К основным затратам относят:
· проценты;
· курсовые разницы по процентам.
К дополнительным затратам относят прочие затраты, связанные с получением кредита или займа. Например оплату услуг эксперта, затраты на связь, покупку канцелярских принадлежностей, уплату налогов и сборов и пр.
Проводки по кредитам и займам
Затраты отражаются в составе прочих расходов предприятия. Если они были получены для инвестиционной деятельности предприятия, то затраты по ним включаются в стоимость создаваемого актива до момента ввода этого актива в эксплуатацию (данное условие не применяется для малого бизнеса на УСН).
Проводки по кредиту в этой статье подразумевают проводки по займу, т. к. коммерческие организации, как уже говорилось, кредиты выдавать не могут.
К счетам 66 и 67 необходимо завести субсчета для учета суммы основного долга и задолженности по процентам. Например, для учета основного долга использовать счет 66-1 (67-1), для учета долга по процентам — счет 66-2 (67-2).
Получен кредит, проводка:
|
|
· Дебет 51, 50, 41, 08, 10 Кредит 66-1, 67-1 — получен займ (долгосрочный кредит, проводки);
· Дебет 91-2 Кредит 66-2, 67-2 — суммы основных затрат включены в состав операционных расходов;
· Дебет 67-1 Кредит 66-1 — долгосрочный займ переведен в краткосрочный;
· Дебет 91-2 Кредит 60, 76 — учтены суммы дополнительных затрат;
· Дебет 60, 76 Кредит 51 — оплачены суммы дополнительных затрат.
Погашен кредит, проводка:
· Дебет 66-1, 67-1 Кредит 51, 50, 41, 08, 10 — погашен займ (погашение кредита, проводки);
· Дебет 66-2, 67-2 Кредит 51 — погашены проценты по займам.
Точных указаний о том, какую дату нужно указать при отражении задолженности, Положение ПБУ 15/2008 не содержит. Как правило, бухгалтеры используют дату подписания договора или дату фактического поступления займа. И тот и другой варианты являются правильными. При получении займа в натуральной форме с точки зрения налогообложения разницы нет. Но некоторые нюансы стоит отметить.
Особенности займа в натуральной форме
При получении займа в натуральной форме предприятие бывает вынуждено приобретать расходные материалы или основные средства, сопутствующие для использования полученного займа. Принимать к учету их следует в сумме фактических затрат без включения НДС. При возврате себестоимость имущества необходимо рассчитать равной расходам на момент их приобретения. Таким образом возникнет ценовая разница между полученными и возмещаемыми активами заемщику.
Данную разницу бухгалтеру необходимо включить в состав прочих расходов или доходов:
· Дебет 91-2 Кредит 66, 67 — списана ценовая разница, возникшая в результате роста стоимости имущества;
|
|
· Дебет 66, 67 Кредит 91-1 — списана ценовая разница, возникшая в результате снижения стоимости имущества.
Контрольные моменты при учете займа
Есть нюансы, которые следует учитывать:
1. Начисленные проценты должны соответствовать ставке рефинансирования, установленной ЦБ на период списания.
2. Суммы и условия списания процентов должны быть сопоставимы кредитным обязательствам и займам по условиям договоров.
3. Налоговая разница и суммы налоговых обязательств должны быть рассчитаны в соответствии с ПБУ 15/2008 и отражены в бухгалтерском учете и отчетной документации.
Бухгалтеру следует следить за изменениями нормативных документов, так как законодательно могут вводиться новые правила, регулирующие учет кредитов и займов, отменяющие ранее действующие. Если бухгалтерский учет кредитов и займов будет выполнен неверно, то налоговиками это может быть расценено как неверное ведение бухучета с применением соответствующих штрафных санкций.