Анализ реестра объектов интеллектуальной собственности

 

Осуществление деятельности по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности [8] (далее – ТРОИС) таможенные органы Российской Федерации исполняют в течение двадцати лет. Такой метод управления в правоприменительной практике таможни существует с 1999 года (в форме специальных списков правообладателей), а первое упоминание о нормативном закреплении было прописано еще на тот момент в Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 года.

В это время институт ТРОИС развивается и совершенствуется в административно-процедурном отношении. Текущие данные о деятельности таможенных органов в области применения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности подчеркивают эффективность использования реестрового механизма, применяемого в практике таможенных органов.

На рисунке 1 представлена схема действий таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных и не включенных в ТРОИС.

Деятельность таможенных органов Российской Федерации по защите объектов интеллектуальной собственности заключается в приостановлении выпуска объектов интеллектуальной собственности включенных в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России (ТРОИС ФТС), Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и объектов (ЕТРОИС), не включенных в такие реестры, т.е. в рамках применения процедуры.

 exexexex
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Объекты
интеллектуальной собственности, зарегистрированные в Роспатенте
 
Объекты
 
интеллектуальной
собственности, не внесённые
в ТРОИС
 
Объекты интеллектуальной
собственности, внесённые в ТРОИС
 
Приостановление выпуска применяется
в течение всего срока  вк
лючения в
ТРОИС (на 10 дней)
 
Таможенный органы вправе
приостановить выпуск товаров
 
 
в соответствии с процедурой
 
 
 
 
ex officio
 
Таможенный орган уведомляет
правообладателя в течение всего
срока включения в ТРОИС
 
Таможенный
орган уведомл
 яет
правообладателя
 
Применяются меры в зависимости от решения правообладателя
 
Возбуждение
дела
об административном
правонарушении
 
Выпуск товаров
 
Подача заявления о включении объекта интеллектуальной
собственности в ТРОИС
 

Рисунок 1. Отличие механизма защиты таможенными органами объектов интеллектуальной собственности, включенных и не включенных в ТРОИС

Стоит отметить тот факт, что деятельность как по ведению ТРОИС таможенными органами, так и по использованию реестрового механизма во взаимодействии государства в лице таможенных органов, декларантов и правообладателей является процедурной по содержанию.

Институт ТРОИС с момента создания повлек за собой ряд существенных преобразований, особо значимыми из которых являются: ведение реестровой системы на двух уровнях (национальном и союзном).

3556
3860
4295
0
1000
2000
3000
4000
5000
2017
2018
2019
годы

Рисунок 2. Динамика количества объектов интеллектуальной собственности, внесенных в ТРОИС ФТС за 2017 – 2019 годы 

Настоящий Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [1], который вступил в силу с 1 января 2018 года и внес целый ряд нововведений в уже существующий механизм административно-правовой защиты прав интеллектуальной собственности при трансграничном   товаров.

По моему мнению, основной тенденцией института ведения ТРОИС является постепенное упрощение его использования для правообладателей на интеллектуальную собственность и участников внешнеэкономической деятельности, повышение его открытости для ведения бизнеса. В качестве примера можно привести снижение суммы обязательства о возмещении имущественного вреда в процессе включения объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС для правообладателей. В то же время нельзя не отметить сохранения ряда административных барьеров в процедуре ведения и использования ТРОИС, которые в большинстве своем имеют процедурный характер.

Административные процедуры ведения ТРОИС, как отмечают многие экономисты, относят к государственным услугам в сфере осуществления таможенного дела, или государственным таможенным услугам. При рассмотрении классификации государственных таможенных услуг такие процедуры относятся к специализированным услугам, которые обладают определенной спецификацией и направленных на реализацию основной группы функций таможенных органов. Конечно же, нельзя не сказать, что деятельность как по ведению ТРОИС таможенными органами, так и по использованию реестрового механизма во взаимодействии государства в лице таможенных органов, декларантов и правообладателей является процедурной по своему содержанию.

Необходимо отметить факт того, что в административно-правовой механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности достаточно давно были введены базовые нормы и принципы международных стандартов такой защиты, совершенствование, оптимизация существующего механизма лежит только в административно-процедурной плоскости. Важно отметить, что последняя показывает уровень, формы и принципы взаимосвязи государства в лице таможенного ведомства и самих таможенных органов, правообладателей и бизнеса в области защиты интеллектуальных прав.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: