Механизм взаимодействия правообладателей интеллектуальной собственности и таможенных органов

Важным фактом являются особенности проведения экспертных таможенных процедур при выявлении, расследовании и рассмотрении административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.

Экспертные таможенные процедуры играют важную роль при выявлении, расследовании и рассмотрении административных дел в области защиты интеллектуальных прав. Специфика объектов интеллектуальной собственности обуславливает необходимость экспертного сопровождения создания, использования и защиты прав авторов и иных правообладателей. Кроме того, ситуацию осложняет различие категорий объектов интеллектуальной собственности, их различный правовой режим создания, использования, защиты. Очень часто судебная практика свидетельствует о фактах, когда, например, речь идет о возможности использования категории «сходство до степени смешения» при сравнении объектов авторского права.

Во многих случаях эксперт в рамках государственного контроля (надзора) либо административного производства призван ответить на типовые вопросы, связанные с установлением наличия признаков контрафактности ислледуемого товара, однородности товаров, в отношении которых зарегистрировано средство индивидуализации, и товаров, в отношении которых используется средство индивидуализации (или сходное с ним обозначение). Чаще всего в качестве экспертных организаций выступают независимые учреждения, подтверждающие наличие признаков несоответствия исследуемого товара оригинальной продукции конкретного правообладателя. Нередко эксперты являются специалистами ведомственных экспертных учреждений (например, Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) Федеральной Таможенной Службы России).

Контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности – борьба с контрафактной продукцией – остается одной из главных задач таможенных органов в области деятельности Таможенного союза. Вопросы повышения эффективности борьбы с перемещением контрафактной продукции являются одним из приоритетных направлений и в деятельности таможенных органов. Одна из сегодняшних проблем, которая не позволяет в должной мере контролировать и выявлять контрафактную продукцию – это низкая регистрация товарных знаков правообладателями в реестре объектов интеллектуальной собственности. На сегодняшний день в нем зарегистрировано около 900 товарных знаков известных компаний. Для сравнения, в одной Европе их более 5 тысяч. Необходимо активно привлекать представителей бизнеса, чтобы они регистрировали свои торговые марки. Это необходимо, прежде всего, для самих участников внешнеэкономической деятельности, так как продукцию, с зарегистрированным в Реестре товарным знаком, намного легче защитить от контрафакта. И соответственно можно значительно снизить моральный и материальный ущерб законных правообладателей.

Несмотря на такой прогресс, таможенным органам предстоит решить еще несколько проблем, и в частности необходимо совершенствовать законодательство. Одним из шагов в этом направлении должно стать наделение таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателя, так называемый принцип exofficio, который уже обсуждался в Думе и не нашел в ней поддержки. Смысл предлагаемого ФТС России нововведения в том, что любая продукция сомнительного, на взгляд сотрудников таможни, качества, может быть отнесена к контрафактной. В том числе и та, которая не зарегистрирована в таможенном реестре. Стоит добавить, что на сегодняшний день контрафактом считается даже товар, изготовленный на заводе правообладателя товарного знака, но ввозится на территорию Российской Федерации не уполномоченным импортером.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что таможенные органы играют ключевую роль в защите правообладателей объектов интеллектуальной собственности при перемещении их через таможенную границу Евразийского экономического союза. Эффективность проводимой таможенными органами работы заключается не только в обнаружении правонарушителей, но и в том, что подавляющее большинство судебных дел об административных правонарушениях, возбужденных по заявлению таможенных органов, завершается в пользу правообладателей товарных знаков, в результате чего контрафактная продукция не попадает на российский рынок. Принимая во внимание, что таможенным органам принадлежит ключевая роль в противодействии торговле контрафактной продукцией, перед Федеральной таможенной службой России стоит задача дальнейшей активизации деятельности по направлению защиты прав интеллектуальной собственности.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОВОДИМОЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ, В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: