Проблема аномального поведения

Чаще всего используют следующие крите­рии аномальности поведения: чем реже встречается то или иное поведение, тем с большей вероятностью оно будет восприниматься как аномальное. Аномальным считают:

1. Поведение, которое идет вразрез с при­нятыми в обществе ценностями, установками, привычками; чем больше опасности будет представлять для самого чело­века и окружающих его поведение, тем скорее оно будет считаться аномальным;

2. Отклонение от «нормальной» расшифровки окружающего мира связано с риском неправильной адаптации, и соответ­ствующее ему поведение рассматривается как аномальное; измененное состояние сознания (опьянение) также считается аномальным явлением;

3. Эмоциональные отклонения иногда рассматриваются как симптомы «аномальности».

Подходы к модификации поведения.

1) Контр-обусловлuванuе, основанное на принципе классического обусловливания. Речь идет о разрыве связи между условным раздражителем и условным ответом. Для этого используются приемы систематиче­ской десенсибилизации. Например, тревоге противопоставляют состояние расслабленности, которое с ней несовместимо: пациенту в состоянии расслабленности предъявляют ситуацию, способную вызвать у него легкую тревогу, затем ситуацию, порождающую стресс и т.д. Человека обучают реагировать на тревожные обстоя­тельства реальной жизни не напряжением, а расслабленностью. К аверсивному обусловливанию прибегают в случаях антисо­циального поведения или вредных для организма привычек. На­пример, если пьяница поднесет алкоголь ко рту, он получит удар током или будет ощущать тошноту, вызванную лекарственным препаратом, то удовлетворение от алкоголя ослабевает и может ис­чезнуть вообще, сменившись условно-рефлекторным отвращением к выпивке.

2) Оперативные методы. Проводится тщательный анализ привычек поведения и выби­рается самое действенное для него подкрепление (конфеты, соци­альное подкрепление и др.). Стараются изменить поведение паци­ента, предоставляя привилегии за всякое улучшение, констатируе­мое терапевтом. Метод основывается на принципе подкрепления.

3) Терапия с предъявлением модели. Больной наблюдает и имитирует поведение терапевта (или ко­го-нибудь другого), с легкостью выходящего из сложной для боль­ного ситуации. Терапия основана на предъявлении модели в соот­ветствии с представлениями о социальном научении.

4) Процедуры самоконтроля. Эти оперантные методы предполагают, что пациент сам будет вознаграждать себя за желаемое поведение (отказ от курения, кон­троль за весом тела и др.).

К преимуществам поведенческой терапии относят ее непро­должительность. Однако имеется критика в отношении нестойко­сти ее эффектов, поскольку устранение симптома не означает устранения его глубинных причин.

Следует также отметить, что в случаях органических наруше­ний поведенческая терапия сама по себе неэффективна, как и другие виды психотерапии, поэтому должна использоваться в ком­плексе с другими методами лечения.

 

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Определение научения. Какие виды научения Вам известны?

2. Каковы разновидности реактивного научения, их характеристика.

3. Каковы разновидности оперантного научения, их характеристика.

4. Каковы разновидности когнитивного научения, их характеристика.

5. Какова классификация способностей?

6. Определение деятельности.

7. Какие специфические черты человеческого поведения Вам известны?

8. Какова структура деятельности, дайте характеристику её основных элементов.

9. Каковы разновидности умственных действий, их характеристика.

10. Что такое ориентировочная основа деятельности?

11. В чём отличие самодетерминированного поведения от поведения полевого?

12. Что такое аномальное поведение и каковы способы его исправления?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: