Тема лекции: «Воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации»

Ри­ту­ал — это тор­жес­твен­ный офи­ци­альный акт, при про­веде­нии ко­торо­го ус­та­нов­лен оп­ре­делен­ный по­рядок — це­ремо­ни­ал.

В Во­ору­жен­ных Си­лах Рос­сийской Фе­дера­ции ри­ту­алы кон­цен­три­ру­ют в се­бе вы­сокие, бла­город­ные иде­алы за­щиты Оте­чес­тва, вер­ности во­ин­ско­му дол­гу, Во­ен­ной при­сяге, Бо­ево­му Зна­мени.

Вос­пи­тательное воз­действие во­ин­ских ри­ту­алов зак­лю­ча­ет­ся в том, что они всег­да оли­цет­во­ря­ют кра­соту во­ин­ской де­ятельнос­ти, са­мо­от­вержен­ности при вы­пол­не­нии во­ин­ско­го дол­га. Ри­ту­алы наг­лядно по­казы­ва­ют лю­дям, наб­лю­да­ющим за их ис­полне­ни­ем, вы­сокую во­ин­скую культу­ру и эти­кет во­ен­нослу­жащих. Тор­жес­твен­ность ме­роп­ри­ятия под­черки­ва­ет во­ен­ная му­зыка соп­ро­вож­де­ния, па­рад­ная фор­ма одеж­ды, стро­евой шаг во­ен­нослу­жащих и тор­жес­твен­ный марш во­ин­ских час­тей, при­нима­ющих учас­тие в ри­ту­але.

Му­зыка соп­ро­вож­да­ет во­ин­ские ри­ту­алы с мо­мен­та их воз­никно­вения. Му­зыка зву­чит при при­нятии при­сяги, вы­носе Бо­ево­го Зна­мени, вру­чении наг­рад и бо­евых ре­лик­вий, при про­веде­нии стро­евых смот­ров, па­радов, при раз­во­дах ка­ра­улов, при про­веде­нии дру­гих ри­ту­алов.

Хо­рошо по­нимал роль и зна­чение му­зыки для вос­пи­тания вы­соко­го мо­рально­го и бо­ево­го ду­ха ар­мии А.В.Су­воров. Он про­яв­лял пос­то­ян­ную за­боту о по­выше­нии ее действен­ности, нас­тойчи­во до­бивал­ся уве­личе­ния чис­ла во­ен­ных му­зыкан­тов да­же за счет фрон­то­вых сол­дат. А.В.Су­воров го­ворил: «Му­зыка в бою нуж­на и по­лез­на. Му­зыка уд­ва­ива­ет ар­мию. С рас­пу­щен­ны­ми зна­мена­ми и гром­коглас­ной му­зыкой я взял Из­ма­ил».

Се­год­ня в раз­личных ар­мейских час­тях и на фло­те у­кре­пились раз­личные тра­диции со сво­ими ри­ту­ала­ми. Нап­ри­мер, на под­водных лод­ках прак­ти­чес­ки всех фло­тов су­щес­тву­ет ри­ту­ал пос­вя­щения мо­лодо­го мо­ряка в под­водни­ки. Про­водят его на ра­бочей глу­бине. По по­воду это­го ри­ту­ала по­эт Марк Львов­ский на­писал та­кие стро­ки:

«Мы пи­ли за­бор­тную во­ду,
Та­ков был мор­ской ри­ту­ал,
Про­шел это вся­кий под­водник,
Мат­рос и се­дой ад­ми­рал!»

В тор­жес­твен­ной ат­мосфе­ре вмес­те с на­путс­тви­ями от стар­ших то­вари­щей ему вру­ча­ет­ся сви­де­тельство под­водни­ка, где ука­заны ко­ор­ди­наты и глу­бина, на ко­торой бы­ло со­вер­ше­но пос­вя­щение.

Мно­гие из во­ин­ских ри­ту­алов, тра­диций и рус­ско­го во­ен­но­го эти­кета за­креп­ле­ны в ус­та­вах, при­казах, нас­тавле­ни­ях и инс­трук­ци­ях.

Нап­ри­мер, Ус­та­вом внут­ренней служ­бы Во­ору­жен­ных Сил Рос­сийской Фе­дера­ции чет­ко оп­ре­делен по­рядок (це­ремо­ни­ал) при­веде­ния к Во­ен­ной при­сяге, вру­чения Бо­ево­го Зна­мени во­ин­ской час­ти, вру­чения лич­но­го во­ору­жения и во­ен­ной тех­ни­ки и по­рядок про­водов во­ен­нослу­жащих, уво­лен­ных в за­пас или вы­шед­ших в от­став­ку. Це­ремо­ния вру­чения кра­повых бе­ретов рас­пи­сана в По­ложе­нии «О ква­лифи­циро­ван­ных ис­пы­тани­ях во­ен­нослу­жащих на пра­во но­шения кра­пово­го бе­рета».

Большую роль в во­ин­ском вос­пи­тании иг­ра­ет ри­ту­ал при­нятия Во­ен­ной при­сяги. Этот ри­ту­ал в Рос­сии всег­да за­нимал осо­бое мес­то в сис­те­ме во­ин­ских ри­ту­алов. Так, в XIX в. каж­дый во­ен­нослу­жащий да­вал тор­жес­твен­ный обет при вступ­ле­нии на прес­тол но­вого го­суда­ря. Ри­ту­ал про­ходил в тор­жес­твен­ной об­ста­нов­ке: в цер­кви или на сбор­ном мес­те в при­сутс­твии вы­соких во­ен­ных чи­нов и выс­ше­го ду­ховенс­тва. Войска при­быва­ли стро­ем со зна­мена­ми и свя­щен­ни­ки де­лали им крат­кое уве­щева­ние. При­сягая, сол­да­ты кля­лись в вер­ности мо­нар­ху и Оте­чес­тву, бес­пре­кос­ловном по­вино­вении на­чальству. Пер­вые крас­но­ар­мейские от­ря­ды, идя в бой за Со­вет­скую власть, кля­лись на­роду, пар­тии, Ро­дине бесс­траш­но и без­за­вет­но сра­жаться за ра­боче-крестьян­скую рес­публи­ку, за «свет­лые иде­алы ком­му­низ­ма».

Со­вет­ские сол­да­ты и мат­ро­сы в при­сяге кля­лись:

§ быть чес­тны­ми, храб­ры­ми, дис­ципли­ниро­ван­ны­ми во­ина­ми;

§ стро­го хра­нить во­ен­ную и го­сударст­вен­ную тайну, бес­пре­кос­ловно вы­пол­нять все во­ин­ские ус­та­вы и при­казы ко­ман­ди­ров и на­чальни­ков, доб­ро­совес­тно изу­чать во­ен­ное де­ло, все­мер­но бе­речь во­ен­ное и на­род­ное иму­щес­тво;

§ до пос­ледне­го ды­хания быть пре­дан­ным сво­ему на­роду, сво­ей Со­вет­ской Ро­дине и Со­вет­ско­му Пра­ви­тельству;

§ быть го­товы­ми по при­казу Со­вет­ско­го Пра­ви­тельства выс­ту­пить на за­щиту Ро­дины — СССР и за­щищать ее му­жес­твен­но, уме­ло, с дос­то­инс­твом и честью, не ща­дя сво­ей кро­ви и са­мой жиз­ни для дос­ти­жения пол­ной по­беды над вра­гами.

Каж­дый во­ен­нослу­жащий го­ворил: «Ес­ли же я на­рушу эту мою тор­жес­твен­ную при­сягу, то путь ме­ня пос­тигнет су­ровая ка­ра со­вет­ско­го за­кона, все­об­щая не­нависть и през­ре­ние тру­дящих­ся».

Се­год­ня в Во­ору­жен­ных Си­лах при­сяга, ко­торую каж­дый во­ен­нослу­жащий чи­та­ет вслух пе­ред стро­ем под­разде­ления, ут­вер­жде­на Фе­деральным за­коном «О во­ин­ской обя­зан­ности и во­ен­ной служ­бе»:

«Я (фа­милия, имя, от­чес­тво) тор­жес­твен­но при­сягаю на вер­ность сво­ему Оте­чес­тву — Рос­сийской Фе­дера­ции. Кля­нусь свя­то соб­лю­дать Кон­сти­туцию Рос­сийской Фе­дера­ции, стро­го вы­пол­нять тре­бова­ния во­ин­ских ус­та­вов, при­казы ко­ман­ди­ров, на­чальни­ков.

Кля­нусь дос­тойно ис­полнять во­ин­ский долг, му­жес­твен­но за­щищать сво­боду, не­зави­симость и кон­сти­туци­он­ный строй Рос­сии, на­род и Оте­чес­тво».

И хо­тя в се­год­няшней при­сяге нет ни сло­ва о «су­ровой ка­ре и през­ре­нии тру­дящих­ся», но от­ветс­твен­ность во­ен­нослу­жаще­го за на­руше­ние при­сяги ос­та­лась и она дос­та­точ­но серьез­на.

Ри­ту­ал при­нятия при­сяги выг­ля­дит сле­ду­ющим об­ра­зом.

В наз­на­чен­ное вре­мя во­ин­ская часть при Бо­евом Зна­мени и Го­сударст­вен­ном фла­ге Рос­сийской Фе­дера­ции и с ор­кес­тром выс­тра­ива­ет­ся в пе­шем строю в па­рад­ной, а в во­ен­ное вре­мя в по­левой фор­ме одеж­ды с ору­жи­ем. Полк обыч­но выс­тра­ива­ет­ся в ли­нию рот­ных или взвод­ных ко­лонн. Во­ен­нослу­жащие, при­водя­щи­еся к Во­ен­ной при­сяге, на­ходят­ся в пер­вых ше­рен­гах.

Ко­ман­дир во­ин­ской час­ти в крат­кой ре­чи на­поми­на­ет им зна­чение Во­ен­ной при­сяги и той по­чет­ной и от­ветс­твен­ной обя­зан­ности, ко­торая воз­ла­га­ет­ся на во­ен­нослу­жащих, при­веден­ных к Во­ен­ной при­сяге на вер­ность сво­ему Оте­чес­тву. Пос­ле разъяс­ни­тельной ре­чи ко­ман­дир во­ин­ской час­ти ко­ман­ду­ет: «Вольно» — и при­казы­ва­ет ко­ман­ди­рам под­разде­лений прис­ту­пить к при­веде­нию к Во­ен­ной при­сяге.

Ко­ман­ди­ры рот и дру­гих под­разде­лений по­оче­ред­но вы­зыва­ют из строя во­ен­нослу­жащих, при­води­мых к Во­ен­ной при­сяге. Каж­дый во­ен­нослу­жащий, при­води­мый к Во­ен­ной при­сяге, чи­та­ет вслух пе­ред стро­ем под­разде­ления текст Во­ен­ной при­сяги, пос­ле че­го собс­твен­но­руч­но рас­пи­сыва­ет­ся в спе­ци­альном спис­ке в гра­фе про­тив сво­ей фа­милии и ста­новит­ся на свое мес­то в строю.

По окон­ча­нии це­ремо­нии при­веде­ния к Во­ен­ной при­сяге спис­ки с лич­ны­ми под­пи­сями во­ен­нослу­жащих, при­веден­ных к Во­ен­ной при­сяге, вру­ча­ют­ся ко­ман­ди­рами под­разде­лений ко­ман­ди­ру во­ин­ской час­ти. Ко­ман­дир во­ин­ской час­ти поз­драв­ля­ет сол­дат (мат­ро­сов, кур­сантов, слу­шате­лей, во­ен­но­обя­зан­ных) с при­веде­ни­ем к Во­ен­ной при­сяге, а всю часть с но­вым по­пол­не­ни­ем, пос­ле че­го ор­кестр ис­полня­ет Го­сударст­вен­ный гимн.

Пос­ле ис­полне­ния Го­сударст­вен­но­го гим­на во­ин­ская часть про­ходит тор­жес­твен­ным мар­шем в по­ряд­ке, ука­зан­ном в Стро­евом ус­та­ве Во­ору­жен­ных Сил Рос­сийской Фе­дера­ции для стро­ево­го смот­ра.

При­веде­ние к Во­ен­ной при­сяге мо­жет про­водиться в ис­то­ричес­ких мес­тах, мес­тах бо­евой и тру­довой сла­вы, а так­же у брат­ских мо­гил во­инов, пав­ших в бо­ях за сво­боду и не­зави­симость Оте­чес­тва. В этих слу­ча­ях к мес­ту це­ремо­нии при­веде­ния к Во­ен­ной при­сяге обыч­но вы­водят­ся только во­ен­нослу­жащие, при­водя­щи­еся к ней.

День при­веде­ния к Во­ен­ной при­сяге яв­ля­ет­ся не­рабо­чим днем для дан­ной во­ин­ской час­ти и про­водит­ся как праз­днич­ный день. В этот день приг­ла­ша­ют­ся ро­дите­ли и родс­твен­ни­ки мо­лодых сол­дат (мат­ро­сов), при­нима­ющих при­сягу.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: