Дополнительные полезные советы для мастер-класса по лоскутопластике

Уважаемые педагоги! Занимаясь творческой работой с детьми, которые имеют особенности развития интеллекта и эмоционального реагирования, не допускайте резкости в голосе и поведении. Говорите с уважением, спокойно, короткими фразами, внятно произнесёнными. Желательна чёткая, медленная речь. (В мастер-классе можно использовать хоровое ритмическое комментирование действий в помощь пошаговой работе. Например: Беру белый лоскуток. Скажем вместе. (Повтор фразы.) Это будет малышок! (Повтор фразы.) Пальчики, помогайте! (повтор фразы.) Лоскуток скатайте. (Повтор фразы.) И т.д. Напоминает артистическую пальчиковую гимнастику.

Во время работы дети могут испытать эмоциональное возбуждение, срыв. Вежливо и дружелюбно спросите, чем им помочь, успокоить. Могут резко некорректно высказаться, поспорить. В этом случае педагогу лучше всего с уважением к мнению согласиться с точкой зрения ребёнка, не вступая в спор, деликатно переключить разговор, отвлечь наглядностью, описанием объекта разговора, рукоделия, а может быть, похвалить (и почаще) за проявленную активность в беседе, за какой-либо успех в рукоделии, пусть даже самый малый. Хороший приём: к разговору можно «привлечь» куколку-помощника. Кукла «Утешница», с которой Вы пришли на занятие, может быть посредником общения. Она всё занятие «общается» с помощью Вас с детьми. Она – не педагог, который всё-таки возвышается над ребёнком – она наравне с ребёнком, находит детский язык: «Как хорошо у тебя получилось! Я хочу так же. Разреши у тебя поучиться? Я посижу рядышком, мешать не буду… Спасибо тебе. Я дома постараюсь тоже сделать куколку. Спасибо, ты мне очень помог!» Подобное общение помогает ребёнку облегчить груз переживаний, что может ничего не получиться. Беседа куколки может быть близкой, интимной, тихим голосом, чтобы ребёнок не боялся резко быть проявленным на фоне коллектива, если слишком замкнут и раним. Куколка может постоять рядом, поучаствовать в работе, если педагог видит, что это помогло развеять напряжение, и ребёнок стал спокойнее работать.

Педагогу важно держать на контроле эмоциональный фон занятия, не допускать в коллективе массовой нервозности, стараться удержать благоприятный психологический климат занятия. В любом случае в процессе творчества происходит прорыв содержания комплексов в сознание, и ребёнок переживает. Фантазируя, занимаясь творчеством, руками создавая скульптурку лоскутной куколки, ребёнок «проговаривает» переживания, проживает их спонтанно в творческом деле, освобождаясь от зажимов. Возрастает энергетический тонус, улучшается самочувствие – бывает заметно, как у ребёнка сияют глаза, алеют щёки – значит на уровне души происходит исцеление.

Во время мастер-класса желательно использовать физминутки, чтобы сменить деятельность и, может быть, даже обстановку. (Для этого можно выйти из-за стола, найти в помещении уютные успокаивающие зоны, заранее продуманные с изюминкой, нахождение в которых вызывает фантазии, и не только поможет снять напряжение от работы, а раскрепощает, адаптирует в пространстве, располагает к контакту. Например, сесть в кружок, на лавочку под «волшебное Поющее древо» - сказочное место, которое есть в интерьере гостевой избы в этнокультурном центре. Что можно сделать, сидя на лавочке? В кругу? Это могут быть пальчиковые, ладоневые игры-разминки. Закончить разминку предлагаю короткой сказкой-небылицей, шуткой-прибауткой, чтобы вызвать разряжающий напряжение смех или хотя бы похожее на улыбку, оживление. 

Один из замечательных вариантов отдыха и переключения – хороводная народная игра. Если дети хорошо идут на контакт, не замыкаются, с желанием выходят на круг игры, берутся за руки – можно брать любую хороводную игру средней активности, чтобы дети подвигались, получив положительный заряд энергии от общения, но не перевозбудились. Например, «Как у дядюшки Егора было семеро детей…», «Передаю лучик солнышка…»

«Как у дядюшки Егора»: Все дети встают в круг, одного выбираем по желанию водящим – в центр круга. После песенки все дети должны повторить движение, которое покажет водящий – «Как у дядюшки Егора было 7 детей, семеро-семеро,семь сыновей. Они не пили-не ели, друг на друга всё глядели, они делали вот так! Как?» – Кто не сделал, на взгляд водящего, повтор движения, становится водящим, и игра повторяется.

«Передаю лучик солнышка…» Все встают в круг, взявшись за руки. Педагог объясняет правила. Будем, ребята, отправлять друг другу лучики солнышка. Лучики тёплые, ласковые – радостно, когда тебе дарят лучик солнышка. Я хочу подарить лучик солнышка Ване. Ваня, я тебе лучик солнышка отправляю – пожму ладошку Тане. А ты, Таня, передашь лучик-пожмёшь ладошку – Свете. Так и дойдёт лучик до Вани. Спасибо, я получил лучик солнышка. Отправляю лучик Пете. Так будем играть, пока всех не подарим лучики – всем-всем. Игра может быть с усложнением правил.)

Есть игры под гармонь, не требующие усилий и концентрации внимания. Плясовое начало гармонизирует природные ритмы.

Как показывает опыт, народная игра очень увлекательна. Если кто-то не сразу включился, всё равно вовлекается. В играх сконцентрирован многовековой опыт поколений, игра способствует приближению к ритмам природы. Универсальное средство для коррекции индивида и социализации в коллективе.

В конце занятия, когда куколка-малышок уже у всех готова, можно проговорить (педагог) проиграть и послушать (дети) сказочку. «Сказочку про мальчика-с-пальчика», вселяющую уверенность на перспективу. Например, кратко сюжет может быть такой: Жили-были дед и баба. Не было детей у них, а на старости завёлся Малыш. Полезла баба на печь, а в квашне – Мальчик-с-пальчик! – «Здравствуй, мальчик-с-пальчик! С добрым утром!» Обрадовались старики. Стал мальчик-с-пальчик расти-подрастать, ума-разума набирать. По дому, по хозяйству родителям помогать. Одно переживание у родителей – м-а-аленький. Не потеряйся, мальчик-с-пальчик. Не потеряюсь, я большой. Вот однажды вышел на улочку и видит – старый дед идёт, еле ногами переступает, нищий, попросил водицы. – А Малыш и говорит: «Дедушка, проходи в гости, я тебя угощу. С дорожки отдохни». – «Спасибо, - сказал дед, - видно, большой ты помощник. Родителям можно на тебя понадеяться. Молодец». Поблагодарил, попрощался и ушёл, а Малыш пошёл по делам. Пришли родители с работы – глядят да удивляются: уж не мальчик-с-пальчик, а большой сын их встречает. Большой стал ростиком – вот такой! «Это тебе награда за доброе сердце и заботу, - сказали родители. Ты поможешь – и тебе добро будет». Стали жить-поживать да добра наживать. 

Уважаемые педагоги, важно стремиться раскрыть потенциал каждого ребёнка, разглядеть его особенности. Его возможности. От занятия к занятию наблюдать социализацию ребёнка. Через серию занятий творческого формирования по лоскутопластике вы почувствуете «рост» ребёнка.

С добрыми пожеланиями и до скорой встречи в этнокультурном центре!!!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: