Для реализации этого условия необходимо обеспечить:
совместную деятельность специалистов детского сада и школы, которая осуществляется как сотрудничество по выработке совместных решений в сфере инклюзии;
сотрудничество образовательных организаций разного уровня, которое осуществляется в следующих формах: совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника и др.
Таким образом, при всей сложности, многоэтапности и многофакторности условий перехода школы к реализации инклюзивного подхода, формирование инклюзивной среды представляет собой одну из ключевых и первоочередных задач образовательной организации.
Логика и этапы построение инклюзивной образовательной среды
Ведущий принцип ИОС: готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счёт структурно- функциональной содержательной и технологической модернизации образовательной среды учреждения (организации).
Трудности (препятствия) в создании ИОС:
1)архитектурная недоступность образовательных учреждений;
2)отсутствие специальной подготовки учителей к работе с детьми с ООП;
3)отсутствие необходимых (специальных) средств обучения детей с ОВЗ (книги с алфавитом Брайля (фр. Braille).
Шрифт Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящим людям. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем (фр. Louis Braille), сыном сапожника, лингафонные кабинеты, доски)
4)недостаточное учебно-методическое обеспечение учебного процесса (пособия, книги, педагогическая литература);
5)сложности в составлении программ и учебных планов, расписания занятий;
6)трудности в создании ИОТ(маршрутов) детей с особыми образовательными потребностями.
Препятствия по созданию ИОС
Условия успешного функционирования ИОС
Соблюдение определенных нравственно – эстетических требований к пространственно – временной общности, в которую включается ребёнок с ООП – не всякая общность людей готова и способна к социальной ответственности за результат инклюзии.
1. Образовательная организация (школа)должна заботиться о создании условий социальной интеграции своих воспитанников в различные сферы жизни – образовательные, досуговые, социокультурные, правовые, бытовые и т.д.
2. Конструирование системы социальных сообществ, в которые мог бы включаться каждый ребенок с ООП (клубы, кружки, секции, детские сообщества и содружества в рамках летних лагерей и площадок).
3. Реализация взаимных усилий, как со стороны детей с ОВЗ, так и по сближению их в процессе совместной жизни и деятельности.
4. В процессе сближения детей с различными интересами, потребностями, способностями и возможностями сохранения их уникальности, своеобразия и индивидуального различия.
Критерии успешного развития ИОС
1)наличие равных возможностей в получении психолого- педагогической и коррекционно- педагогической поддержки для всех обучающихся;
2)открытость и доступность инклюзивной образовательной сферы не только для детей, но и взрослых;
3)увеличение в образовательном учреждении не только числа детей с ООП, но и общего числа учащихся;
1.Наличие соответствия нормативно- правовому обеспечению.
2.Программно-методические обеспечение.
3.Наличие подготовленности педагогических кадров и их эффективное взаимодействие.
4.Широкое соц. партнёрство с государственными учреждениями и общественными организациями.
5.Создание гуманистической (толерантной) сферы в ОУ.
6.Сотрудничество с педагогическим коллективом и широкой родительской общественностью.
Безбарьерная среда в системе инклюзивного образования. Условия