Фундаментальные эмоции (по К. Изарду, 1980)

Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость – положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна.

Удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект.

Страдание (горе) – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

Гнев – сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

Стыд –отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но исобственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Вина – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Виды эмоциональных состояний:

Эмоциональные реакции – отличаются кратковременностью и большой интенсивностью. По окончании эмоционального отреагирования человек снова возвращается к постоянному для него эмоциональному состоянию.

Аффект – кратковре­менное, но чрезвычайно сильное душевное волнение (большой силы эмоциональная реакция), протекающее с двигательным возбуждением, пантомимическими и вегетативными проявлениями. При формально ясном сознании может быть нарушен контроль над своим поведением. Аффект сдвинут к концу действия и отражает суммарную итоговую оценку ситуации.

Собственно эмоции – более длительные, чем аффект, состояния. Представляют собой реакцию не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. В отличие от аффекта смещаются к началу действия и предвосхищают результат.

Чувства – одно из проявлений эмоциональных отношений, имеющее отчетливо выраженный предметный характер, отражающее конкретную содержательную субъективную оценку человеком определенного субъекта или объекта. Другими словами, чувства оценочны. В зависимости от направленности, чувства делятся на:

· моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);

· интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);

· эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, природы);

· практические (связанные с общей деятельностью человека).

Страсть – длительное, выраженное, напряженное эмоциональное состояние с направленностью на определенный объект или вид деятельности (садоводство, рыбалка, вязание и т.п.).

Настроение – длительное, устойчивое эмоциональное состояние, носящее относительно нейтральный характер, но имеющее некоторый оттенок, выражающий наличие комфорта или дискомфорта в окружающей среде. В норме настроение может едва заметно колебаться в сторону его повышения или понижения адекватно соответствующей обстановке, физическому или психическому состоянию человека.

 

Виды аффекта.

По характеру эмоциональных проявлений различают физиологический, неадекватный и патологический аффекты, что является важным для их судебно-психиатрической оценки.

Физиологический – является нормальной реакцией эмоциональной сферы психически здорового человека.

Неадекватный – несоответствующий или противоречащий со­держанию переживания или ситуации, но возникший у психически здорового человека.

Патологический – возникший вследствие болезненной реактивности эмоций при некоторых психических заболеваниях

По влиянию на физическую и психическую активность человека, выделяют астенический и стенический аффект.

Астенический – быстро истощающийся, вызывающий угнетение психической активности.

Стенический – стойкий, мощный, улучшающий самочувствие и психическую активность.

Эмоциональное развитие (эмоциональный онтогенез) в детском и подростковом возрасте находит свое выражение в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик в развитии внешнего выражения эмоционального тона ощущений. Эмоциональный опыт в онтогенезе изменяется и обогащается в результате возникающего общения с другими людьми в процессе расширяющегося диапазона восприятий, навыков, знаний, опыта.

Таблица 6.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: