Тема №12. Психология сознания

Сознание – это высший уровень отражения окружающего мира и внутреннего мира индивида, присущий высокоорганизованной материи центральной нервной системы человека. Объём сознания ограничен объёмом восприятия.

Бессознательное – психические процессы или явления, не достигающие порога осознания в силу трёх причин: а) недостаточной «готовности» к осознанию; б) подавления защитными психическими механизмами; в) отсутствия потребности в осознании.

Характеристики сознания:

1. Активность – реактивность;

2. Интенциональность – рефлексивность;

3. Ценностность;

4. Степень ясности;

Активность – произвольность сознания, возникающая как результат волевого акта самого субъекта. Человек осознаёт, потому что желает этого.

Реактивность – способность сознания к ответу на внешний стимул. Человек осознаёт, потому что этого требует ситуация. Активность и реактивность функционируют конкурентно, поэтому важно понимать и удерживать свои желания в поле осознания для их осуществления. В противном случае поведение человека сводится к хаотичным ответам на постоянно сменяющиеся внешние раздражители.

Интенциональность – направленность сознания на какой-либо объект окружающего мира. Каждую долю секунды какой-либо процесс или явление окружающего мира находится в центре осознания.

Рефлексивность – направленность сознания на какой-либо объект внутреннего мира. Каждую долю секунды какое-либо психическое явление или процесс находится в центре осознания. Интенциональность и рефлексивность функционируют конкурентно, поэтому важно удерживать реальность (окружающий мир) в приоритетной позиции к переживанию (внутренний мир) для поддержания внешней активности (труда, общения, творчества). В противном случае возникает «уход в себя» с отрешением от реальности.

Ценностность – субъективная предрешенность выбора приоритетов соз­нания, формирующая «картину мира» в соответствии с системой ценностей. Ценность – это эталон должного. По А.Н. Леонтьеву, сознание эффективно, когда все ценности системы равнозначны. Другими словами, важно знать, что для меня ценно, и уделять каждой ценности должное и равное с прочими внимание. Тогда картина мира будет максимально близка к реальной. Преобладание одних ценностей над другими искажает и даже деформирует картину мира, достигая степени психического расстройства (сверхценные идеи). Система ценностей – одна из границ способности к общению. Богатый не в полной мере понимает бедного, бездетный – многодетного и т.д. Люди могут договориться, если разделяют общие ценности. Ценности, имеющие значение для всех людей, называются общечеловеческими.

Степень ясности сознания – правильность потока сознания по форме и содержанию. Поток сознания, или процесс сознания, описывает динамику сознания, его непрерывное изменение. Он начинается еще во время внутриутробного развития плода и заканчивается со смертью человека. Степень ясности сознания оценивается по совокупности шести взаимосвязанных критериев, предложенных немецким психиатром Карлом Ясперсом. Расстройство сознания будет характеризоваться сужением потока сознания и неотчетливостью, неопределенностью содержания.

Критерии ясности сознания по Карлу Ясперсу:

1. Ориентировка во времени, месте и собственной личности;

2. Возможность психического контакта;

3. Высота порога раздражимости;

4. Способность к выполнению простейших умственных операций;

5. Наличие или отсутствие растерянности;

6. Наличие или отсутствие амнезии на бессознательный период.

Структура сознания представлена полем осознания и центром осознания, и аналогична структуре внимания. В центре осознания протекают важнейшие произвольные (контролируемые и управляемые сознанием) процессы:

1. Осознание объекта (предмета или явления окружающего мира);

2. Осознание субъекта (состояния или акта психической жизни);

3. Самосознание (осознание самого факта сознания в границах личности).

В поле внимания протекают непроизвольные (контролируемые, но не управляемые сознанием) процессы:

1. Осознание пространства и времени;

2. Осознание положения, движения и ускорения тела;

3. Осознание чувства тела;

4. Осознание привычной речи, письма, чтения;

5. Осознание реальности события;

6. Осознание границ субъекта и объекта, и ряд других.

Состояния сознания проявляются во младенчестве (P. Wolff, 1966), и сохраняются на всю жизнь.

Таблица 9.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: