Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях инклюзии

 

Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях инклюзии - это образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагога, медицинского работника и ученика), физкультурно-оздоровительной направленности; экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой); применение здоровьесберегающих образовательных технологий.

Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, направленных на сохранение, укрепление и формирование здоровья детей, экспертиза и анализ каждым педагогом своей собственной деятельности с точки зрения влияния на здоровье детей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья за период обучения в школе; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни; использование полученных знаний в повседневной жизни.

Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики должно включать не только создание здоровьесберегающей среды для каждого ребенка, но и формирование компетентностей в области здоровья, которые способствуют присвоению ценности здоровья и здорового образа жизни.

Обучение в условиях инклюзии включает создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями.

Все приемы и подходы, необходимые для обучения ребенка в условиях инклюзивного образования и формирования базовых компетенций, можно разделить на три группы:

— те, которые применимы в классе,

— те, которые применимы в группе,

— те, которые применимы индивидуально.

К первой группе относятся следующие мероприятия:

— контроль расписания;

— контроль трудности урока в соответствии со средними учебными возможностями учащихся класса;

— разнообразие видов деятельности на уроке (снятие монотонности);

— профилактика утомления через введение в урок физкультминуток, физкультпауз для снятия утомления и повышения умственной работоспособности;

— профилактика нервно-психического напряжения;

— создание положительной психоэмоциональной обстановки в классе.

Ко второй группе приемов и методов относятся дифференциация способов подачи информации, учебных заданий и методов контроля в соответствии с доминирующей мотивацией, особенностями восприятия, функциональной асимметрией мозга, типом мышления, силой и подвижностью нервных процессов, уровнем здоровья.

К третьей группе относятся:

— дифференциация трудностей задания в зависимости от учебных возможностей учеников;

— индивидуализация домашнего задания;

— выработка индивидуальной стратегии учебного поведения.

Ведущим условием реализации указанных подходов является наличие в образовательном учреждении специалистов - учителя-дефектолога, психолога, логопеда, тьютора.

Примеры реализации развивающих и коррекционных мероприятий:

- Потребность в двигательной активности - физкультминутки, физкультпаузы, динамические часы, смена видов деятельности на уроке, внеклассные спортивно-оздоровительные мероприятия, развитие школьных спортивных секций, обустройство спортивных площадок, занятия в бассейне.

 

Тренировка функциональных резервов организма - дыхательная гимнастика, самомассаж, пальчиковая гимнастика на уроке, активный отдых, закаливание.

Биоритмологические особенности функционирования организма - режим труда и отдыха в соответствии с динамикой умственной работоспособности, физкультминутки для снятия утомления, рациональная структура урока, снижение количества домашних заданий, исключение домашних заданий на выходной, рациональная организация режима дня вне школы.

Снижения нервно-психической напряженности, тревожности: улучшение эмоционального фона урока, проведения музыкальных перемен после 3-го урока, подразумевающих произвольную двигательную активность школьников, что способствует не только снятию напряжения от статической позы во время занятий, но и эмоциональной разрядке.

Оптимальные условия функционирования организма - соблюдение гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, проветривание помещений, контроль осанки учащихся, озеленение классных комнат, физиологичность построения уроков физкультуры, игровые формы их проведения, вооружение учащихся знаниями о влиянии движений на здоровье, умениями самодиагностики по пульсу.

Несоответствие биологического (психического) возраста паспортному м ожно снизить за счет занятий по коррекции и развитию внимания, памяти, мышления и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: