Мотивация в структуре личности

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности лич­ности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком (в том числе социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей) невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно различные причины, т.е. побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной.

Потребность — это субъективное состояние, отвечающее объективной нужде в чем-либо, что человеку не принадлежит.

Перечислим основные свойства потребности.

1. Потребность по определению является предметной, т.е. на что-то направленной, к чему-то реальному отнесенной.

Пример:

    В качестве иллюстрации этого классического феномена приведем явление импринтинга (запечатления), описанного в зоопсихологии. Мимо только что вылупившегося из яйца утенка один-два раза передвигают некий предмет. В результате утенок начинает следовать за этим предметом. Латентная потребность утенка в матери нашла себя в постороннем предмете, и необходимы время и особые усилия для нового.

2. Другим свойством потребности считается ее участие в активации психики, поведения и деятельности. Потребность служит источником, необходимым энергетическим условием наличия всякой активности.

3. Потребность обладает свойством или способностью к удовлетворению и к последующему воспроизводству, возобновлению. Потребности существуют и меняются всегда, когда существует жизнь. Они имеют свое течение, фазы актуальности, существуют во времени, а поведение и деятельность по их удовлетворению составляет некий базис человеческой жизни.

4. К свойствам потребностей относят их непременную прижизненную динамику, изменение, развитие (или регресс), которые могут осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях:

    1) изменение (расширение или сужение) круга, поля предметов, удовлетворяющих потребности. Так, потребность в познании, удовлетворяемая за счет детских «почему?», отличается от познавательной потребности взрослого человека, опредмеченной в книгах или учебниках;

    2) изменение способов удовлетворения, средств действования с предметом. Например, технизация способов удовлетворения потребности в общении (телефон, Интернет) существенно преобразует саму эту потребность, а значит, и личность. Изменение средств реализации любой потребности придает ей новые смыслы, нюансы и оттенки"

Мотив — это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл.

Мотив – предмет потребности, т.е. то, на что направлено субъективное потребностное состояние. Это ответ на вопрос о том, что нужно для удовлетворения потребности. Мотив принадлежит личности, которая «прилагает» его к той или иной деятельности.

Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Полимотивированность деятельности предопределяется тем, что действия человека определяются отношением к предметному миру, к людям, к обществу, к самому себе. Трудовая деятельность, например, общественно мотивирована, но она побуждается и многими другими внешними и процессуально- содержательными мотивами.

Мотивация – совокупность всех мотивов к данной деятельности.

А.Н. Леонтьев выделял две основные функции мотивов: мотивы – стимулы, т.е. выполняют роль побудительных факторов – порой остро эмоциональных, аффективных; мотивы-смыслы, т.е. побуждают к деятельности и придают ей личностный смысл. Пример: Если вы спросите меня, люблю ли я крутить руль машины - я отвечу: "Да, люблю". Но если вы будете после этого утверждать, что я купил автомобиль для того, чтобы покрутить руль - я улыбнусь... "Покрутить руль", "престижно" - это правда, но это мотивы-стимулы. А настоящий, смыслообразующий мотив, ради чего я выложил действительно крупную сумму денег - быстрота и удобство передвижения на автомобиле, не решаемая другими путями. (см. Приложение)

ЦЕЛЬ— осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель — всегда сознательна.

Некоторые теории мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: