Сва-свами-шактйох сва-рупопалабдхи-хетух самйогах

Все воспринимаемое, независимо от того, что это такое и какое воздействие оно может оказывать на конкретную личность, существует только ради одной конечной цели. Эта цель состоит в том, чтобы прояснить различие между внешним (видимым) и внутренним (видящим).

Целью союза пуруши и пракрити является испытание на опыте [собственной] существенной природы и достижение в себе самих сил [соответственно ] пуруши и пракрити.

Тасйа хетур авидйа

Отсутствие ясности в разделении воспринимающего и воспринимаемого вызвано накоплением заблуждения.

Причина союза — авидья.

Тад -абхават самйогабхаво ханам, тад дршех каивалйам

Насколько уменьшается заблуждение, настолько же возрастает ясность понимания. Это путь к свободе.

При отсутствии авидьи союз (между пурушей и пракрити) исчезает. Это есть хана (упразднение), называемое освобождением пуруши.

Вивека-кхйатир авиплава ханопайах

Суть в том, чтобы направить усилия на развитие ясности понимания, чтобы стало очевидным различие между переменчивыми свойствами воспринимаемого и неизменными качествами воспринимающего.

Непоколебимое осознание реального (вивекакхьяти) есть средство для уничтожения авидьи.

Тасйа саптадха принта-бхумих праджна

Достижение ясности понимания — постепенный процесс.

Существует семь этапов просветления этого пуруши.

Йогангануштханад ашуддхи –кшайе джнана-дпптир авивека-кхйатех

Практика и изучение разных составных частей йоги приводит к постепенному устранению таких препятствий, как заблуждение [2.3]. После этого светильник понимания начинает сиять ярче, и различие между воспринимающим и воспринимаемым становится всё очевиднее. После этого можно безошибочно понимать все.

Практикой частей йоги уничтожаются загрязнения, пока духовное знание, восходя, не достигнет высшей точки осознания реальности.

Йама -нийамасана -пранайама -пратйахара -дхарана -дхйана -самадхайо штавангани

Йога состоит из восьми частей:

1. «Яма», наше отношение к тому, что нас окружает.

2. «Нияма», наше отношение к самим себе.

3. «Асана», физические упражнения.

4. «Пранаяма», дыхательные упражнения.

5. «Пратьяхара», контроль за органами чувств.

6. «Дхарана», способность концентрировать ум.

7. «Дхьяна», способность входить во взаимодействие с тем, что мы стремимся понять.

8. «Самадхи», полное слияние с познаваемым объектом.

Самообуздание, установленные правила, позы, контроль дыхания, удаление чувств, концентрация, медитация а самадхи устанавлива- ют восемь частей дисциплины йоги.

Ахимса-сатйастейа -брахмачарйапариграха йамах

Яма включает в себя:

1. Внимательное отношение ко всем живым существам, особенно к тем, кто невинен, кто находится в затруднительном положении или в худшей ситуации, чем мы сами.

2. Правильное общение посредством речи, письма, жестов и действий.

3. Отсутствие жадности и способность устоять перед желанием завладеть тем, что нам не принадлежит.

4. Умеренность во всем.

5. Нестяжательство, способность ограничиваться тем, что мы заслужили.

Ненасилие, правдивость, честность, чувственное [плотское] воздер- жание и невладение есть пять самоограничений.

Джати -деша -кала -самайанаваччхиннах сарва -бхаума маха –вратам

Если мы проявляем бескомпромиссность, вводя эти принципы в свою жизнь без оглядки на социальные, культурные, интеллектуальные или индивидуальные условия, процесс становится необратимым.

Когда ямы практикуются универсально без исключений, обусловленных рождением, местом, временем и обстоятельствами, они становятся великой дисциплиной.

Шауча-сантоша-тапах-свадхйайешвара-пранидханани нийамах

 В нияму входят:

1. Чистота (поддержание чистоты своего тела и окружающей среды).

2. Удовлетворенность, способность чувствовать себя комфортно с тем, что мы имеем (и чего не имеем).

3. Очищение тела и психики посредством соблюдения правильного режима сна, выполнения упражнений, упорядочения питания, работы и отдыха.

4. Исследовательская работа и обязательное рассмотрение и переоценка своего развития.

5. Глубокое уважение к высшему разуму, признание нашей ограниченности в сравнении с всеведущим Богом.

Очищение, удовлетворенность, аскетизм, самоизучение, подчинение Богу [смирение] устанавливают назначенные правила.

Витарка -бадхане пратипакша –бхаванам

Когда возникает вопрос, касающийся отношения к чему-либо, нам может помочь размышление над возможными последствиями противоположного отношения.

Когда ум становится обеспокоенным страстями, следует практиковать размышление над их противоположностями.

Витарка химсадайах крта-каританумодита лобха -кродха -моха -пурвака мрду -мадхйадхи –матра духкхаджнанпнанта-пхала ити пратипакша-бхаванам

Например, если у нас возникает внезапное побуждение поспешно действовать или поощрять и одобрять поспешные действия, его можно сдержать путем размышлений над возможными негативными последствиями. Подобные действия часто являются проявлением  таких низших инстинктов, как гнев, собственническое чувство или необоснованные суждения. Независимо от того, имеют ли эти действия главное или второстепенное значение, размышление в подходящей обстановке может сдержать наше стремление действовать неправильно.

Мысли, содержащие вредные намерения, такие, как насилие и др., которые могут совершаться лично, через других или одобряться, вызываются алчностью, гневом и заблуждением. Они [намерения] могут быть слабыми, средними и интенсивными. Пратипакша бхавана заключается в том, чтобы думать, что эти дурные намерения являются причиной бесконечной боли и неведения.

Ахимса -пратиштхайам тат-самнидхау вайра-тййгах

Чем человек внимательнее к другим, тем более дружеские чувства вызывает у окружающих его присутствие.

При прочном утверждении в ахимсе имеет место отказ от враждебности в его [йога] окрестности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: