Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Челябинский государственный институт культуры»
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
«ТЕМА»
Челябинск 2020
Содержание
Часть 1. Методологический раздел программы конкретного социологического исследования | |
1.1.Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы исследования. Определение объекта и предмета исследования. | |
1.2.Логический анализ основных понятий | |
1.3.Определение цели и постановка задач исследования | |
1.4.Развёртывание рабочих гипотез | |
1.5.Обоснование выборки исследования |
Часть 1. Методологический раздел программы конкретного социологического исследования
Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы исследования. Определение объекта и предмета исследования
Проблемная ситуация – состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.
Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определённой области социальной жизни и разработки и обоснования теоретических средств и практических действий по выявлению причин той или иной противоречивой социальной ситуации.
Основные требования к формулировке проблемной ситуации:
1. проблема должна быть актуальной на данный момент
2. если проблему нельзя решить, тогда она не является научной
3. не стоит браться за решение нескольких проблем в одном исследовании
4. возможно более точное разграничение между "проблематичным", т.е.
искомым, неизвестным, и "непроблематичным" как данным и известным;
Объектом исследования может быть как отдельный объект (носитель проблемы) или область социальной действительности, так и отношения.
Предмет исследования это те свойства или стороны объекта, которые подлежат изучению.
Пример:
В настоящее время среди студенческой молодежи широко распространено табакокурение (вейпинг), что значительно вредит их здоровью. Чтобы разработать наиболее эффективные методы профилактики этого явления, необходимо выяснить его причины.
Итак, проблема исследования – табакокурение студенческой молодежи в ЧГИК
Объект исследования – студенты ЧГИК.
Предмет исследования – табакокурение студентов ЧГИК, а также условия и факторы, оказывающие на него прямое или косвенное воздействие.
Логический анализ основных понятий
Эта часть программы посвящена определению и уточнению значения употребляемых в исследовании терминов. Такая работа необходима, поскольку известно, что из-за различного понимания терминов, люди порой не могут договориться между собой, говорят как бы на разных языках, не понимая друг друга.
Анализ исследуемых понятий включает:
1. телретическую интерпретацию понятий
2. операционализацию понятий (структурную и факторную)
В теоретической интерпретации понятия выясняется его связь с теорией, другими понятиями. Для интерпретации достаточно взять 1-2 основных понятия. При этом следует воспользоваться общепринятым научным определением выбранных понятий, содержащимся в энциклопедиях, справочниках, учебниках или специальной литературе. В случае отсутствия такового, важна также научная позиция самого исследователя.
Дать достаточно строгую научную интерпретацию понятию не всегда легко. Например, в обыденном представлении толкование понятия «табакокурение» довольно неоднозначно: этим термином называют и наркологическое заболевание, выражающееся в болезненной зависимости от табака, и курение тех индивидов, которые курят, допустим, из любопытства, не имея никотиновой зависимости. В различных словарях тоже нет единомыслия в толковании этого понятия. Поэтому, в интересах исследования, уточним значение этого термина. Необходимо так же уточнить и значение понятия «студенческая молодежь».
Или, к примеру,понятие «этническое самосознание». Имеет 3 важных аспекта: когнитивный (знание языка, истории и культуры своего народа), ценностный (ценностные ориентации и установки этнической группы в различных сферах жизнедеятельности) и эмоциональный (национальные чувства).
Этим (знание языка, истории народа, национальные чувства и пр.) уже более конкретным понятия можно дать эмпирическую интерпретацию (разложить на показатели – показателем знания этнического языка может быть владение устной речью и письменной; знание …).
Пример
Табакокурением в данном исследовании будем считать ….(источник)
Под вейпингом понимают…. (источник)
К студентам относят…. (источник)
Вторая часть логического анализа – операционализация или эмпирическая интерпретация – это движение от понятия «вниз», к реальным фактам общественной жизни. На этой стадии логического анализа понятие сводится к более простым, однозначно понимаемым операционным понятиям или, как их ещё называют, эмпирическим показателям.
Пример
Структурная операционализация понятий:
Табакокурение
Частота курения | Опыт курения | Информированность о вреде |
Факторная операционализация:
На процесс распространения в студенческой среде процесса табакокурения оказывают влияние разного рода макро-, микрофакторы:
Макрофакторы:
Экономика – описание как влияют
Политика –
Мода –
и пр.
Микрофакторы:
Семья – описание как влияют и др.
Определение цели и постановка задач исследования
Чаще всего социологическое исследование преследует практическую цель. ( Напоминаю, что цель определяется как модель ожидаемого конечного результата исследования. Не стоит использовать глагол «рассмотрение»).
Цель – ориентирует на конечный результат. В теоретическом исследовании – это новое теоретическое знание. А в эмпирическом – решение практической проблемы.
В соответствии с целью, формулируются задачи, которые служат средством реализации цели. Специфика задач зависит от основной ориентации исследования – теоретической, методической или прикладной.
Можно выделять задачи основные и вспомогательные
Пример
Цель исследования: выявить (раскрыть, …) причины табакокурения подростков.
Задачи исследования:
основные:
1. установить как влияет на табакокурение материальная обеспечен-
ность семьи подростка.
2. установить как влияет на табакокурение воспитательная работа в
школе и семье.
3. установить как влияет на табакокурение социально-психологиче-
ский климат в окружении подростка.
4. установить как влияет на табакокурение удовлетворённость под-
ростка своими жизненными обстоятельствами
5. разработать прогноз распространения табакокурения в школе на следующий год
6. Разработать программу борьбы с данным явлением (для руководства школы, для родителей)
Вспомогательные (детализируют основные задачи):
1. установить процент распространённости курящих подростков в
школе (детализирует основную цель № 4)
2. установить степень информированности подростков о вреде куре-
ния ((детализирует основную цель № 2)
1.4. Развёртывание рабочих гипотез
Гипотеза – это научное предположение, своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Социологическое исследование чаще всего строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы и путях её разрешения.
Формула гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: "если..., то..., так как...".
По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.
Виды гипотезы | Функциональная нагрузка |
объяснительные гипотезы | для объяснения фактов или явлений |
предсказательные гипотезы | для предсказания законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений |
объяснительно-предсказательные | сочетают в себе оба предназначения |
Как сформулировать гипотезу? Каковы ее источники? Ведь не всегда исследователь погружен в изучаемую проблематику. Особенно это актуально в процессе выполнения заказных социологических исследований или при необходимости выполнить исследование в рамках научной работы:
– источником гипотез могут быть существующие теории и концепции. Исходя из них, исследователь формулирует новые предположения;
– предшествующие исследования по данной проблеме. Анализируя эмпирический материал, результаты прошлых исследований, социолог нередко выдвигает новые гипотезы;
– жизненный опыт, знания, интуиция исследователя, его способность
осмысливать общественные явления.
Гипотезы классифицируются на основании различных признаков. Так, по содержанию, гипотезы делятся на:
–описательные (это предположения об изучаемых свойствах объекта или характере связей между его отдельными элементами)
– объяснительные (относятся к предположениям о причинно-следственной зависимости изучаемых явлений).
Пример:
Большинство курящих подростков знают о вреде курения (описательная гипотеза)
Основная причина курения подростков – это стремление не выделяться среди курящих сверстников(описательная гипотеза)
.
2. Конфликты между родителями и детьми порождают склонность к курению подростков (объяснительная гипотеза)