Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов

По назначению выделяют две основные группы транс­порта:

1. Транспорт общего пользования - отрасль народного хо­зяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажи­ров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обра­щения и население. Его часто называют магистральным (ма­гистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения).

2. Транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан.

Транспортировка грузов – изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств.

Транспортная система включает: транспортируемые грузы; средства транспорта; процесс транспортировки.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения—сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

· обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.

· создание транспортных систем;

· совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· выбор способа транспортировки и транспортного средства;

· определение рациональных маршрутов доставки.

Выбор вида транспорта

Существуют следующие виды транспорта:

¨ железнодорожный;

¨ морской;

¨ внутренний водный (речной);

¨ автомобильный;

¨ воздушный;

¨ трубопроводный.

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта

· время доставки;

· частота отправлений груза;

· надежность соблюдения графика доставки;

· способность перевозить разные грузы;

· способность доставить груз в любую точку территории;

· потери и убытки

· стоимость перевозки.

Самый дорогой вид транспорта – воздушный, а самый дешевый – водный. Иногда затраты на водный транспорт близки к издержкам трубопроводного транспорта, располагающего ограниченными возможностями (главным образом, перекачка нефти, газа и их продуктов).

VI. Таблица1

Сравнительная характеристика основных видов транспорта

Вид транспорта Достоинства Недостатки
Железнодорожный Высокая провозная и пропускная способности Высокая регулярность перевозок Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния Ограниченное число перевозчиков Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок Низкая доступность к конечным точкам продаж Недостаточно высокая сохранность грузов
Автомобильный Высокая доступность Возможность доставки груза «от двери к двери» Высокая маневренность Высокая скорость доставки Возможность использования различных маршрутов и схем доставки Возможность отправки груза малыми партиями Низкая производительность Зависимость от погодных и дорожных условий Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния Недостаточная экологическая чистота
Воздушный Наивысшая скорость доставки грузов Высокая сохранность груза Наиболее короткие маршруты перевозок Высокая себестоимость перевозок Высокая капиталоемкость Зависимость от погодных условий Недостаточная географическая доступность
Водный Низкая себестоимость перевозок Низкая скорость доставки грузов Зависимость от погодных условий Недостаточная географическая доступность

Организация внутренних перевозок

Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота.

Грузопоток – объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени.

Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние.

Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления).

Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.

Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевозимых на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (табл. 2).

VII. Таблица2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: