РЕКОМЕНДАЦИИ
для обучающихся по написанию экзамена
в форме сочинения
дисциплина «Русский язык»
Место (время) выполнения задания
1.1. Максимальное время написания сочинения: 3 часа 55 (235 минут) мин./час.
1.2. На экзамене можно воспользоваться толковым, орфографическим словарями.
Тематические группы, согласно которым будут сформулированы экзаменационные темы сочинений:
1) Человек и страна, в которой он живёт (вопросы отношения к Отечеству,
Родине; сущность патриотизма; проблема любви к Родине).
2) Добро и зло в современном мире (вопросы человеческих отношений
в обществе, проявление и сущность добра и зла как явлений человеческой и
общественной жизни).
3) Языковые реалии современного общества (вопросы существования,
развития языка в современном обществе; отношение человека и общества к
изменениям, происходящим в языке; вопросы необдуманного обращения со
словом).
4) Человек – Личность – История (проблемы влияния истории на
существование человека и человечества; отражение великого исторического
|
|
прошлого в современных реалиях; сохранение и защита исторических
ценностей, духовной культуры).
5) Выбор в жизни человека (вопросы определения будущего жизненного
пути, профессии; отношения человека и общества в профессиональной
сфере; проблемы нравственного выбора человека в различных ситуациях,
нравственной ответственности; определение жизненных приоритетов).
Устанавливается минимально необходимый объём сочинения - от 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений является основным.
Инструкция.
Задание 1. Запишите тему. Продумайте композицию сочинения, сформулируйте тезисы по теме сочинения, продумайте аргументы из произведений классиков и личного опыта (не менее двух примеров, больше можно). Приведите не менее двух аргументов в подтверждение собственной позиции. Аргументируйте свои тезисы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные
впечатления, собственные размышления, знания и др.).
Задание 2. Сочинение напишите в объёме от 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
|
|
важных советов при написании сочинения по русскому языку
1. Выберите тему. Не стоит впадать в панику при их объявлении. Даже если среди них вы увидите тему в форме цитаты, ничего страшного. Это всего лишь фраза, которую вам нужно растолковать для себя. Выбирайте наиболее понятную вам тему и ту, к которой вы можете подобрать адекватную аргументацию.
2. Продумайте тезисы. Желательно не меньше трёх. Тогда вам будет проще логично выстроить работу и подобрать аргументацию.
3. Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя. Перед каждым аргументом должен идти тезис, так как не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.
4. Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — пишите). Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче.
5. Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Для итогового сочинения объем — максимум 350 слов минимум 250 слов.
6. Не забывайте о структуре текста. Тут хорошо могут помочь вводные конструкции. Конечно, можно написать сочинение и без них, но тогда оно не всегда будет логичным. Использование слов типа «таким образом», «итак», «следовательно» и им подобных облегчит процесс структурирования текста. Логическая структура «тезис — аргумент, тезис — аргумент» ещё никого не подводила.
7. Писать работу не по теме (такое тоже случается).
8. Приводить примеры из малоизвестных текстов. Ассирийская поэзия или современная норвежская драматургия — это круто, но вряд ли кто-то ещё (кроме вас) знает об их существовании. Сюда же относятся примеры из кинофильмов и видеоигр — на сочинении требуют литературные источники.
9. Не считать слова.
10. Приводить примеры из текстов, которые вы плохо знаете. Лучше прочесть по три рассказа Чехова, О. Генри и Сэлинджера и привести примеры оттуда, чем мучиться, вспоминая эпизоды трусости в «Тихом Доне» или милосердия в «Идиоте». Или привести примеры из любимых книг. Так вы хотя бы точно не напутаете имена героев и не переврёте текст произведения.
Основные этапы работы над сочинением:
1. Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора);
2. Сформулируйте проблему и позицию автора;
3. Продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста);
4. Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие). Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора);
5. Продумайте композицию сочинения (определите, какой тип зачина и заключения будет использован);
6. Работая над черновиком, продумайте логические связки между частями. Проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. Проверьте правильность деления на абзацы;
7. Переписывая сочинение в бланк ответа, будьте внимательны. Не допускайте ошибок при переписывании;
8. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки.
Несколько клише для сочинения ЕГЭ:
В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст.
Для вступления |
|
Для формулировки проблемы |
|
Для комментариев |
|
Для отражения авторской позиции |
|
Для выражения собственного мнения |
|
Для аргументов |
|
Для вывода |
|
|
|
|
|