Важных советов при написании сочинения по русскому языку

РЕКОМЕНДАЦИИ

для обучающихся по написанию экзамена 

в форме сочинения

дисциплина «Русский язык»

Место (время) выполнения задания

1.1. Максимальное время написания сочинения: 3 часа 55 (235 минут) мин./час.

1.2. На экзамене можно воспользоваться толковым, орфографическим словарями.

 

 

Тематические группы, согласно которым будут сформулированы экзаменационные темы сочинений:

 

1) Человек и страна, в которой он живёт (вопросы отношения к Отечеству,

Родине;  сущность патриотизма;  проблема любви к Родине).

2) Добро и зло в современном мире (вопросы человеческих отношений

в обществе, проявление и сущность добра и зла как явлений человеческой и

общественной жизни).

3) Языковые реалии современного общества (вопросы существования,

развития языка в современном обществе; отношение человека и общества к

изменениям, происходящим в языке; вопросы необдуманного обращения со

словом).

4) Человек – Личность – История (проблемы влияния истории на

существование человека и человечества; отражение великого исторического

прошлого в современных реалиях; сохранение и защита исторических

ценностей, духовной культуры).

5) Выбор в жизни человека (вопросы определения будущего жизненного

пути, профессии; отношения человека и общества в профессиональной

сфере; проблемы нравственного выбора человека в различных ситуациях,

нравственной ответственности; определение жизненных приоритетов).

 

 

 Устанавливается минимально необходимый объём сочинения -      от 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений  является основным.

 

Инструкция.

 Задание 1. Запишите тему. Продумайте композицию сочинения, сформулируйте тезисы по теме сочинения, продумайте аргументы из произведений классиков и личного опыта (не менее двух примеров, больше можно). Приведите не менее двух аргументов в подтверждение собственной позиции. Аргументируйте свои тезисы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные

впечатления, собственные размышления, знания и др.).

 

Задание 2. Сочинение напишите в объёме от 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

важных советов при написании сочинения по русскому языку

1. Выберите тему. Не стоит впадать в панику при их объявлении. Даже если среди них вы увидите тему в форме цитаты, ничего страшного. Это всего лишь фраза, которую вам нужно растолковать для себя. Выбирайте наиболее понятную вам тему и ту, к которой вы можете подобрать адекватную аргументацию.

2. Продумайте тезисы. Желательно не меньше трёх. Тогда вам будет проще логично выстроить работу и подобрать аргументацию.

3. Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя. Перед каждым аргументом должен идти тезис, так как не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

4. Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — пишите). Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче.

5. Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Для итогового сочинения объем — максимум 350 слов минимум 250 слов.

6.   Не забывайте о структуре текста. Тут хорошо могут помочь вводные конструкции. Конечно, можно написать сочинение и без них, но тогда оно не всегда будет логичным. Использование слов типа «таким образом», «итак», «следовательно» и им подобных облегчит процесс структурирования текста. Логическая структура «тезис — аргумент, тезис — аргумент» ещё никого не подводила.

7. Писать работу не по теме (такое тоже случается).

8. Приводить примеры из малоизвестных текстов. Ассирийская поэзия или современная норвежская драматургия — это круто, но вряд ли кто-то ещё (кроме вас) знает об их существовании. Сюда же относятся примеры из кинофильмов и видеоигр — на сочинении требуют литературные источники.

9. Не считать слова.

10. Приводить примеры из текстов, которые вы плохо знаете. Лучше прочесть по три рассказа Чехова, О. Генри и Сэлинджера и привести примеры оттуда, чем мучиться, вспоминая эпизоды трусости в «Тихом Доне» или милосердия в «Идиоте». Или привести примеры из любимых книг. Так вы хотя бы точно не напутаете имена героев и не переврёте текст произведения.

 

Основные этапы работы над сочинением:

1. Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора);

2. Сформулируйте проблему и позицию автора;

3. Продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста);

4. Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие). Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора);

5. Продумайте композицию сочинения (определите, какой тип зачина и заключения будет использован);

6. Работая над черновиком, продумайте логические связки между частями. Проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. Проверьте правильность деления на абзацы;

7. Переписывая сочинение в бланк ответа, будьте внимательны. Не допускайте ошибок при переписывании;

8. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки.

Несколько клише для сочинения ЕГЭ:

 

В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст.

 

Для вступления
  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
Для формулировки проблемы
  • Можно понять, что автора глубоко волнует тема…
  • Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор…
  • Проблема, рассматриваемая автором, заключается…
  • Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…
Для комментариев
  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о.... никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…
Для отражения авторской позиции
  • Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко…
  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя…
Для выражения собственного мнения
  • Я вполне согласен с точкой зрения автора…
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…
  • Мне близка позиция повествующего…
Для аргументов
  • Жизненный опыт: часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
  • Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
  • Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…
Для вывода
  • После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать... Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: