Специфические черты поведения человека

1. Содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая ее побудила, а формируется общественными условиями, требова­ниями и опытом. Порождаясь потребностью, она управляет­ся сознаваемой целью.

2. Деятельность неразрывно связана с познанием и волей, опи­рается на них, невозможна без познавательных и волевых процессов. Деятельность предполагает стимулирование и поддержание активности, которая сама по себе немедленно не удовлетворяет возникшие потребности, т.е. не сопровож­дается непосредственным подкреплением;

3. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (фи­зическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Остальные стороны деятельности – ее мотивы, способы выполнения, отбор и переработка необходимой информации – могут осознаваться, а могут и не осознаваться.

4. Принцип единства сознания и деятельности. Содержание и структура сознания связаны с деятельностью. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется.

5. Психическая регуляция деятельности связана с субъективным отражением и переживанием условий деятельности, в которую включен человек.

6. Человек в деятельности выступает как личность.

7. Человек так или иначе относится к выполняемой им деятельности.

Уровень притязания – оценка человеком своих возможностей в деятельности. В притязаниях выявляются мечты, идеалы, оценка человеком своих способностей, намеча­ются перспективные линии развития личности, ее деятельности.

Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризация). Однако затем действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

В деятельности человека внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны неразрывно связаны: внешняя определяется и регулируется внутренней, а эта внутренняя направляется и контролируется внешней.

Структура деятельности.

Основные составляющие макроструктуры деятельности – потребность, мотив, цель, действие, операция. Подробнее о потребностях и мотивации см. ранее.

Потребности различают по происхождению (естественные и культурные) и по предмету (материальные и духовные). Естественные потребности выражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни потомства. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры. Материальные потребности отражают зависимость человека от предметов материальной культуры, а духовные – зависимость от продуктов общественного сознания. Духовные и материальные по­требности взаимосвязаны.

Мотивом называют предмет потребности, побуждающий деятельность и опреде­ляющий ее направленность. Мотивы, рассматри­ваются как причины, определяющие выбор направлен­ности поведения и деятельности субъекта. Мотив побуждает челове­ка к деятельности, придает ей направленность и осмысленность.

Цель – это заранее осознанный и плани­руемый результат деятельности. Цель реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Цель как образ будущего детерминирует настоящее. Побуждения, мотивы, порождающие деятельность, расходятся с непосредственной целью, которая управляет этой деятельностью. Цель – это регулятор активности, подчиняющий себе способ действий. Достижению цели подчинена воля. Осознание цели – необходимый признак человеческой деятельности. Когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение. В отличие от деятельности импульсивное поведение управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Психика ориентирует человека в условиях деятельности и выступает в качестве регулятора последней.

Действия.

Действие – это процесс, подчиненный осознанной цели. Одно и то же действие может входить в разные виды деятельности. Действия побуждаются мотивом и направлены на достижение цели. Действие – это относительно законченный элемент деятельности, направленный на достижение осознаваемой промежуточной цели.

Действие может быть внешним, выполняемым с участием двигательного аппарата и органов чувств, и внутренним, выполняемым в уме.

Внешние предметные действия направлены на изменение состояний или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений, а также из речевых, соматических, выразительных, локомо­торных и других видов движений. Во всех этих случаях необходи­ма координация движений и согласованность их друг с другом.

Умственные действия – это действия, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственные действия обязательно включают и моторные двигательные компоненты. Умственные действие подразделяются на перцептивные (формируют целостный образ восприятия предметов и явлений), мнемические (обеспечивают запоминание, сохранение и воспроизведение информации), мыслительные (обеспечивают решение задач), имажитивные (благодаря им возможно воображение в процессе творчества).

Всякое действие может совершаться различными способами. Способы выполнения действий принято называть приемами действий. Каждое действие состоит из отдельных операций. Последователь­ное выполнение операций составляет процесс выполнения действия. Операция – способ выполнения действия. Операции бывают двух родов: одни возникают путём адаптации, прилаживания, непосредст­венного подражания; другие возникают из действий путём их авто­матизации. Операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания.

Ориентировочная основа деятельности – это образ среды (предметной, социальной) и образ действия, на базе которых про­исходит управление поведением.

                            Действие > Исполнение > Регулирование > Контроль

Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности, называются приемами этой деятельности.

Ориентировочная основа – это та система условий, на которую реально опирается человек при разработке программ действий и их реализации, что обеспечивает не только правильное исполнение действия, но и рациональный выбор одного из множества возмож­ных вариантов.

Удовлетворение потребности и достижение цели контролиру­ется и корректируется сопоставлением результатов с планируемой целью. Контроль за отдельными действиями происходит с помощью органов чувств (зрения, слуха, мышечного чувства). Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи. Такую форму обратной связи П.К. Анохин назвал обратной афферентацией. Основой этого процесса является усвоение чувственных ориен­тиров, информирующих мозг о состоянии внешней среды, протека­нии в ней движения и его результатах.

Управление психической деятельностью осуществляется на разных уровнях: сознательное управление и неосознанное. 

Человек иногда не ощущает себя субъектом своей собствен­ной деятельности, поскольку зачастую подвержен влиянию и управлению окружающими людьми или внешними обстоятельствами. Такое поведение называется полереактивным (реагирующим на поле внешних влияний), или «полевым».

Управление личностью своим поведением осуществляется как в плане удовлетворения потребностей, так и в плане ценностей и смыслов. Самодетерминация личности – это реализация осознанно­го выбора. Личность способна управлять своим характером, со­стояниями, психическими процессами, а также своими побужде­ниями и смыслами, произвольно менять значимость имеющихся альтернативных вариантов в ситуации выбора. Опора на те или иные ценности, идеалы, а также использова­ние индивидуальных умений и навыков социального поведения не­обходимы для уяснения личностью своих целей, выработки про­граммы поведения.

Наличие ситуации выбора на всех этапах планирования и реа­лизации деятельности предполагает свободу личности в принятии решения, а также накладывает на нее ответственность за последст­вия таких решений.

Обдуманность поведения – определяющий фактор регуляции поведения личности. Это сложный мыслительный процесс, кото­рый характеризуется тем или иным уровнем развития. Если способ­ность к обдумыванию закрепляется, то она превращается в лично­стное качество.

Для достижения целей деятельности личность использует во­лю. Волевые действия опираются на продуманность целей и воз­можных последствий своих действий.

Неэффективность деятельности, невозможность удовлетворе­ния потребности вызывает у человека состояние фрустрации. Фрустрация является одной из причин стрессового состояния личности, и при переходе стресса в дистресс (патологический стресс) способствует развитию психосоматических заболеваний. Личность защищается от психотравмирующей информации, связанной со своими неудачами, при помощи механизмов психологической защиты или стратегий совладания.

Когда в деятельности возникают трудности, неудачи, то лич­ность стоит перед выбором одного из нескольких путей: первый – игнорировать трудности, «уйти» от них с помощью механизмов интрапсихической защиты. Если человек часто прибегает к такому приему, то он перестает воспринимать реальность, становится хроническим неудачником. И все от того, что боится посмотреть правде в глаза; второй путь – человек осознает свои трудности, отдаваясь при этом страданию, которое может привести к психосо­матическим заболеваниям; третий путь – констатировать наличие у себя проблемы и об­ратиться к кому-то за помощью, довериться, подчинить ему свою волю. При этих условиях есть вероятность выпутаться, если правильно был выбран помощник; четвертый путь – путь правды, самопознания, путь действия, по­ступка. Личность выражается в поступке. Поступок – это перекре­сток, пересечение нескольких видов деятельности. Через поступок неудачная деятельность, не принесшая желаемого результата, имеет шанс пересечься с деятельностью, которая принесет человеку победу.

Самонаблюдение – верный способ, помогающий изба­виться от внутренних терзаний, к которым так склонен человек. Многие важные изменения происходят уже в результате осоз­нания того, что происходит. Процесс расширения сознания помогает человеку увидеть действительные мотивы своего поведения, еще раз убедиться в значимости своих целей и наличии намерения дос­тичь их. Расширенное сознание позволяет как бы со стороны взгля­нуть на свои действия, а также адекватно оценить их результаты.

Процесс расширения сознания теснейшим образом связан с процессом личностного роста. Способствовать этому процессу у больного - значит помочь ему не погрузиться полностью в болезнь и найти в себе силы быть вместе с врачом против собственной болезни.

Процесс самосознания важен для профессиональной деятель­ности врача не только в плане пробуждения его у больного, но и в отношении себя самого. Балинтовские группы (Швейцария) как раз и способствуют этому процессу самосознания в медицинской среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: