Тема №6. Психология эмоции

Эмоции –это переживания человеком своего отношения к объективной реальности или к самому себе, обусловленные удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей, и сопровождающиеся субъективно окрашенным чувством.

Анатомо-физиологической основой эмоций служат подкорково-стволовые (лимбико-диэнцефальные) и корковые структуры, участ­вующие в регуляции функций.

Эмоциональные состояния имеют объективные (сомато-вегетативные) и субъективные (психологические) проявления. В вегетативных реакциях при различных эмоциональных состояниях может преобладать тонус то симпатического, то парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Эмоции, как правило, сопровождаются выразительными движениями, адекватными переживаемой эмоции.

Основные свойства эмоций:

Субъективный характер. Одно и то же событие может вызывать у разных людей самые различные, а порой и противоположные эмоции. С другой стороны, даже сходные переживания у разных людей всегда будут в чем-то различаться.

Полярность. Все эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. В человеческих переживаниях они часто образуют сложное противоречивое единство – амбивалентность, как, например, страстная любовь может уживаться со жгучей ненавистью.

Фазность характеризует эмоции в их динамике с количественной стороны. Замечено, что в пределах одного и того же эмоционального процесса обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения — разрядки.

Регуляторные функции эмоций:

  Регуляция гомеостаза. Малейшие изменения гомеостаза улавливаются подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных эмоций, например, голода или жажды, что способствует поиску необходимого, и устранению дисбаланса.

Регуляция поведения. Совершается через эмоциональное отражение и оценку событий. Эмоции позволяют определить полезность или вредность воздействующих факторов прежде, чем будет дана когнитивная оценка ситуации..

Регуляция процесса научения заключается в том, что соответствующее эмоциональное подкрепление способствует закреплению нужных знаний и умений, что играет важную роль в процессах обучения.

Коммуникативная функция эмоций. В эволюции эмоционально-выразительные движения (специфические изменения в пантомимике, мимике, тоне голоса), внешние вегетативные проявления эмоций (побледнение, покраснение и другие) развивались и закреплялись и как средства оповещения. У человека эта сигнально-экспрессивная функция эмоций обеспечивает невербальную коммуникацию. Следует, однако, отметить, что не все проявления чувств одинаково легко распознаются. Наибольшую информативность о переживаемых человеком чувствах несет выражение его рта.

Таблица 6.1

Классификация эмоций:

По виду Волнение, радость, удивление, горе, страдание, гнев, презрение, страх, стыд, вина и т.д. до 10000 видов эмоций
По чувственному тону Приятные, неприятные, нейтральные
По влиянию на деятельность Стенические (мобилизующие), астенические (демобилизующие, угнетающие)
По качеству Положительные, отрицательные, неопределенные
По содержанию Низшие (протопатические), высшие (эпикритические)
По механизму Экстерорецептивные, интерорецептивные
По длительности Кратковременные, среднесрочные, длительные
По интенсив­ности Слабые, умеренные, сильные, чрезвычайные

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: