемных ситуаций. | |
| 16 | Соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки. | |
| 17 | Пытается самостоятельно применить пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность действий. | |
| 18 | Способен зафиксировать свое затруднение; пытается сформулировать его причину; старается преодолевать затруднения разными способами («придумать самому», «спросить у того, кто знает» и др.). | |
| 19 | Способен слушать художественное произведение (книгу, музыкальное произведение, соответствующие возрастным возможностям восприятия), действовать в рамках значимой для него деятельности с устойчивым интересом не менее ю минут. | |
| Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | ||
| 20 | Отражает в играх сюжеты из разных областей действительности (бытовые, сказочные, профессиональные и т.п.). | |
| 21 | Знает, какой хозяйственной деятельностью по дому занимаются взрослые (покупают вещи и продукты в магазине, готовят еду, моют посуду, стирают одежду ит.д.). | |
| 22 | Имеет представления о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них, уважает труд других. | |
| 23 | Понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их. | |
| Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | ||
| 24 | Знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями; обращает внимание на то, что нужно закрывать вовремя кран с водой, не бросает мусор на землю и т.п. | |
| 25 | Знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочувствие. | |
| 26 | При напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей; понимает, какие предметы и ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в обращении с ними. | |
| Познавательное развитие | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | |
| 27 | Оценка по параметру 14 (Испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется от выполненной познавательной задачи.) | |
| 28 | Оценка по параметру 18 [Способен зафиксировать свое затруднение; пытается сформулировать его причину; старается преодолевать затруднения разными способами («придумать самому», «спросить у того, кто знает» и др.).] | |
| 29 | В свободное время в рамках самостоятельной деятельности обращается к соответствующим возрасту играм интеллектуального характера (настольно-печатным, конструкторам, пазлам, мозаикам и пр.). | |
| Формирование познавательных действий | ||
| 30 | Использует усвоенные знания и способы для решения несложных задач. | |
| 31 | Оценка по параметру 16 (Соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки.) | |
| 32 | Использует простые готовые схематические изображения для решения несложных задач, строит по схеме. | |
| 33 | Умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по разным признакам. | |
| 34 | Умеет продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком. | |
| 35 | Умеет различать и называть все цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); различает и называет черный, серый, белый цвета; оттенки цветов (светло-зеленый, темно-зеленый, темно-красный, темно-синий). | |
| 36 | Умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?», умеет располагать числа по порядку от 1 до 8. | |
| 37 | Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. | |
| 38 | Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними. | |
| 39 | Умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность. | |
| Развитие воображения и творческой активности | ||
| 40 | Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п. | |
| 41 | Проявляет интерес к книге (просит почитать, рассматривает иллюстрации), к музыке и различным видам музыкальной деятельности, к объектам природы (рассказывает о своих впечатлениях, отображает их в рисунках, использует в поделках) и т.п. | |
| 42 | Оценка по параметру 20 [Отражает в играх сюжеты из разных областей действительности (бытовые, сказочные, профессиональные и т.п.).] | |
| 43 | Оценка по параметру 15 [С интересом встречает неожиданные повороты игрового сюжета, постановку новых игровых задач (сверстником или взрослым), активно включается в подобную игру, предлагает свои варианты разрешения игровых проблемных ситуаций.] | |
| 44 | Может рассказывать о себе и своих игрушках (оценивает логопед). | |
| 45 | С удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов (форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве), так и назначение самой постройки; создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи. | |
| 46 | Понимает смысл загадок, умеет отгадывать загадки, построенные на описании предметов, явлений, их свойств, действий с ними (оценивает логопед). | |
| Формирование первичных представлений о себе, других людях, становление сознания | ||
| 47 | Знает свое имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст. | |
| 48 | Осознает свои отдельные умения («Я умею застегивать пуговицы», «Я научился кататься на самокате» и т.п.); может перечислить несколько примеров того, чего еще не умеет делать («Я не умею варить суп», «Я не могу водить машину как пала» и т.п.). | |
| 49 | Оценка по параметру 5 [Называет членов семьи, их имена, может рассказать о деятельности членов семьи (профессии, хобби и пр., если это доступно пониманию ребенка), об отдельных семейных праздниках.] | |
| 50 | Оценка по параметру 22 (Имеет представления о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них, уважает труд других.) | |
| 51 | Оценка по параметру 23 (Понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их.) | |
| Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) | ||
| 52 | Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов (способ их использования, возможности и т.д.); стремится экспериментировать. | |
| 53 | Умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (когда на улице мороз, вода в луже замерзает, а когда тепло, лед тает; осенью птицы улетают в теплые края потому, что им нечем питаться, растению для жизни нужны свет, вода, земля и т.п.). | |
| 54 | Имеет представления о разных видах транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, чем они отличаются; может назвать несколько различий между жизнью города и деревни, рассказать о них; понимает разницу между буднями и праздниками, знает несколько праздников, может их назвать (Новый год, день рождения). | |
| 55 | Различает мир живой и неживой природы, выделяет, что сделано руками человека. | |
| Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира | ||
| 56 | Может назвать свою страну, улицу, на которой живет, столицу России. | |
| 57 | Знает некоторые государственные праздники. | |
| Речевое развитие | Владение речью как средством общения и культуры | |
| 58 | Оценка по параметру 8 (Считается с интересами сверстников, дает возможность высказаться другим детям, выслушивает их, ориентируется на эту информацию.) | |
| 59 | Оценка по параметру 9 (Инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочитанного; задает вопросы, высказывает свои суждения.) | |
| 60 | Оценка по параметру 4 (Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики) | |
| Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | ||
| 61 | Имеет соответствующий возрасту словарный запас; называет предметы, их качества, свойства, действия (существительные, прилагательные, глаголы); правильно употребляет слова, обозначающие пространственные отношения, согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируется на окончание слов; образовывает формы глаголов (оценивает логопед). | |
| 62 | Оценка по параметру 44 [Может рассказывать о себе и своих игрушках (оценивает логопед).] | |
| 63 | Оценка по параметру 54 [Имеет представления о разных видах транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, чем они отличаются; может назвать несколько различий между жизнью города и деревни, рассказать о них; понимает разницу между буднями и праздниками, знает несколько праздников, может их назвать (Новый год, день рождения)]. | |
| Развитие речевого творчества | ||
| 64 | Составляет небольшие рассказы по картине или из личного опыта, описывает игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения (оценивает логопед). | |
| 65 | Оценка по параметру 46 (Понимает смысл загадок, умеет отгадывать загадки, построенные на описании предметов, явлений, их свойств, действий с ними.) | |
| Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы | ||
| 66 | Умеет пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных, отвечает на простые вопросы по тексту, может восстановить сюжет по картинкам (оценивает логопед). | |
| Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | ||
| 67 | Владеет интонационной выразительностью, говорит с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной), дикция достаточно четкая (оценивает логопед). | |
| 68 | Имеет развитый речевой слух, может подобрать слова с определенным звуком, выделяет первый звук в слове (оценивает логопед). | |
| Художественно эстетическое развитие | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора | |
| 69 | Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусства. | |
| 70 | Оценка по параметру 41 [Проявляет интерес к книге (просит почитать, рассматривает иллюстрации), к музыке и различным видам музыкальной деятельности, к объектам природы (рассказывает о своих впечатлениях, отображает их в рисунках, использует в поделках) и т.п.] | |
| 71 | Оценка по параметру 19 [Способен слушать художественное произведение (книгу, музыкальное произведение, соответствующие возрастным возможностям восприятия), действовать в рамках значимой для него деятельности с устойчивым интересом не менее ю минут.] | |
| 72 | Оценка по параметру 4 (Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики.) | |
| 73 | Любит петь и поет естественным голосом, может удерживать на дыхании более продолжительную музыкальную фразу - до 4 с (два слова). Песни, потешки, соответствующие диапазону голоса (ре-ля первой октавы), может чисто интонировать. Начинает и заканчивает пение вместе с музыкой. Пропевает все слова знакомой песни вместе со взрослым. (Оценивает музыкальный работник.) | |
| 74 | Владеет следующими видами движений: топающий шаг, ходьба на носках, легкий бег, прямой галоп, кружение топающим шагом, на носочках в парах и по одному, легкие подскоки. Может исполнять движения с различными атрибутами: цветами, платочками, игрушками, кубиками, колокольчиками, ленточками, салютиками, обручами. Может выполнять некоторые образные движения, требующие гибкости и пластичности, - «рыбку», «обезьянку», «змею», «кошечку» и др. (Оценивает музыкальный работник.) | |
| 75 | Любит играть на шумовых музыкальных инструментах, знает основные исполнительские приемы, может исполнить простейшие ритмы с речевой поддержкой, а затем и без нее; уверенно и стабильно может исполнять метрический пульс; способен исполнить в шумовом оркестре несложные партии. Любит свободную игровую деятельность с инструментами, умеет самостоятельно подыгрывать на них звучащей музыке. (Оценивает музыкальный работник.) | |
| 76 | Проявляет интерес, когда звучит красивая музыка, останавливается и слушает ее; способен слушать несложные пьесы вне движения и игры продолжительностью 15-20 секунд (оценивает музыкальный работник). | |
| Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | ||
| 77 | Оценка по параметру 2 [Эмоционально откликается на произведения искусства, в которых переданы разные чувства и состояния людей и животных (книги, картины, спектакли и пр.)]. | |
| Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) | ||
| 78 | Оценка по параметру 10 [Участвует (под руководством взрослого) в создании коллективных работ в продуктивных видах деятельности.] | |
| 79 | В создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), владеет разными художественными техниками. | |
| 80 | С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные), самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов. | |
| Физическое развитие | Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) | |
| 81 | Обнаруживает положительную динамику развития физических качеств и основных движений. | |
| 82 | Умеет ходить и бегать легко, сохраняя правильную осанку. | |
| 83 | Умеет лазить по гимнастической стенке, не пропуская реек, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см, принимая правильное исходное положение, и мягко приземляться. | |
| 84 | Умеет ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м, принимать правильное исходное положение во время метания мяча и различных предметов; отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд; бросать мяч вверх и ловить его двумя руками не менее 5 раз. | |
| 85 | Умеет прыгать на месте на мягком покрытии, прыгать в длину с места на расстояние не менее 75 см. | |
| Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами | ||
| 86 | Охотно участвует в подвижных играх, выполняет физические упражнения. | |
| Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | ||
| 87 | Оценка по параметру 12 (В играх действует в соответствии с предложенными правилами.) | |
| Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) | ||
| 88 | Выполняет основные гигиенические процедуры (моет руки после прогулки, перед едой, пользуется салфеткой, носовым платком, обращает внимание на неопрятность в одежде), часть из них — самостоятельно и без напоминаний со стороны взрослых. | |
| 89 | Имеет некоторые представления о здоровом образе жизни (может ответить на вопрос, что нужно, чтобы быть здоровым, назвав некоторые из правил: делать зарядку, заниматься физкультурой, есть полезную еду, посещать врача, закаляться и т.п.). |
Методика оценки
Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности (оценки проставляются в соответствующую Карту наблюдений, см. Приложение)
Методика оценки по пунктам, заполняемым воспитателем






