Определение цели и постановка задач исследования

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Челябинский государственный институт культуры»

 

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

«ТЕМА»

Челябинск 2020

Содержание

Часть 1. Методологический раздел программы конкретного социологического исследования  
1.1.Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы исследования. Определение объекта и предмета исследования.  
1.2.Логический анализ основных понятий  
1.3.Определение цели и постановка задач исследования  
1.4.Развёртывание рабочих гипотез  
1.5.Обоснование выборки исследования  


Часть 1. Методологический раздел программы конкретного социологического исследования

Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы исследования. Определение объекта и предмета исследования

Проблемная ситуация – состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определённой области социальной жизни и разработки и обоснования теоретических средств и практических действий по выявлению причин той или иной противоречивой социальной ситуации.

Основные требования к формулировке проблемной ситуации:

1. проблема должна быть актуальной на данный момент

2. если проблему нельзя решить, тогда она не является научной

3. не стоит браться за решение нескольких проблем в одном исследовании

4. возможно более точное разграничение между "проблематичным", т.е.

искомым, неизвестным, и "непроблематичным" как данным и известным;

Объектом исследования может быть как отдельный объект (носитель проблемы) или область социальной действительности, так и отношения.

Предмет исследования это те свойства или стороны объекта, которые подлежат изучению.

Пример:

В настоящее время среди студенческой молодежи широко распространено табакокурение (вейпинг), что значительно вредит их здоровью. Чтобы разработать наиболее эффективные методы профилактики этого явления, необходимо выяснить его причины.

Итак, проблема исследования – табакокурение студенческой молодежи в ЧГИК

Объект исследования – студенты ЧГИК.

Предмет исследования – табакокурение студентов ЧГИК, а также условия и факторы, оказывающие на него прямое или косвенное воздействие.

Логический анализ основных понятий

Эта часть программы посвящена определению и уточнению значения употребляемых в исследовании терминов. Такая работа необходима, поскольку известно, что из-за различного понимания терминов, люди порой не могут договориться между собой, говорят как бы на разных языках, не понимая друг друга.

Анализ исследуемых понятий включает:

1. телретическую интерпретацию понятий

2. операционализацию понятий (структурную и факторную)

В теоретической интерпретации понятия выясняется его связь с теорией, другими понятиями. Для интерпретации достаточно взять 1-2 основных понятия. При этом следует воспользоваться общепринятым научным определением выбранных понятий, содержащимся в энциклопедиях, справочниках, учебниках или специальной литературе. В случае отсутствия такового, важна также научная позиция самого исследователя.

Дать достаточно строгую научную интерпретацию понятию не всегда легко. Например, в обыденном представлении толкование понятия «табакокурение» довольно неоднозначно: этим термином называют и наркологическое заболевание, выражающееся в болезненной зависимости от табака, и курение тех индивидов, которые курят, допустим, из любопытства, не имея никотиновой зависимости. В различных словарях тоже нет единомыслия в толковании этого понятия. Поэтому, в интересах исследования, уточним значение этого термина. Необходимо так же уточнить и значение понятия «студенческая молодежь».

Или, к примеру,понятие «этническое самосознание». Имеет 3 важных аспекта: когнитивный (знание языка, истории и культуры своего народа), ценностный (ценностные ориентации и установки этнической группы в различных сферах жизнедеятельности) и эмоциональный (национальные чувства).

Этим (знание языка, истории народа, национальные чувства и пр.) уже более конкретным понятия можно дать эмпирическую интерпретацию (разложить на показатели – показателем знания этнического языка  может быть владение устной речью и письменной; знание …).

Пример

Табакокурением в данном исследовании будем считать ….(источник)

Под вейпингом понимают…. (источник)

К студентам относят…. (источник)

 

Вторая часть логического анализа – операционализация или эмпирическая интерпретация – это движение от понятия «вниз», к реальным фактам общественной жизни. На этой стадии логического анализа понятие сводится к более простым, однозначно понимаемым операционным понятиям или, как их ещё называют, эмпирическим показателям.

Пример

Структурная операционализация понятий:

Табакокурение

 

Частота курения Опыт курения Информированность о вреде

 

Факторная операционализация:

На процесс распространения в студенческой среде процесса табакокурения оказывают влияние разного рода макро-, микрофакторы:

Макрофакторы:

Экономика – описание как влияют

Политика –

Мода –

и пр.

Микрофакторы:

Семья – описание как влияют и др.

Определение цели и постановка задач исследования

Чаще всего социологическое исследование преследует практическую цель. ( Напоминаю, что цель определяется как модель ожидаемого конечного результата исследования. Не стоит использовать глагол «рассмотрение»).

Цель – ориентирует на конечный результат. В теоретическом исследовании – это новое теоретическое знание. А в эмпирическом – решение практической проблемы.

В соответствии с целью, формулируются задачи, которые служат средством реализации цели. Специфика задач зависит от основной ориентации исследования – теоретической, методической или прикладной.

Можно выделять задачи основные и вспомогательные

Пример

Цель исследования: выявить (раскрыть, …) причины табакокурения подростков.

Задачи исследования:

основные:

1. установить как влияет на табакокурение материальная обеспечен-

ность семьи подростка.

2. установить как влияет на табакокурение воспитательная работа в

школе и семье.

3. установить как влияет на табакокурение социально-психологиче-

ский климат в окружении подростка.

4. установить как влияет на табакокурение удовлетворённость под-

ростка своими жизненными обстоятельствами

5. разработать прогноз распространения табакокурения в школе на следующий год

6. Разработать программу борьбы с данным явлением (для руководства школы, для родителей)

Вспомогательные (детализируют основные задачи):

1. установить процент распространённости курящих подростков в

школе (детализирует основную цель № 4)

2. установить степень информированности подростков о вреде куре-

ния ((детализирует основную цель № 2)

1.4. Развёртывание рабочих гипотез

Гипотеза – это научное предположение, своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Социологическое исследование чаще всего строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы и путях её разрешения.

Формула гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: "если..., то..., так как...".

По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.

Виды гипотезы Функциональная нагрузка
объяснительные гипотезы для объяснения фактов или явлений
предсказательные гипотезы для предсказания законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений
объяснительно-предсказательные сочетают в себе оба предназначения

Как сформулировать гипотезу? Каковы ее источники? Ведь не всегда исследователь погружен в изучаемую проблематику. Особенно это актуально в процессе выполнения заказных социологических исследований или при необходимости выполнить исследование в рамках научной работы:

– источником гипотез могут быть существующие теории и концепции. Исходя из них, исследователь формулирует новые предположения;

– предшествующие исследования по данной проблеме. Анализируя эмпирический материал, результаты прошлых исследований, социолог нередко выдвигает новые гипотезы;

– жизненный опыт, знания, интуиция исследователя, его способность

осмысливать общественные явления.

Гипотезы классифицируются на основании различных признаков. Так, по содержанию, гипотезы делятся на:

–описательные (это предположения об изучаемых свойствах объекта или характере связей между его отдельными элементами)

– объяснительные (относятся к предположениям о причинно-следственной зависимости изучаемых явлений).

Пример:

 

Большинство курящих подростков знают о вреде курения (описательная гипотеза)

Основная причина курения подростков – это стремление не выделяться среди курящих сверстников(описательная гипотеза)

.

2. Конфликты между родителями и детьми порождают склонность к курению подростков (объяснительная гипотеза)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: