Понятие конфликта. Типология конфликтов

Учебные материалы к теме лекции  6.1.

Общение в конфликтных ситуациях

Понятие конфликта. Типология конфликтов.

Способы управления конфликтами. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Понятие конфликта.   Типология конфликтов.  

        В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль (Леонов Н.И.). Противоположные позиции представлены, с одной стороны, теориями бесконфликтного гармоничного развития социальных групп (позиция основателя социометрии Д.Морено), с другой стороны, воззрениями на конфликты как явление естественное, неизбежное и необходимое, поскольку они представляют собой одно из проявлений всеобщего закона диалектического развития – единства и борьбы противоположностей (точка зрения К.Томпсона). Многие годы учеными активно разрабатывается теория и практики разрешения конфликтов. По-прежнему, актуальной темой остается необходимость научного обобщения проблемы конфликта, т.к. в современных условиях в психологической науке, в российском обществе четко сформировалась потребность и в фундаментальных, и в прикладных знаниях о закономерностях развития, способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов.

    В отечественной психологии наиболее полное и последовательное описание явлений психологического конфликта принадлежит В.С.Мерлину, который дает определение внутриличностного конфликта: «состояние…личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности». Автором разработана проблема психологического конфликта, проанализирована мотивация личности в конфликтной ситуации, описаны социально-типичные отношения личности в конфликтах и влияние конфликтной ситуации на формирование характера.

    Проблему внутриличностного конфликта активно разрабатывал М.И.Мясищев, считая, что конфликтная ситуация является «психической презентацией» назревшего противоречия как внутри личности, так и между людьми.

    Специфика теории конфликтов К.Левина заключается в том, что он связал внутренний мир человека и внешний мир. Внешние воздействия приводят в состояние внутриличностного конфликта, в свою очередь приводящего к определенной активности, которая может способствовать порождению межличностного конфликта.

     Специалисты напоминают, что само слово «conflictus» в переводе с латинского означает столкновение. Вопрос - что именно сталкивается, - решается совершенно по-разному у разных авторов.

    В учебной литературе можно найти следующее определение конфликта (Морозов А.В.). Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми и явными, в основе всегда лежит отсутствие согласия. Таким образом, конфликт определяется как отсутствие согласия между 2 или более сторонами – лицами или группами. Главную роль, по мнению специалистов, в возникновении конфликтов играют конфликтогены – слова, действия (бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта. «Одиночный» конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть «цепочка конфликтогенов» и их эскалация. Эскалация конфликтогенов состоит в следующем – получив в свой адрес конфликтоген противоположная сторона отвечает «на обиду», этот ответ не должен быть слабее, по мнению «обиженной» стороны. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. Выделяют 3 основных типа конфликтогенов: 1) стремление к превосходству; 2) проявления агрессивности; 3) проявление эгоизма. Следует помнить, что всякое наше высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту; необходимо проявлять эмпатию к собеседнику. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Явное столкновение, переходящее в конфликт происходит тогда, когда противоречия и разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей.

         В учебной    литературе (использованы материалы работы Леонова Н.И.) можно найти следующую информацию об определении понятия конфликта. Конфликт представляет собой высшую стадию развития противоречий, непосредственно предшествующую их разрешению. Конкретизируя само понятие противоречия, необходимо определить виды противоречий между людьми. Противоречивыми могут быть цели, потребности, интересы, ценности, мотивы, установки, взгляды. Польский социолог Я.Щепанский пишет: «Конфликт – это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации». А.А.Ершов: «Межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей». Специалисты говорят также о противоречии интересов, точек зрения, ожиданий и действий при конфликте. В качестве источника конфликта выступают различные виды противоречий. Противоречия и различия – это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают действовать силы, являющиеся его носителями: конкретные люди, группы, социальные слои, партии и государства. В психологии выделяют 3 разновидности конфликта: социальный, социально-психологический и психологический.

    «Социальный конфликт» как движущая сила социального изменения был рассмотрен рядом специалистов: Р.Дарендорф, Л.Козер, Т.Боттомор. «Социальный конфликт – любое соотношение элементов, которому присущи объективные («скрытые») или субъективные («явные») противоположности. Конфликт называется социальным, если … он не индивидуален» (Р.Дарендорф).

    «Конфликт социальный – это предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленного противоположностью или существенным различием интересов, целей, тенденций развития. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты» (Е.М.Бабосов).

    Л.Козер отмечает, что не может существовать группа, в которой действуют только силы «гармонии и притяжения». Группа есть результат двух видов процессов – объединения и разъединения, кооперации и конфликтов. Конфликт, с этой точки зрения, рассматривается как одна из форм социализации, а «социализация есть результат действия сил «притяжения и отталкивания, гармоний и дисгармоний»». Козер делит конфликты на «реалистические» и «нонреалистические» (нереалистические), в основе лежит различие между конфликтом как средством достижения определенного результата и конфликтом как самоцелью. «Реалистические» конфликты направлены на достижения определенного результата, они могут быть заменены альтернативными моделями взаимодействия, если они больше подходят для достижения конечной цели и к приведению желаемого результата.

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты вызываются в отличие от реалистического «не соперничающими целями участников, а необходимостью снятия напряжения». Выбор противника здесь не связан непосредственно с объектом и не ориентирован на определенный результат, а зависит от ситуации.

В учебной литературе находим определение реалистических (предметных) конфликтов - направлены на достижение конкретного результата. Вызваны неудовлетворением определенных требований участников. Нереалистические (беспредметные) конфликты: цель такого конфликта – открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности. Острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения результата, а самоцелью.

    Конфликт рассматривается Козером в социально-психологическом аспекте. Социально-психологический конфликт – это резкое обострение противоречий, возникающих, протекающих и развивающихся в сфере непосредственного общения людей. По мнению специалистов, межличностный конфликт можно определить таким образом: это ситуация столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемая противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей, стремящихся к достижению какой-либо цели. Специалисты отмечают, что в межличностном конфликте происходит столкновение противоположностей интересов, мнений, стремлений (В.И.Брудный, В.А.Семов); столкновение личностей в виде несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей. Сам по себе конфликт всегда осознан, но его мотивы для субъекта не всегда ясны и осознанны (А.А.Ершов). К.А.Абульханова-Славская подходит к определению конфликта со следующих позиций: конфликт выступает как одно из средств самоутверждения, преодоления отрицаемых личностью тенденций; конфликт можно понимать как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений. А.Г.Ковалев определяет межличностный конфликт как противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни; не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Противоречия могут привести к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные интересы людей, моральное достоинство личности.

    Межличностные конфликты вызывают размышления, необходимость определения оценок своего поведения и поведения оппонента, негативные эмоции. Конфликт, по мнению исследователей, рассматривается как такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством. Подчеркивается, что конфликт определяется как действие, развернутое во времени.

    Структура конфликта (Л.А.Петровская):

- стороны (участники) конфликта;

- условия протекания конфликта;

- образы конфликтной ситуации;

- возможные действия участников конфликта;

- исходы конфликтных действий.

    Участниками межличностного конфликта являются личности или группы людей: личность-личность, личность-группа, группа-группа.

Анализируя межличностный конфликт, необходимо помнить, что он существенно зависит от социально-психологической среды, в которой он произошел, а так же от характеристик и особенностей его участников. Эти параметры определяют конфликтное поведение сторон. Таким образом исследователи рассматривают конфликт как противоречие, как столкновение и как противодействие.

Типология конфликтов представлена в учебной литературе следующим образом (Столяренко Л.Д.): 1) внутриличностный; 2) межличностный; 3) между личностью и группой; 4) межгрупповой; 5) социальный.

· Внутриличностный конфликт – участниками являются не люди, а психологические факторы внутреннего мира личности, кажущиеся или являющиеся несовместимыми (потребности, мотивы, ценности, чувства и т.д.). Внутриличностный конфликт – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей.

· Межличностный конфликт. Распространенный тип конфликта. В основе лежат объективные причины. Трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

 Выделяются основные причины конфликтов в организациях: 

- распределение ресурсов - борьба за ограниченные ресурсы;

- взаимозависимость задач - ситуации, где один человек (группа) зависит от другого человека (группы) в выполнении задачи;

- различия в целях;

- различия в способах достижения целей;

- неудовлетворительные коммуникации – неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами;

- различия в психологических особенностях. Психологические различия участников (темперамент, характер, потребности, установки, привычки и т.д.) совместной деятельности порой очень серьезны, и мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всевозможных конфликтов.

· Конфликты между личностью и группой. Установление неформальными группами норм поведения, общения обязательных для членов этой группы. Отступление от принятых норм приводит к конфликту между личностью и группой. Возможен конфликт между группой и руководителем, если стиль руководства авторитарный.

· Межгрупповые конфликты. Обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы, т.е. наличием реальной конкуренции, возникновением социальной конкуренции. Конфликты между большими социальными группами: социальные, политические, межкультурные.

Межгрупповые конфликты сопровождаются следующим: - члены группы воспринимают других людей не как самобытных личностей, а как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение. Может проявляться агрессивность;

- проявлениями социального, межгруппового сравнения. Более высоко оценивают свою группу, одновременно принижают и обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку. Для разрешения конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;

- проявлениями групповой атрибуции. Положительному поведению своей группы и негативному поведению чужой группы приписываются внутренние причины; негативное поведение своей группы и положительное поведение чужой группы, объясняются внешними причинами и обстоятельствами; нападения своей группы (негативное, агрессивное) объясняют внешними причинами; нападения чужой группы объясняют внутренними причинами.

· Социальный конфликт – ситуация, когда стороны взаимодействия преследуют свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга. Характеристика данного конфликта включает в себя: 1) крайнее обострение социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия; 2) конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных институтов и субъектов; 3) противодействующие стороны преследуют свои различные противоположные цели, интересы, которые противоречат друг другу. Наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта.

 Специалисты выделяют следующие причины конфликтов:

    - социально-экономические – конфликты представляют порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий;

    - социально-психологические – потребности, мотивы, цели деятельности и поведения различных людей;

    - социально-демографические – различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к различным национальным образованиям.

Исследователи отмечают взаимосвязь конфликтов между собой и отмечают, что в ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа.

К.Боулдинг указывает 6 типов социальных конфликтов:

· Действительные конфликты – существующие объективно в определенной социальной подсистеме;

· Случайные конфликты - зависящие от второстепенных моментов по отношению к принципиальным противоречиям, вызвавшим конфликт;

· Заместительные конфликты – являющиеся видимым проявлением скрытых конфликтов;

· Конфликты, основанные на плохом знании - являющиеся результатом неумелого управления;

· Скрытые, латентные конфликты. Участники по различным причинам не могут перейти к открытой борьбе;

· Ложные конфликты – не имеющие объективных основ, базирующиеся на субъективных факторах.

Я.Штумски выделяет в своих исследованиях разновидности конфликта в зависимости от их предмета (Леонов Н.И).:

· Экономические конфликты. Экономическая деятельность людей оказывает воздействие на развитие производственных отношений и определенных социальных структур, в рамках которых взаимодействуют различные интересы. Во взаимодействии и сталкивании интересов обнаруживаются источники многих конфликтов, играющих значимую роль в обществе.

· Социальные конфликты. В социальной группе можно обнаружить процесс социального расслоения или процесс формирования особых слоев общества по степени престижа, квалификации, самодеятельности. Между возникающими слоями проявляются противоречия, являющиеся причинами конфликтов. Социальный конфликт сопровождается социальной напряженностью – это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности.

· Политические конфликты. Существование таких сложных социальных организмов, как государство, народ с присущими им особыми стремлениями и склонностями создает условия для возникновения различных политических конфликтов международного и межгосударственного характера. Кроме классовых конфликтов политического характера, происходящих в рамках отдельных обществ, государств или народов, можно выделить различные международные и межгосударственные конфликты.

· Идеологические конфликты. Могут возникать между классами; в рамках одного класса, например, мировоззренческие конфликты между верующими и неверующими; между отдельными группами на религиозной, расовой, этнической, культурной основе. Предметом таких конфликтов являются различные идеологические ценности, лежащие в основе воззрений определенной социальной группы.

· Культурные конфликты. Соприкосновение людей, представляющих различные культуры, порождает разнообразные конфликты, направленные на «сдерживание» чужих культур, отличающихся идеалами и стилем жизни. Предметом таких конфликтов являются духовные ценности культур. Основная проблема – признание тех или иных ценностей.

· Аксиологические конфликты. Противоположные ценности и цели, реализуемые отдельными общественными группами (семейными, религиозными, политическими и т.д.), могут быть также источниками социальных конфликтов. Человек участвует в жизни многих общественных групп, поэтому он может оказаться в конфликтной   ситуации, вызванной проблемой согласования противоположных ценностей и целей, последовательно реализуемых отдельными группами.

· Позиционные конфликты. Возникают из-за противоположности интересов социальных групп или отдельных личностей, занимающих разное положение в структуре организационных отношений. Поскольку позиционные интересы отстаивают конкретные люди, зачастую позиционные конфликты соединены с межличностными, психологическими. Тогда в деловое противостояние вовлекаются другие участники и конфликты наполняются эмоциональным накалом, дезорганизуют всю систему.

Позиционные конфликты регулируются четким разграничением полномочий и строгой регламентацией деятельности. Необходимыми условиями являются правовая культура и соблюдение установленных правил всеми сторонами, находящимися в позиционном противостоянии.

При умелом регулировании позиционные конфликты могут играть роль стимулирующего фактора. Методы регулирования конфликтных ситуаций часто напрямую зависят от типа конфликта. Он может изначально задать стратегию и тактику регулирования конфликтной ситуации, способы поведения, избираемые субъектами – сторонами конфликта.

Специалисты обращают внимание на следующие виды конфликтов: (конфликт – способ взаимодействия, характеризующийся несовпадением целей и интересов с потребностями и интересами партнера):

Действительный конфликт – одна из сторон нарушает правовые и нравственные нормы - открытый и скрытый конфликт;

Мнимый конфликт – непонимание одной из сторон целей партнера.

В ходе конфликта разрешаются противоречия. Идет поиск выхода из конфликтной ситуации, поэтому конфликты могут быть конструктивными, т.е. выполняют позитивную конструктивную функцию, а могут быть деструктивными, несущими негативные последствия.

Признаки конструктивного конфликта (Столяренко Л.Д.):

    - конфликт способствует определенному движению, предотвращая застой;

    - в процессе конфликта происходит «снятие» разногласий, приводящее к его разрешению. Находятся средства предотвращения будущих конфликтов;

    - конфликт – приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;

    - в конфликте - спадает напряженность, «выплескиваются» агрессивные чувства, возможен выход из фрустрирующей ситуации;

    - конфликт – способ самоутверждения личности, необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;

    - внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности;

    - межгрупповые конфликты могут способствовать росту сплоченности, солидарности группы;

    - необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на разрешение конфликтной ситуации.

Признаки деструктивного конфликта (Столяренко Л.Д.):

    - расширение конфликта;

    - конфликт становится независимым от исходных причин (могут быть устранены), но сам конфликт продолжается;

    - увеличение потерь, которые несут участники конфликта;

    - «выплеск» высказываний и агрессивных действий участников конфликта;

    В учебной литературе находится информация, содержащая схему социально-психологического анализа конфликтной ситуации (Иванова Л.Н.):

1. Повод к конфликту.

2. Конфликтующие стороны. В конфликте участвуют минимум 2 конфликтующие стороны – отдельные индивиды или целые группы. Анализируя психологические особенности конфликтующих сторон, выявляют те, которые определяют возникновение, протекание и последствия конфликта, их мотивы, цели, особенности восприятия, оценок и действий в ситуации конфликта.

3.  Условия протекания конфликта (участие других лиц, психологические особенности организации, динамика внутригрупповых отношений и т.п.).

4. Видение (понимание) ситуации. Каждый участник конфликта составляет свое собственное представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства.

5. Зона разногласий. Конфликт возникает, когда есть противоречие между сторонами. Оно осознается хотя бы одной стороной. Это предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласие. Тип конфликта определяется соотношением эмоциональной стороны конфликта и степени его осознания (точное или искаженное представление о противоречии между конфликтующими сторонами). Типы конфликта: подлинный, случайный, смещенный, неверно приписанный, латентный, ложный.

6. Тактика конфликтующих сторон, опыт поведения, стратегия мышления и эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях, действия, оцениваемые как конфликтные, враждебные.

В конфликтной ситуации действия, которые в обычных условиях не привлекают внимания, переживаются гораздо сильнее. Взаимное влияние соперников может принимать разнообразные формы: заражения, внушения, убеждения и др.

Действия участников конфликта:

· создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений данной стороны;

· невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;

· захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны;

· нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации;

· угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, чего он не хочет и не обязан делать;

· физическое насилие.

7. Динамика развития конфликта: предконфликтная стадия; возникновение объективной конфликтной ситуации; интеллектуальный этап; критический этап; спад напряженности в противодействии; сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения; разрешение конфликта либо выход одной из сторон.

8. Исходы (последствия) конфликтных действий (изменение личности конфликтующих сторон, влияние конфликта на профессиональную деятельность, на межличностные отношения в группе, опыт и выводы из удач или неудач).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: