Аннотация
Дезадаптация развивается поэтапно в двух аспектах – деятельностном и в сфере отношений.
В учебной деятельности при неблагоприятном развитии школьной ситуации развитие дезадаптации проходит 5 этапов:
- первичные трудности в учебе (1 этап) перерастают в пробелы в знаниях (2 Этап);
- отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам (3 этап) – переходит в неуспеваемость частичную или общую (4 этап);
- далее возможен крайний случай – отказ от учебной деятельности – ребенок может перестать посещать учебные занятия (5 этап).
В сфере социальных отношений отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами (1 этап) перерастают в смысловые барьеры (2 этап), в эпизодические (3 этап) и систематические конфликты (4 этап), и как крайний случай – в разрыв личностнозначимых для него отношений (5 этап).
Разработчики: Крылова Т.А., к.психол.н., доцент, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО»
|
|
Струкова М.Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО»
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются:
• Обеспечение воспитания, образования и развития детей;
• Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
• Создание условий для обеспечения психологической безопасности детей в ОУ, защиты их основных социальных прав
• Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.
• Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения
Методические рекомендации по профилактике и коррекции школьной и социальной дезадаптации детей дошкольного возраста
Следует обратить внимание родителей на то, что такое ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода, существенными различиями в обучении в начальной и средней школе.
Можно познакомить родителей с рекомендациями специалистов Филадельфийского детского центра по обеспечению ―гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка:
• Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: ―Как прошел твой день в школе?‖ Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
|
|
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
• Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
• Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно можете поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
• Знайте школьную программу ребенка и особенности школы, где он учится. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом школы. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
• Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
· Ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений, например, на полчаса больше можно посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила, сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
• Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимо количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
|
|
• Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
• Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Заключение
Консультирование по проблемам дезадаптации касается изменений в системе взаимоотношений и взаимодействий ребенка. Важно стремиться к тому, чтобы в ситуацию консультирования были вовлечены значимые взрослые: прежде всего его родители педагоги. Дети недостаточно автономны, их поведение очень тесно связано и зачастую обусловлено определенным поведением взрослых. Поэтому без работы с ближайшим социальным окружением нельзя надеяться на эффективное решение проблемной для ребенка ситуации. Путь решения проблемы ребенка зависит не только от степени вовлеченности в проблему, а от того какие ресурсы для исправления ситуации есть у каждой стороны. Важно, конечно, выделить основную причину проблемного поведения, а также роль факторов, которые поддерживают проблемное поведение. Вместе с тем необходимо узнать возможности социального окружения ребенка и его собственные личностные ресурсы совладания с проблемой.