Тема: «Основы формообразования»

ЛЕКЦИЯ 6

Основы формообразования в скульптуре и в объемно-пространственных конструкциях.

 

Основными материалами, применяемыми в макетировании, являются бумага и картон. Эти материалы используют на разных стадиях проектной деятельности. Кроме того, они обладают достаточной жесткостью, обеспечивающей прочность макета, и пластичностью, что практически дает возможность воплотить в той или иной форме все творческие идеи автора.

Рассмотрим некоторые основные приемы придания бумаге конфигурации:

Данный способ закругления листа бумаги, используемый при изготовлении цилиндра, конуса или другого тела вращения. Для этого достаточно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3-5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа.

Рис. 1

Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке. Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом, можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета, вычерченных на натянутом подрамнике, где существует опасность разрыва листа бумаги от сильного надреза. Этот способ придает макету дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности.

Основные приемы макетирования.

В макетах часто используются структуры или жесткие пространственные каркасы. Для этого подходят п-образные или г-образные в сечении элементы, т.к. они обладают значительной жесткостью. Ребра, грани сгибов должны быть четкими, без заломов и искривлений. Для этого по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро.

Рис. 1А

 

Рис. 2

 

После того как проведены все указанные операции, то есть бумага и картон приготовлены к работе, детали и развертки качественно вычерчены и вырезаны, сделаны нужные надсечки и надрезы, можно приступать к сборке и склеиванию макетов.

Самый аккуратный способ склейки – это склейка встык (на ребро), но для этого следует иметь большой опыт работы с макетами.

Более простой вариант склейки - приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги.

Для большей выразительности в макетировании очень часто используется цвет. Цветную бумагу к поверхности листа «Ватмана» или картона можно приклеить с помощью резинового клея. Этот клей не оставляет следов на бумаге, легко «скатывается», плотно прикрепляет лист и дает возможность равномерно разгладить поверхность приклеиваемого листа. Для того чтобы плотно приклеить цветную бумагу, нужно на развертку детали, еще не собранную, намазать клей и промазать клеем поверхность цветной бумаги, дать просохнуть, а затем приложить одну поверхность к другой. Если нужно использовать цвет или тон, которого нет в наборе, то можно сделать выкраски из белой бумаги.

Для тонирования бумаги применяют акварельные краски, а для получения насыщенного, кроющего цвета - гуашевые краски или тушь. Бумага должна быть натянута на подрамник, независимо от того, собираемся ли мы тонировать ее акварелью или тамповать гуашью. Для тамповки обычно используется кусок поролона, намотанный на карандаш или палочку. Краска наносится тампоном на бумагу легкими постукивающими движениями.

Только после того как краска высохнет, можно вычерчивать развертку и вырезать ее, а затем приступать к сборке деталей макета.

Другим средством придающим макету выразительность является фактура. Существует большой арсенал приемов для ее создания:

– перфорация;

– надрезы;

– сгибы;

– отгибание и др.

Рис. 3Фактуры из бумаги

 

Выполнение упражнений по деформации плоского листа бумаги, которые направлены на освоение рациональных приемов работы инструментами в процессе изготовления рельефов с применением прямых и кривых линий без прореза, с применением прямых линий с прорезом, с применением цилиндрической и конической поверхности с надрезами.

Упражнение 1. «Гармошка».

На листе бумаги с размерами 100×100 мм нанести разметку твердым остро отточенным карандашом. Для этого по краю листа следует отложить отрезки по 20 мм с одной стороны и по 20 мм с другой стороны таким образом, чтобы линии чередовались и в результате получилась «гармошка» с шириной грани 10 мм.

Ребра и грани деформированной поверхности плоского листа будут ровными, если по линиям сгиба сделать надрезы с той стороны, где образуется внешнее ребро.

Надрезы следует выполнять острым макетным ножом с применением металлической линейки на глубину, равную приблизительно половине толщины листа бумаги. До начала деформации поверхности листа разметку, выполненную карандашом, необходимо удалить (рис. 4).

Сгибать лист рекомендуется следующим образом: на размеченный участок наложить металлическую линейку, слегка согнуть бумагу по разметке.

Рис. 4 «Гармошка»

 

Упражнение 2. «Волны».

Выполнение упражнения начинается с нанесения разметки чертежными инструментами с двух сторон листа бумаги со сторонами 100×100 мм. Радиус дуги задавать самостоятельно не менее 40 мм (рис. 5).

Надрезы следует выполнять макетным ножом от руки или по шаблону.

Рис. 5 «Волны»

Упражнение 3. «Разрезы и отгибания».

Рельеф создается с помощью прорезей и надрезов в местах сгиба бумаги. Пример нанесения разметки на лист приведен на рис. 6.

Особое внимание следует уделить выполнению коротких прорезей острием макетного ножа. Необходимо фиксировать начало и конец намеченного отрезка, не допуская надрезов за его пределами (рис. 6).

Рис. 6 «Разрезы и отгибания».

 

Орнамент.

Одним из наиболее часто встречающихся примеров пластической разработки поверхности является орнамент. При построении орнаментов необходимо знание основных композиционных закономерностей (метр, ритм, остановка ряда, целостность композиции).

Гармоничность и композиционная целостность плоскостного орнамента достигается за счет использования таких приемов, как соотнесение размеров отдельных плоскостей и степени их удаленности от поверхности основания. Для плоскостных орнаментов характерно использование отдельных плоскостных элементов или сильно врезанных друг в друга простых геометрических тел с малой глубинной координатой.

Плоскостной орнамент

Рис. 4                                         Рис. 5

Макет делается посредством чередования внутренних и внешних сгибов (Рис. 4, 5). Пластика фронтальной поверхности достигается за счет различных свето-теневых градаций и определяется глубиной членений орнамента. Градации тона могут иметь как четкие тени, так и нюансные светотеневые отношения. Линии членений могут образовывать, как единый для всей поверхности орнамент, так и повторяющийся через определенные интервалы ленточный орнамент. Этот тип орнаментов выполняется, как правило, из однотонной бумаги.

2. Макет выполняется из плоских геометрических тел, врезанных или отстоящих друг от друга.

3. В макете используются смешанные приемы вышеописанных вариантов (Рис 6).

Рис. 6

Работа над орнаментом начинается с разработки чертежа. Следует использовать знания и навыки, полученные на занятиях по черчению. Для того чтобы макет выглядел нагляднее, необходимо правильно выбрать материал. Нюансные светотеневые соотношения читаются эффектнее, если макет изготовлен из фактурной бумаги.

Иногда орнамент вырезается из бумаги одного цвета и в виде коллажа подается на каком-либо фоне.

Орнамент может быть приподнят на небольшую высоту или разложен на несколько уровней. В этом случае можно применить способ врезки геометрических элементов друг в друга.

Необходимо продумать систему врезок, взаимодействие элементов формы между собой.

Одним из вариантов изображения орнамента в макетировании может быть способ установки на ребро полосок бумаги.

 

Задание 1. Ответить на вопросы:

1. Перечислите приемы создания фактуры из бумаги?

2. Какие свойства бумагиделают ее часто используемым материалом в создании макетов?

3.Перечислите особенности формообразования с использованием фактуры?

4. Назовите средства выявления пластики фронтальной поверхности?

 

Задание 2.

 

Выполнить упражнение 1-3.

Литература:

Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Макетирование. Учебное пособие. 2010 — 96 с., илл


 


ЛЕКЦИЯ 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: