Практическая часть – изготовление куколки-скрутки из лоскутков

- Далее, уважаемые педагоги, организуем практическую работу с детьми по изготовлению куколки-скрутки из лоскутков (размер куколки не больше детской ладони – примерно 6-7 см.)

Анализ образца изделия.

Педагог: - А сейчас, дети, мы будем делать своими руками простую куколку-скрутку. Проанализируем, из каких материалов она состоит? (- Из лоскутков.) Каким способом будем её делать?(Может быть подсказка, при необходимости, раскрывающая способ работы через слово.) В названии куколки «куколка-скрутка» есть подсказка: правильно, скручивать. В изготовлении этой куколки нам не потребуется иголка, а раньше, ребята, и ножницы не использовали. Ткань рвали, а ниточки откусывали (Чтобы куколка была совсем безопасной.)

Уважаемые педагоги, запрет на острые предметы при изготовлении простейших кукол обусловлен верованиями – не нанести вред, порчу. В данном занятии с дошкольниками можно не затрагивать эту тему, также и темы обрядовой куклы, куклы-оберега, чтобы не перегружать информацией. Гораздо полезнее для этого возраста практическое занятие: лоскутопластика способствует развитию мелкой моторики, образного мышления, навыков конструирования. Все лоскуты для работы заготовлены заранее, нитки нужного размера нарезаны. (Остатки ниток после завязывания на узелок можно отрезать безопасными детскими ножницами.) Продолжаем практическую работу дальше:

- Итак, дети, рассмотрим все лоскутки из набора для куколки. Из какой ткани будет сам малыш? Теперь покажите платочек. А что есть ещё? (Пелёнка, поясок.) Кто хочет показать, как своими руками свернуть из лоскутка куколку? (– Это будет ваш малышок.) (Показ - желающий ребёнок.) А чтобы не раскрутилась куколка, что надо сделать? Перевязать готовой ниточкой. Молодец, получилось. А теперь все, ребята, сделаем самостоятельно куколку-скрутку. Все поняли? Делаем. Перевяжем поясочком. 

Уважаемые педагоги, для работы с детьми рекомендую использовать технологическую карту в рисунках поэтапного изготовления куколки. С проговариванием этапов и контролем моментов самостоятельной работы. (Если в группе есть гиперактивные дети, с ярко выраженными чертами холерика и меланхолика, лучше привлекать помощников из старших детей, кто может помочь нетерпеливому ребёнку пережить неудачные моменты творчества. Или – что лучше – работать в парах с родителями, бабушками, дедушками. Это поможет снизить уровень тревожности и передать ребёнку в доброжелательной обстановке важные жизненные ценности. Процесс работы и результат – сотворение своими руками человечка (!) – должен быть радостным.)

Итак, поэтапное комментированное изготовление куколки-скрутки. (По необходимости, с помощью педагога или родителей.)

Уважаемые педагоги, вам предлагаюсамостоятельную работу по технологической карте, сделанной по образцу этнографического исполнения.

Поэтапное изготовление куколки-скрутки. (См. технологическую карту.)

Разговор с малышом. Приговоры для младенчика – как спать уложить. Исполнение колыбельной песенки. (Окончание работы обязательно должно быть позитивным. Похвалите детей за старание и результат. Возможен уговор, что куколкой будут играть дома, создав кукольную семью - и куколка мама, и куколка папа будут у малыша. С помощью мамы или бабушки появятся ещё куклы. Семья – это важно для любого ребёнка и взрослого. Семья – это сила и защита, надёжность, покой и счастье.)

Теперь, дорогие педагоги, у вас есть возможность распространить опыт работы среди коллег и родителей, чтобы ребёнок с ОВЗ мог в интересном, полном соучастия взрослых, творчестве мог испытать положительные эмоции, приобрести опыт, почувствовать себя успешным.

Литература:

1. Азбука из Пожарища: книжка-раскраска / [Район. этнокультурн. Центр Пожарище]; сост. Коншина О.Н., художник Молчанова С.Ю. – Вологда: Арника+, 2015. – 72с.: ил.

(В букве «И» – технологическая карта изготовления традиционной нешитьевой куколки-скрутки «кормящая мама».)

2. Народная традиционная культура Вологодской области/ Автор проекта А.М. Мехнецов, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова и др. – Вологда. ОНМЦ культуры и повышения квалификации, 2009.

(Детский и материнский фольклор Нюксенского района. Куклы из фондов этнокультурного центра.)




double arrow
Сейчас читают про: