1. Содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая ее побудила, а формируется общественными условиями, требованиями и опытом. Порождаясь потребностью, она управляется сознаваемой целью.
2. Деятельность неразрывно связана с познанием и волей, опирается на них, невозможна без познавательных и волевых процессов. Деятельность предполагает стимулирование и поддержание активности, которая сама по себе немедленно не удовлетворяет возникшие потребности, т.е. не сопровождается непосредственным подкреплением;
3. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Остальные стороны деятельности – ее мотивы, способы выполнения, отбор и переработка необходимой информации – могут осознаваться, а могут и не осознаваться.
4. Принцип единства сознания и деятельности. Содержание и структура сознания связаны с деятельностью. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется.
5. Психическая регуляция деятельности связана с субъективным отражением и переживанием условий деятельности, в которую включен человек.
|
|
6. Человек в деятельности выступает как личность.
7. Человек так или иначе относится к выполняемой им деятельности.
Уровень притязания – оценка человеком своих возможностей в деятельности. В притязаниях выявляются мечты, идеалы, оценка человеком своих способностей, намечаются перспективные линии развития личности, ее деятельности.
Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризация). Однако затем действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).
В деятельности человека внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны неразрывно связаны: внешняя определяется и регулируется внутренней, а эта внутренняя направляется и контролируется внешней.
Структура деятельности.
Основные составляющие макроструктуры деятельности – потребность, мотив, цель, действие, операция. Подробнее о потребностях и мотивации см. ранее.
Потребности различают по происхождению (естественные и культурные) и по предмету (материальные и духовные). Естественные потребности выражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни потомства. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры. Материальные потребности отражают зависимость человека от предметов материальной культуры, а духовные – зависимость от продуктов общественного сознания. Духовные и материальные потребности взаимосвязаны.
|
|
Мотивом называют предмет потребности, побуждающий деятельность и определяющий ее направленность. Мотивы, рассматриваются как причины, определяющие выбор направленности поведения и деятельности субъекта. Мотив побуждает человека к деятельности, придает ей направленность и осмысленность.
Цель – это заранее осознанный и планируемый результат деятельности. Цель реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Цель как образ будущего детерминирует настоящее. Побуждения, мотивы, порождающие деятельность, расходятся с непосредственной целью, которая управляет этой деятельностью. Цель – это регулятор активности, подчиняющий себе способ действий. Достижению цели подчинена воля. Осознание цели – необходимый признак человеческой деятельности. Когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение. В отличие от деятельности импульсивное поведение управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Психика ориентирует человека в условиях деятельности и выступает в качестве регулятора последней.
Действия.
Действие – это процесс, подчиненный осознанной цели. Одно и то же действие может входить в разные виды деятельности. Действия побуждаются мотивом и направлены на достижение цели. Действие – это относительно законченный элемент деятельности, направленный на достижение осознаваемой промежуточной цели.
Действие может быть внешним, выполняемым с участием двигательного аппарата и органов чувств, и внутренним, выполняемым в уме.
Внешние предметные действия направлены на изменение состояний или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений, а также из речевых, соматических, выразительных, локомоторных и других видов движений. Во всех этих случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом.
Умственные действия – это действия, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственные действия обязательно включают и моторные двигательные компоненты. Умственные действие подразделяются на перцептивные (формируют целостный образ восприятия предметов и явлений), мнемические (обеспечивают запоминание, сохранение и воспроизведение информации), мыслительные (обеспечивают решение задач), имажитивные (благодаря им возможно воображение в процессе творчества).
Всякое действие может совершаться различными способами. Способы выполнения действий принято называть приемами действий. Каждое действие состоит из отдельных операций. Последовательное выполнение операций составляет процесс выполнения действия. Операция – способ выполнения действия. Операции бывают двух родов: одни возникают путём адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путём их автоматизации. Операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания.
Ориентировочная основа деятельности – это образ среды (предметной, социальной) и образ действия, на базе которых происходит управление поведением.
Действие > Исполнение > Регулирование > Контроль
Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности, называются приемами этой деятельности.
Ориентировочная основа – это та система условий, на которую реально опирается человек при разработке программ действий и их реализации, что обеспечивает не только правильное исполнение действия, но и рациональный выбор одного из множества возможных вариантов.
|
|
Удовлетворение потребности и достижение цели контролируется и корректируется сопоставлением результатов с планируемой целью. Контроль за отдельными действиями происходит с помощью органов чувств (зрения, слуха, мышечного чувства). Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи. Такую форму обратной связи П.К. Анохин назвал обратной афферентацией. Основой этого процесса является усвоение чувственных ориентиров, информирующих мозг о состоянии внешней среды, протекании в ней движения и его результатах.
Управление психической деятельностью осуществляется на разных уровнях: сознательное управление и неосознанное.
Человек иногда не ощущает себя субъектом своей собственной деятельности, поскольку зачастую подвержен влиянию и управлению окружающими людьми или внешними обстоятельствами. Такое поведение называется полереактивным (реагирующим на поле внешних влияний), или «полевым».
Управление личностью своим поведением осуществляется как в плане удовлетворения потребностей, так и в плане ценностей и смыслов. Самодетерминация личности – это реализация осознанного выбора. Личность способна управлять своим характером, состояниями, психическими процессами, а также своими побуждениями и смыслами, произвольно менять значимость имеющихся альтернативных вариантов в ситуации выбора. Опора на те или иные ценности, идеалы, а также использование индивидуальных умений и навыков социального поведения необходимы для уяснения личностью своих целей, выработки программы поведения.
Наличие ситуации выбора на всех этапах планирования и реализации деятельности предполагает свободу личности в принятии решения, а также накладывает на нее ответственность за последствия таких решений.
Обдуманность поведения – определяющий фактор регуляции поведения личности. Это сложный мыслительный процесс, который характеризуется тем или иным уровнем развития. Если способность к обдумыванию закрепляется, то она превращается в личностное качество.
|
|
Для достижения целей деятельности личность использует волю. Волевые действия опираются на продуманность целей и возможных последствий своих действий.
Неэффективность деятельности, невозможность удовлетворения потребности вызывает у человека состояние фрустрации. Фрустрация является одной из причин стрессового состояния личности, и при переходе стресса в дистресс (патологический стресс) способствует развитию психосоматических заболеваний. Личность защищается от психотравмирующей информации, связанной со своими неудачами, при помощи механизмов психологической защиты или стратегий совладания.
Когда в деятельности возникают трудности, неудачи, то личность стоит перед выбором одного из нескольких путей: первый – игнорировать трудности, «уйти» от них с помощью механизмов интрапсихической защиты. Если человек часто прибегает к такому приему, то он перестает воспринимать реальность, становится хроническим неудачником. И все от того, что боится посмотреть правде в глаза; второй путь – человек осознает свои трудности, отдаваясь при этом страданию, которое может привести к психосоматическим заболеваниям; третий путь – констатировать наличие у себя проблемы и обратиться к кому-то за помощью, довериться, подчинить ему свою волю. При этих условиях есть вероятность выпутаться, если правильно был выбран помощник; четвертый путь – путь правды, самопознания, путь действия, поступка. Личность выражается в поступке. Поступок – это перекресток, пересечение нескольких видов деятельности. Через поступок неудачная деятельность, не принесшая желаемого результата, имеет шанс пересечься с деятельностью, которая принесет человеку победу.
Самонаблюдение – верный способ, помогающий избавиться от внутренних терзаний, к которым так склонен человек. Многие важные изменения происходят уже в результате осознания того, что происходит. Процесс расширения сознания помогает человеку увидеть действительные мотивы своего поведения, еще раз убедиться в значимости своих целей и наличии намерения достичь их. Расширенное сознание позволяет как бы со стороны взглянуть на свои действия, а также адекватно оценить их результаты.
Процесс расширения сознания теснейшим образом связан с процессом личностного роста. Способствовать этому процессу у больного - значит помочь ему не погрузиться полностью в болезнь и найти в себе силы быть вместе с врачом против собственной болезни.
Процесс самосознания важен для профессиональной деятельности врача не только в плане пробуждения его у больного, но и в отношении себя самого. Балинтовские группы (Швейцария) как раз и способствуют этому процессу самосознания в медицинской среде.