Эмоции –это переживания человеком своего отношения к объективной реальности или к самому себе, обусловленные удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей, и сопровождающиеся субъективно окрашенным чувством.
Анатомо-физиологической основой эмоций служат подкорково-стволовые (лимбико-диэнцефальные) и корковые структуры, участвующие в регуляции функций.
Эмоциональные состояния имеют объективные (сомато-вегетативные) и субъективные (психологические) проявления. В вегетативных реакциях при различных эмоциональных состояниях может преобладать тонус то симпатического, то парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Эмоции, как правило, сопровождаются выразительными движениями, адекватными переживаемой эмоции.
Основные свойства эмоций:
Субъективный характер. Одно и то же событие может вызывать у разных людей самые различные, а порой и противоположные эмоции. С другой стороны, даже сходные переживания у разных людей всегда будут в чем-то различаться.
|
|
Полярность. Все эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. В человеческих переживаниях они часто образуют сложное противоречивое единство – амбивалентность, как, например, страстная любовь может уживаться со жгучей ненавистью.
Фазность характеризует эмоции в их динамике с количественной стороны. Замечено, что в пределах одного и того же эмоционального процесса обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения — разрядки.
Регуляторные функции эмоций:
Регуляция гомеостаза. Малейшие изменения гомеостаза улавливаются подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных эмоций, например, голода или жажды, что способствует поиску необходимого, и устранению дисбаланса.
Регуляция поведения. Совершается через эмоциональное отражение и оценку событий. Эмоции позволяют определить полезность или вредность воздействующих факторов прежде, чем будет дана когнитивная оценка ситуации..
Регуляция процесса научения заключается в том, что соответствующее эмоциональное подкрепление способствует закреплению нужных знаний и умений, что играет важную роль в процессах обучения.
Коммуникативная функция эмоций. В эволюции эмоционально-выразительные движения (специфические изменения в пантомимике, мимике, тоне голоса), внешние вегетативные проявления эмоций (побледнение, покраснение и другие) развивались и закреплялись и как средства оповещения. У человека эта сигнально-экспрессивная функция эмоций обеспечивает невербальную коммуникацию. Следует, однако, отметить, что не все проявления чувств одинаково легко распознаются. Наибольшую информативность о переживаемых человеком чувствах несет выражение его рта.
|
|
Таблица 6.1
Классификация эмоций:
По виду | Волнение, радость, удивление, горе, страдание, гнев, презрение, страх, стыд, вина и т.д. до 10000 видов эмоций |
По чувственному тону | Приятные, неприятные, нейтральные |
По влиянию на деятельность | Стенические (мобилизующие), астенические (демобилизующие, угнетающие) |
По качеству | Положительные, отрицательные, неопределенные |
По содержанию | Низшие (протопатические), высшие (эпикритические) |
По механизму | Экстерорецептивные, интерорецептивные |
По длительности | Кратковременные, среднесрочные, длительные |
По интенсивности | Слабые, умеренные, сильные, чрезвычайные |