Осуществление деятельности по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности [8] (далее – ТРОИС) таможенные органы Российской Федерации исполняют в течение двадцати лет. Такой метод управления в правоприменительной практике таможни существует с 1999 года (в форме специальных списков правообладателей), а первое упоминание о нормативном закреплении было прописано еще на тот момент в Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 года.
В это время институт ТРОИС развивается и совершенствуется в административно-процедурном отношении. Текущие данные о деятельности таможенных органов в области применения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности подчеркивают эффективность использования реестрового механизма, применяемого в практике таможенных органов.
На рисунке 1 представлена схема действий таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных и не включенных в ТРОИС.
Деятельность таможенных органов Российской Федерации по защите объектов интеллектуальной собственности заключается в приостановлении выпуска объектов интеллектуальной собственности включенных в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России (ТРОИС ФТС), Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и объектов (ЕТРОИС), не включенных в такие реестры, т.е. в рамках применения процедуры.
интеллектуальной собственности, зарегистрированные в Роспатенте
|
собственности, не внесённые
|
собственности, внесённые в ТРОИС
|
Приостановление выпуска применяется
|
приостановить выпуск товаров
|
в соответствии с процедурой
|
Таможенный орган уведомляет
|
правообладателя в течение всего
|
Применяются меры в зависимости от решения правообладателя
|
Подача заявления о включении объекта интеллектуальной
|
Рисунок 1. Отличие механизма защиты таможенными органами объектов интеллектуальной собственности, включенных и не включенных в ТРОИС
Стоит отметить тот факт, что деятельность как по ведению ТРОИС таможенными органами, так и по использованию реестрового механизма во взаимодействии государства в лице таможенных органов, декларантов и правообладателей является процедурной по содержанию.
Институт ТРОИС с момента создания повлек за собой ряд существенных преобразований, особо значимыми из которых являются: ведение реестровой системы на двух уровнях (национальном и союзном).
Рисунок 2. Динамика количества объектов интеллектуальной собственности, внесенных в ТРОИС ФТС за 2017 – 2019 годы
Настоящий Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [1], который вступил в силу с 1 января 2018 года и внес целый ряд нововведений в уже существующий механизм административно-правовой защиты прав интеллектуальной собственности при трансграничном товаров.
По моему мнению, основной тенденцией института ведения ТРОИС является постепенное упрощение его использования для правообладателей на интеллектуальную собственность и участников внешнеэкономической деятельности, повышение его открытости для ведения бизнеса. В качестве примера можно привести снижение суммы обязательства о возмещении имущественного вреда в процессе включения объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС для правообладателей. В то же время нельзя не отметить сохранения ряда административных барьеров в процедуре ведения и использования ТРОИС, которые в большинстве своем имеют процедурный характер.
Административные процедуры ведения ТРОИС, как отмечают многие экономисты, относят к государственным услугам в сфере осуществления таможенного дела, или государственным таможенным услугам. При рассмотрении классификации государственных таможенных услуг такие процедуры относятся к специализированным услугам, которые обладают определенной спецификацией и направленных на реализацию основной группы функций таможенных органов. Конечно же, нельзя не сказать, что деятельность как по ведению ТРОИС таможенными органами, так и по использованию реестрового механизма во взаимодействии государства в лице таможенных органов, декларантов и правообладателей является процедурной по своему содержанию.
Необходимо отметить факт того, что в административно-правовой механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности достаточно давно были введены базовые нормы и принципы международных стандартов такой защиты, совершенствование, оптимизация существующего механизма лежит только в административно-процедурной плоскости. Важно отметить, что последняя показывает уровень, формы и принципы взаимосвязи государства в лице таможенного ведомства и самих таможенных органов, правообладателей и бизнеса в области защиты интеллектуальных прав.