Сознание – это высший уровень отражения окружающего мира и внутреннего мира индивида, присущий высокоорганизованной материи центральной нервной системы человека. Объём сознания ограничен объёмом восприятия.
Бессознательное – психические процессы или явления, не достигающие порога осознания в силу трёх причин: а) недостаточной «готовности» к осознанию; б) подавления защитными психическими механизмами; в) отсутствия потребности в осознании.
Характеристики сознания:
1. Активность – реактивность;
2. Интенциональность – рефлексивность;
3. Ценностность;
4. Степень ясности;
Активность – произвольность сознания, возникающая как результат волевого акта самого субъекта. Человек осознаёт, потому что желает этого.
Реактивность – способность сознания к ответу на внешний стимул. Человек осознаёт, потому что этого требует ситуация. Активность и реактивность функционируют конкурентно, поэтому важно понимать и удерживать свои желания в поле осознания для их осуществления. В противном случае поведение человека сводится к хаотичным ответам на постоянно сменяющиеся внешние раздражители.
|
|
Интенциональность – направленность сознания на какой-либо объект окружающего мира. Каждую долю секунды какой-либо процесс или явление окружающего мира находится в центре осознания.
Рефлексивность – направленность сознания на какой-либо объект внутреннего мира. Каждую долю секунды какое-либо психическое явление или процесс находится в центре осознания. Интенциональность и рефлексивность функционируют конкурентно, поэтому важно удерживать реальность (окружающий мир) в приоритетной позиции к переживанию (внутренний мир) для поддержания внешней активности (труда, общения, творчества). В противном случае возникает «уход в себя» с отрешением от реальности.
Ценностность – субъективная предрешенность выбора приоритетов сознания, формирующая «картину мира» в соответствии с системой ценностей. Ценность – это эталон должного. По А.Н. Леонтьеву, сознание эффективно, когда все ценности системы равнозначны. Другими словами, важно знать, что для меня ценно, и уделять каждой ценности должное и равное с прочими внимание. Тогда картина мира будет максимально близка к реальной. Преобладание одних ценностей над другими искажает и даже деформирует картину мира, достигая степени психического расстройства (сверхценные идеи). Система ценностей – одна из границ способности к общению. Богатый не в полной мере понимает бедного, бездетный – многодетного и т.д. Люди могут договориться, если разделяют общие ценности. Ценности, имеющие значение для всех людей, называются общечеловеческими.
|
|
Степень ясности сознания – правильность потока сознания по форме и содержанию. Поток сознания, или процесс сознания, описывает динамику сознания, его непрерывное изменение. Он начинается еще во время внутриутробного развития плода и заканчивается со смертью человека. Степень ясности сознания оценивается по совокупности шести взаимосвязанных критериев, предложенных немецким психиатром Карлом Ясперсом. Расстройство сознания будет характеризоваться сужением потока сознания и неотчетливостью, неопределенностью содержания.
Критерии ясности сознания по Карлу Ясперсу:
1. Ориентировка во времени, месте и собственной личности;
2. Возможность психического контакта;
3. Высота порога раздражимости;
4. Способность к выполнению простейших умственных операций;
5. Наличие или отсутствие растерянности;
6. Наличие или отсутствие амнезии на бессознательный период.
Структура сознания представлена полем осознания и центром осознания, и аналогична структуре внимания. В центре осознания протекают важнейшие произвольные (контролируемые и управляемые сознанием) процессы:
1. Осознание объекта (предмета или явления окружающего мира);
2. Осознание субъекта (состояния или акта психической жизни);
3. Самосознание (осознание самого факта сознания в границах личности).
В поле внимания протекают непроизвольные (контролируемые, но не управляемые сознанием) процессы:
1. Осознание пространства и времени;
2. Осознание положения, движения и ускорения тела;
3. Осознание чувства тела;
4. Осознание привычной речи, письма, чтения;
5. Осознание реальности события;
6. Осознание границ субъекта и объекта, и ряд других.
Состояния сознания проявляются во младенчестве (P. Wolff, 1966), и сохраняются на всю жизнь.
Таблица 9.1.