Тема: «Формообразование в плоско-рельефных композициях»

Способы передачи объема. Стилизация формы, трансформация. Форморяд.

При помощи соединения элементов в трехмерном измерении можно образовать объемную композицию. Главная цель этого соединения - добиться общей связанности элементов в единый объем.

Существует множество различных вариантов взаимодействия объемов и пространства между ними. Объемная композиция может быть относительно замкнутой, когда внешнее пространство омывает форму, почти не проникая внутрь. И наоборот, внешнее пространство может стать частью объемной формы. Этот вариант композиции и соответствует объемам из линейных элементов.

Различают следующие приемы формообразования объема:

1. Подчинение одному главному элементу (или группе элементов), который будет являться, чаще всего, ядром (или центром) композиции.

2. Использование равнозначных элементов, при составлении сложного объема.

Путем комбинаций линейных элементов,возможно добиться следующих положений объемной формы:

- состояние покоя (а),

- состояние движения (б).

Рис. 1 Композиция из линейных элементов

 

При компоновке линейных элементов используют следующие приемы:

1. Изменение угла наклона к плоскости основания (для создания спокойной уравновешенной композиции элементы лучше располагать под углом 90° к плоскости основания, для динамичной композиции можно использовать наклонные элементы)

2. Врезку или плотную группировку линейных элементов. Прислонять элементы друг к другу не рекомендуется.

3. Окраску элементов различным цветом (не более трех контрастных цветов; при пастельной цветовой гамме возможно использовать большее количество цветов).

4. Разворот ленточных линейных элементов в пространстве.

Более полно материал по этой теме изложен и проиллюстрирован в пособии «Макетирование».

Трансформируемые поверхности.

Трансформируемые плоскости, как прием композиционного моделирования, могут использоваться в декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне, например, при оформлении выставок и витрин. При классификации всех видов трансформируемых плоскостей можно выделить три типа моделей.

К первому типу относятся различные виды спиралей - прямолинейные и криволинейные.

К другому виду трансформируемых плоскостей относится вариант с выдвинутыми элементами поверхности. Объемность форме придают выдвинутые поверхности, получившиеся при сложении листа под прямым углом. В стандартных вариантах таких композиций все вертикальные линии прорезаются, а горизонтальные надрезаются с, лицевой или изнаночной стороны.

Рис. 2 Трансформируемые поверхности

 

Во всех случаях трансформации плоскости общий вынос полученной фигуры равен сумме промежуточных выносов. В макете, используя трансформацию плоскости в объем можно выполнить перспективный портал архитектурного сооружения или сложно обрамленный оконный проем. Иллюзия перспективного удаления арок в макете достигается за счет уменьшения очертания арок по мере удаления от зрителя.

Вариантов объемно-пространственных приемов решения трансформируемых поверхностей много. Например, грани объема могут быть не параллельны плоскости основания. Фигура может быть развернута под углом к образующим ее плоскостям.

К следующему виду трансформируемых плоскостей относится оригами.

Оригами - это искусство складывания различных фигурок и геометрических тел из одного листа бумаги без использования клея. Этот вид форм не делается из картона и ватмана, а изготавливается из писчей и цветной бумаги.

Форморяд.

Форморяд – комплекс форм, представляющих собой совокупность предметов, свойств, образующих единое целое. Совокупность ряда форм основывается на их общности по основным признакам:

• геометрический вид формы;

• масса;

• величина;

• фактура;

• цвет.

До тех пор, пока эта общность остается постоянной, сохраняется и целостность комплекса, форм. Поиск нового решения форм приводит к необходимости обращать внимание на стилевую общность в их решении. Стилевая общность достигается не только геометрическим подобием, но и путем использования единого модуля в построении ряда форм, а также общим характером их пластической проработки. Геометрическое подобие или модульная соразмерность масс и поперечных сечений форм обеспечивает возможность комбинаторным путем получать огромное число вариантов решения структур. Оптимальными же являются с точки зрения эстетики лишь несколько из них, что устанавливается визуально (художественно развитым восприятием). Форморяд состоит из логически изменяющихся форм. Форморяд определяется базовой формой. Она может, как начинать ряд так находиться в середине, в том случае если развитие форморяда идёт по разным, полярным направлениям.

 

 


 


 

На основе изучения материалов лекции выполнить задания.

Задание 1. Создать ряды форм, обладающих совокупностью, основанной на их общности по основным признакам.

 

Задание 2. Ответить на вопросы:

1. Дайте определение понятию «форморяд»?

2. Перечислите виды трансформируемых плоскостей?

3.Назовите приемы формообразования объема?

4. Перечислите виды взаимодействия пространства и объема?

Литература:

Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Макетирование. Учебное пособие. 2010 — 96 с., илл

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: