Беседа с элементами моделирования традиционной куклы (интерактив)

Мастер-класс для педагогов детского сада и коррекционных классов. Изготовление традиционной нешитьевой куклы («скрутка-пеленашка»), лоскутопластика.

Мастер-класс направлен на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Разработан на этнографическом материале из опыта работы МБУК и Т «Районный этнокультурный центр Пожарище». Автор – Коншина Ольга Николаевна, специалист по фольклору и этнографии.

В приложении представлены видеосюжеты: «Куколка-плясунья из соломы», «Куколка-пеленашка из маминого платка».

Цель: - создание условий для адаптации и социализации детей с ОВЗ посредством изготовления куклы и организации кукольной игры; через технику моделирования традиционной народной куклы и кукольную игру развить творческие способности детей, образное мышление, трудовые и социальные навыки.

Задачи:

- познакомить с традиционной народной куклой-самоделкой, приёмами работы с материалами, рассказать о развивающем и воспитывающем воздействии народно-прикладного творчества на детей с ОВЗ (развитие мелкой моторики пальцев, зрительного и мускульного восприятия формы, образного и пространственного мышления, внимания, фантазии, воображения, эмоциональной сферы, речи, трудовых навыков самостоятельной работы; воспитание созидательного и позитивного отношения к окружающему миру, уважения к своему и чужому труду, бережного отношения к материалам; умения начатое дело доводить до конца, усидчивости, старательности и аккуратности)

- погружение в самобытную культуру старины родного края и накопление знания о многовековом уникальном опыте традиционного народного воспитания с целью применения в творческой работе с детьми

 

Кол-во педагогов-участников – до 20 чел. (Для детей с ОВЗ – до 10 чел.)

Материалы и оборудование: выставка этнографических кукол, наборы лоскутков каждому участнику мастер-класса, ножницы, технологическая карта процесса поэтапного изготовления куклы, образец куклы для показа поэтапного изготовления.

Ход занятия.

Организационный момент. Объявление темы. Проверка готовности.

Беседа с элементами моделирования традиционной куклы (интерактив).

Дорогие коллеги, сегодня мы затрагиваем важную проблему – роль игрушки и игры в жизни ребёнка. Это серьёзная тема для размышления в наш век глобального потребительского отношения к чему бы то ни было. Казалось бы, проще простого - сходил в магазин, купил игрушек – ребёнок счастлив, развит, социализирован, воспитан. Так ли это? И будет ли полезна уродливая кукла, созданная по мотивам мультсериала, пропагандирующего насилие? А КАКАЯ игрушка полезна?

Сегодня всё больше людей – педагогов, родителей – обращаются к уникальному опыту традиционного народного воспитания. Народная игрушка-самоделка из подручных и природных материалов (дерева, соломы, травы, шишек, берёсты, тряпок и т.д.), экологически безопасных и представляющих большие возможности для творчества – это удивительное средство для образования, развития, воспитания, адаптации и социализации ребёнка в обществе. Это процесс созидательного творчества.

Как можно провести занятие с детьми дошкольного возраста?

Раскрытие темы удобно начать с разговора о современных игрушках, во что дети играют. После этого перейти к игрушкам «наших прадедушек и прабабушек». Обязательно используем наглядность – иллюстрации, фото, фильмы, чтобы сделать восприятие предмета более полным, всеми органами чувств. Сегодня на занятии используем предметный ряд выставки уникальных этнографических игрушек, кукол, имеющихся в фонде учреждения. Примерный разговор с детьми (с использованием предметов и манипуляцией) может быть такой.

Педагог: - Посмотрите, ребята, на эти игрушки. Перед вами игрушки-самоделки. Что это значит? (- Они сделаны руками.) - Правильно, это значит, что их не покупали, а мастерили своими руками. А кто мог сделать такие игрушки? – Конечно, родители, бабушки, дедушки, а также старшие братья и сёстры. Игрушки делали в свободное от работы время, в минуты отдыха.

При наличии времени можно подробно рассмотреть игрушки, обсудить, какими играли девочки (куклы) и мальчики (лошадки), а какими и те и другие (мячи).

Из каких материалов изготовлены эти игрушки? – Правильно, из подручных материалов – то, что было под рукой во время работы или отдыха. Как вы думаете, ребята, эту куклу (педагог показывает соломенную куклу-стригушка) во время каких работ могли сделать? Кто знает, как называется этот природный материал? (Передаём из рук в руки.)– Это солома – хлебные стебли. Теперь догадываетесь, когда мама для своего ребёнка могла сделать такую куклу? – Когда жала в поле колоски с зерном. Сели отдыхать, она колоски с зёрнышками срезала серпом в корзинку, а из стеблей сделала куклу. Очень просто – подстриженный снопик с ручками. Этот снопик с сюрпризом. Хотите верьте, хотите - нет, а кукла пляшет! Как это? Если поставить куклу на стол или на стул и кулаками постукивать по поверхности, кукла будет двигаться и поворачиваться. Кто хочет попробовать показать пляску? (Пробуем.)

Пожалуй, самой любимой была в старину кукла, сделанная из тряпок. В одной семье таких кукол могло быть до 100 штук. Их берегли и передавали от старших младшим. Дети вашего возраста уже могли сами делать простых куколок. Давайте посмотрим, какие здесь есть куколки. (Обращаем внимание на экспозицию: представлены куклы от самых маленьких скруток до локтевого размера шитьевых в праздничных нарядах.) Конечно, нарядных кукол шили взрослые девочки: они уже научились шитью и вышивке. По куколке смотрели, какая будет мастерица, рукодельная ли. Для этого надо много труда и терпения.

А мы с вами, дети, попробуем сделать самую простую куколку, чтобы порадовала нас уже сегодня. Но это немного позже, а для начала я хочу вас озадачить таким вопросом:

А если нет лоскутков, из чего можно придумать куколку? Например, собрались вы, ребята, в семью играть, а в семье есть младенчик. Из чего можно придумать младенчика? Правильно, из предметов одежды! Вот глядите – мамин сарафан. Он хранится в сложенном виде: несколько раз перегнут и перевязан завязками. А это платок и пояс. Как можно из этой одежды придумать спелёнутого малыша? Кто хочет пофантазировать? – Плотный свёрток сарафана (и сворачивать не надо – уже готовый!) напоминает тельце малыша. Расправляем согнутый по диагонали мамин платок, кладём «малыша» и платком головушку оповязываем. А если есть ещё платок – он сгодится как пелёночка. В пелёночку запелёнываем и подложенным под пелёнку пояском опоясываем в несколько крестиков.

Уважаемые педагоги, можно при желании на каждого из детей сделать импровизированный игровой набор из одежды (например, шарф, который можно свернуть рулончиком, платок). Пусть дети попробуют из больших предметов свернуть куклу, что будет проще для рук.

После проб детей можно показать свой вариант спелёнутой куклы с проговариванием традиционных приговоров на спокойный сон, ласково и напевно: Спи моё дитятко по дням, расти по часам. В ножки ходунок, в головушку разумок. Можно спеть колыбельную. При этом куколку можно пеленать как это было в обычае у наших бабушек – на столе пеленать было не принято: сев на пол, расстилали поперёк вытянутых вперёд ног пояс, раскладывали на пояс пелёнку, на неё платок, укладывали ребёнка и пеленали поэтапно: платочком оповязывали голову, пеленочкой запелёнывали тельце, а пояском опоясывали поверх спелёнутого тельца в два-три крестика.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: