Индикаторы самомотивациии

1. Внутренние установки человека. Речь идет о склонности видеть вокруг себя хорошее или дурное, оптимизме или пессимизме. "Человек, способный к самомотивации, всегда мыслит позитивно, - говорит Жанна Смирнова. - Даже из самых тяжелых ситуаций он способен извлечь позитивный опыт, или хотя бы уверенность, что не повторит ошибку в будущем".
Позитивный подход к жизни можно развивать - например, при помощи технологии рефрейминга. Рефрейминг (от англ. reframe - перерабатывать, вставлять в новую рамку) помогает не только научиться из всего негативного выносить полезный опыт, но и рассматривать сложные ситуации как зоны личностного развития.

2. Способы решения проблем. Именно с ними связан следующий индикатор. Способность к самомотивации проявляют те, кто в словосочетании "решение проблем" ключевым считает слово "решение". Такие специалисты никогда не зацикливаются на чем-то одном, и всегда ищут альтернативные пути. Это качество особенно важно при дистанционной работе.
3. Готовность брать на себя ответственность. Для большинства сотрудников это тоже потенциальная зона развития. Нередко источник проблем - в излишне строгом руководителе, который отказывается делегировать полномочия и не побуждает подчиненных к самомотивации.
4. Поведение в конфликте. Человек с навыками самомотивации не занимается поисками виноватых и не тратит время на обвинения себя, но тщательно анализирует ситуацию и решает, что необходимо предпринять для ее изменения.
5. Оригинальное мышление, умение уходить от стереотипов. Считается, что каждого может мотивировать карьерный рост. Но в действительности, специалист, способный к саморазвитию, нередко отказывается от карьеры "по вертикали".

Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Он происходит от слова frame — рамка (рефрейминг — изменение рамки восприятия). Этот прием существует в психологии и психокоррекции.

Важно отметить, что рефрейминг не подразумевает обмана и абсурда: он должен осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира человека. Практически рефрейминг может осуществляться несколькими способами:

1. Найти в ситуации другую сторону, более позитивную.

2. Отметив негатив, мы показываем выгоду, используя союз «зато». Совершил ошибку — зато теперь точно знаешь, чего не стоит делать в будущем.

3. Постановка в выгодный и правильный в данной ситуации ряд сравнения. Действительно, много работы, но у Васи работы еще больше. Да, тратишь много времени на это задание, но вспомни — два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас.

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б Введение в общую психологию

2. Сосновский, Б. А. Общая психология: учебник для вузов: Издательство Юрайт, 2020.

3. http://www.elitarium.ru/motivacija_vnutrennjaja_i_vneshnjaja/


 

Приложение

Изучение мотивов учебной деятельности

Цель: выявить структуру мотивации учебной деятельности.

Материал: опросник, включающий 50 суждений; ключ; протокол занятия; материалы для интерпретации.

Процедура проведения. Испытуемым предлагается опросник со следующей инструкцией: «Внимательно прочитайте предложенные суждения и выскажите свое согласие или несогласие с каждым из них. Отвечать следует быстро, долго не задумываясь. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, является наиболее точным».

Опросник

1. Лучшая атмосфера на занятиях — атмосфера, позволяющая свободно высказывать свои мысли.

2. Обычно я работаю с большим напряжением.

3. У меня редко бывают головные боли после пережитого волнения или неприятностей.

4. Я изучаю специальную литературу, которая, по моему мнению, необходима для моей будущей профессии, хотя она и не включена в учебную программу.

5. Больше всего я ценю в людях профессионализм.

6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

7. Я получаю удовольствие при изучении трудных вопросов.

8. Я не вижу смысла в большинстве предметов, которые мы изучаем в вузе.

9. Большое удовольствие мне доставляют рассказы о моей будущей профессии.

10. Я — средний студент и не вижу смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

11. В наше время необязательно иметь высшее образование.

12. Родители посоветовали мне выбрать эту профессию, и я уверен в правильности своего выбора. 13. Мне не нравится в людях дилетантство.

14. При удобном случае я пользуюсь на экзамене шпаргалками.

15. Студенчество — самое замечательное время жизни.

16. У меня беспокойный и тревожный сон.

17. Я считаю, что для овладения профессией необходимо глубоко изучать все учебные предметы. 18. Если бы представилась возможность, я бы поступил в другой вуз.

19. Я сначала берусь за решение легких задач, трудные — оставляю на потом."

20. Для меня было сложно остановиться на одной профессии.

21. Я могу спокойно спать после неприятностей.

22. Я уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток. 23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

25. Вуз, в котором я учусь, — из житейских соображений самый удобный.

26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания деканата.

27. Учеба для меня почти всегда связана с большим напряжением.

28. Подготовка к экзаменам требует максимальных усилий.

29. Я могу назвать несколько факультетов, на которых бы учился с не меньшим интересом.

30. Мне мешают учиться моя неорганизованность и лень.

 31. Все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией.

 32. Не сданные вовремя зачет или экзамен не дают мне заснуть.

33. Меня мало беспокоит то, что я буду получать маленькую зарплату после окончания вуза.

34. Я всегда стремлюсь поддерживать настроение группы.

35. Я считаю, что обучение в вузе поможет мне сделать карьеру.

36. Я считаю, что необходимо хорошо усвоить материал, а не просто сдать экзамен.

37. Мои родители — образованные люди, и я хочу быть похожим на них.

38. Для продвижения по службе необходимо иметь высшее образование.

39. Целеустремленность и ответственность помогают мне учиться.

40. У меня не вызывает интерес работа, которая не имеет отношение к моей будущей специальности.

41. Меня тревожат возможные неудачи.

 42. Я лучше занимаюсь, когда меня хвалят.

43. Если мне бы пришлось снова выбирать, я поступил бы именно в этот вуз.

 44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них.

45. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится тратить много сил.

46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.

47. Моя будущая профессия кажется мне очень привлекательной.

 48. До поступления в вуз я интересовался выбранной профессией, много читал о ней.

49. Профессия, которую я получаю, перспективная и востребованная.

50. Мои представления о профессии изменились с начала обучения в вузе."

"Обработка полученных результатов

Обработка полученных данных осуществляется в соответствии с ключом по трем шкалам.

 

 № Шкалы № вопроса Ответ Баллы Максимальное значение

1 Мотив на получение знаний 4 да = 3,6; 17 да=3; 26 да 2,4; 28 нет=0; 42 нет 1,8. Максим значение 12.

2 Мотив на получение профессии 9 да 1; 31 да 2; 33 да 2; 43 да 3; 48 да 1; 49 да 1. Макс значение: 10

 3 Мотив на получение диплома 11 нет 3,5; 24 да 2,5; 35 да 1,5; 38 да 1,5; 44 да 1. Макс значение: 10

Интерпретация результатов. При интерпретации полученных данных следует помнить, что любая деятельность, в том числе и учебная, полимотивирована, т. е. включает два и более мотивов. Они иерархически связаны между собой: одни из них являются смыслообразующими и занимает высший иерархический уровень в структуре учебной мотивации, а другие, выступающие мотивами-стимулами, придают дополнительные побуждения учебной деятельности. В структуре мотивации учебной деятельности испытуемого, как правило, проявляются все три вида мотивов, связанных с получением знаний, профессии, диплома. Результаты тестирования являются показателем соотношения вышеназванных мотивов. Мотивы, получившие наибольшее количество баллов, выполняют смыслообразующую функцию в учебной деятельности испытуемого. Например, у одного человека смыслообразующим мотивом является получение диплома, а у другого — получение знаний или профессии. Можно предположить, что в первом случае учебная деятельность обусловлена внешними мотивами, что влияет на отношение к ней, снижает активность, ответственность за ее результат. Во втором случае важную роль играют внутренние мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью — мотивы получения знаний и профессии, которые тесно связаны между собой. Эти мотивы обеспечивают целенаправленность, концентрацию усилий испытуемого на решении учебных задач, влияют на успешность его учебной деятельности."

 


 

. 92 — URL: https://urait.ru/bcode/455398/p.92 (дата обращения: 22.03.2020).








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: