Структура учебной программы учебной дисциплины

Учебная программа по учебной дисциплине является единой для дневной и заочной форм получения среднего специального образования в колледже.

Учебная программа по учебной дисциплине должна иметь следующую структуру:

· титульный лист;

· оборот титульного листа;

· пояснительная записка;

· тематический план;

· содержание программы;

· критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине;

· перечень оснащения кабинета (лаборатории);

· литература.

Образец оформления учебной программы колледжа по учебным дисциплинам специального цикла приведен в приложении 1.

Образец оформления учебной программы колледжа по учебным дисциплинам общепрофессионального цикла приведен в приложении 2.

Титульный лист содержит гриф утверждения, название программы, наименование специальности и (или) специализации или группы родственных специальностей, для которых разработана данная программа.

Оборот титульного листа включает сведения об авторе и рецензентах учебной программы, с указанием их фамилии, имени, отчества, наименования должности, полного наименования организации.

В пояснительной записке учебной программы по учебной дисциплине (далее - программа):

· определяется роль учебной дисциплины в подготовке специалистов со средним специальным образованием;

· формулируются цели изучения учебной дисциплины(образовательная, воспитательная и развивающая);

· указываются междисциплинарные связи;

· приводятся сведения о проведении практических и (или) лабораторных занятий (если их проведение предусмотрено программой) и обязательных контрольных работ;

· рекомендуются формы и методы обучения и воспитания;

· предъявляются требования к компетентности специалистов в соответствии с образовательным стандартом ССО по специальности в областях знаний по уровням усвоения: (представление, понимание, применение, перенос опыта (творчество).

Цель обучения определяется разработчиком учебной программы и должна пробуждать интерес учащихся, их мотивацию к учению.

В пояснительной записке могут приводиться методические рекомендации по изучению отдельных разделов и тем, проведению обязательных и тематических контрольных работ, лабораторных и практических занятий.

В тематическом плане приводится рекомендуемая последовательность изучения учебной дисциплины с указанием названия разделов и тем, количества учебных часов на их изучение, в том числе на лабораторные и практические занятия, на обязательные контрольные работы и курсовое проектирование. Разделы нумеруются одной арабской цифрой, темы – двумя цифрами: первая – номер раздела, вторая – порядковый номер темы (1.1., 1.2. и иные) (приложение 3). Названия тем практических и лабораторных занятий в тематическом плане не приводятся.

Содержание программы оформляется в форме таблицы. По каждой теме формулируются цель обучения, содержание и результат с учетом требований образовательного стандарта по специальности и уровня усвоения учебного материала. Цель обучения и прогнозируемые результаты должны быть скоординированы между собой.

Нумерация и названия разделов и тем должны соответствовать примерному тематическому плану. Содержание учебного материала должно отражать современный уровень развития соответствующей области знаний, перспективы развития конкретного производства, техники и технологий.

Тематика и содержание практических и лабораторных занятий направлены на формирование у учащихся интеллектуальных и практических умений. В рамках практических занятий могут проводиться практические работы. Результаты учебной деятельности учащихся на практических занятиях оцениваются выборочно, результаты практических работ – фронтально. Нумерация лабораторных и практических занятий (работ) должна быть сквозная.

Требуемые уровни усвоения программного учебного материала, как планируемый результат обучения, устанавливаются образовательным стандартом ССО по специальности (направлению специальности). Они отражают совокупность требований к знаниям и умениям в определенной области знаний, которые должны быть освоены учащимися, курсантами в процессе учебной деятельности. При этом эти требования находят свое выражение в следующих формулировках: "должен знать на уровне представления", "должен знать на уровне понимания", "должен уметь". Формулировка дидактической цели изучения темы не только отражает сущность устанавливаемого уровня усвоения программного учебного материала ("дать представление", "сформировать понятие", "сформировать умения" и т. п.), но и указывает на ожидаемый результат достижения этой цели путем описания прогнозируемого результата деятельности учащегося ("различает", "объясняет", "рассчитывает" и т. д.).

Так, первый уровень предполагает овладение самыми общими представлениями об изучаемых явлениях, законах, общими сведениями о технологических процессах, о действующей конструкторской и технологической документации и т.д. В результате обучения не предполагается, что обучаемые будут глубоко знать теоретический материал, владеть практическими умениями, связанными с реализацией изученного, вместе с тем они получают необходимые представления, осведомлены, имеют целостные сведения об изученном.

Второй уровень усвоения учебного материала характеризуется глубокой степенью осознанности, осмысления изучаемых явлений, принципов, объектов, способов и правил деятельности. Этот уровень характеризуется большой степенью глубины, установлением причинно-следственных связей об изучаемых процессах.

 Данные уровни усвоения учебного материала следует рассматривать лишь как основу для реализации интеллектуальных и практических способов деятельности. Ни одно умение, навык, ни одно действие не реализуются без многократных воспроизведений тех или иных способов деятельности в ходе учебных занятий.

Третий уровень усвоения учебного материала – применение, характеризуется деятельностью в знакомой ситуации (по образцу, алгоритму и т.п.).

Четвертый уровень усвоения учебного материала – творчество (перенос опыта) характеризуется деятельностью в незнакомой ситуации.

В программе должны использоваться только понятия, термины, определения, однозначно определяемые в конкретной науке. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны приводиться в соответствии с требованиями стандартов и Международной системы единиц (СИ); иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.

Теоретический и практический учебный материал в учебной программе по учебной дисциплине необходимо подавать в такой последовательности, чтобы за формированием знаний шло формирование умений. Теоретический и практический материал должен быть взаимосвязан. Для повышения качества подготовки специалистов необходимо определять темы лабораторных и практических занятий, которые обеспечат глубокое изучение вопросов, с которыми могут встретиться молодые специалисты в процессе своей производственной деятельности. Лабораторные работы и практические занятия планируются, как правило, после теоретического изучения материала соответствующей темы программы.

Содержание лабораторных работ и практических занятий отражается в учебных программах учебных дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины».

Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены большинством учащихся. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия, отражается в примерных тематических планах типовых учебных программ.

При проведении лабораторных и практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек (согласно п.13 Положения об учреждении среднего специального образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.07.2011 № 106).

При разработке учебной программы по учебной дисциплине планирование состава и содержания лабораторных работ и практических занятий предполагает, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные дидактические цели.

Лабораторные работы планируются по наиболее сложным темам учебной дисциплины, если необходимо разъяснение или подтверждение сущности законов, процессов, явлений, проведение эксперимента и т.д. Как правило, лабораторные работы носят исследовательский характер. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны эмпирическим путем убедиться в истинности полученных на теоретических занятиях знаний. В ходе выполнения лабораторных работ у учащихся также формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной подготовки. Учащиеся учатся измерять, вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути самостоятельных решений. В процессе выполнения лабораторных работ у учащихся совершенствуются исследовательские умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты.

Таким образом, выполнение лабораторных работ направлено на:

- экспериментальное подтверждение изученных ранее теоретических положений;

- систематизацию знаний на основе проведения опытов, наблюдений;

- опытную проверку формул, расчетов;

- ознакомление с методикой проведения экспериментов;

- овладение техникой эксперимента, способами решения практических задач путем постановки опытов;

- анализ чертежей деталей и определение отсутствующих исходных данных;

- изучение устройства машин, приборов, инструментов, аппаратов на основе чертежей и схем;

- изучение устройства и работы приборов, аппаратов и другого оборудования, снятие характеристик;

- выбор способов обработки в зависимости от исходных данных.

Лабораторные работы, как правило, планируют при изучении учебных дисциплин социально-гуманитарного, естественно-математического, а также общепрофессионального циклов, они менее характерны для учебных дисциплин специального цикла.

Обычно проведение лабораторной работы планируется в течение двух учебных часов. По отдельным учебным дисциплинам лабораторная работа может выполняться в течение четырех - шести учебных часов в том случае, если нет возможности прервать процесс ее проведения, например, по учебным дисциплинам: «Аналитическая химия» и др. Нумерация лабораторных работ в учебной программе должна быть сквозной.

В процессе лабораторной работы как вида учебной деятельности учащиеся выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с календарно-тематическим планом и учебной программой по учебной дисциплине.

Дидактической целью практических занятий является формирование учебных и профессиональных умений:

- решать задачи по математике, физике, химии, информатике;

- выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также в профессиональной деятельности.

Практические занятия занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин.

Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию образовательных стандартов по специальностям и формировать умения (компетенции) учащихся.

По таким учебным дисциплинам, как «Физическая культура», «Иностранный язык», «Инженерная графика», «Информационные технологии» и другим учебным дисциплинам с использованием персонального компьютера, все учебные занятия или большинство из них проводятся как практические, поскольку содержание данных учебных дисциплин направлено в основном на формирование практических умений и их совершенствование.

На практических занятиях учащиеся анализируют производственные ситуации, решают ситуационные производственные задачи, участвуют в деловых играх, производят вычисления, расчеты, выполняют чертежи, работу с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, осуществляют поиск неисправностей, ремонт, регулировку, работу с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составляют проектную документацию и др.

При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы они в совокупности охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная учебная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность (профессиональные компетенции), к которой готовится специалист.

На практических занятиях учащиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования и технологической и преддипломной производственной практики. Наряду с формированием умений в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения, формируются общие компетенции.

Практические занятия направлены на:

- овладение умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами;

- умение работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками;

- составлять техническую документацию;

- выполнять чертежи, схемы, таблицы;

- решать разного рода задачи;

- выполнять вычисления, расчеты;

- определять характеристики различных веществ, предметов, явлений;

- проектировать на основе анализа свою деятельность;

- производить сборку и демонтаж механизмов, изготовление моделей заготовок;

- проводить диагностику работы механизмов.

На практических занятиях может быть организована как индивидуальная, так и коллективная работа учащихся.

Практические занятия, как правило, планируются из расчета двух учебных часов. Они не нумеруются. В рамках практического занятия может проводиться практическая работа на 20-30 минут или другой продолжительности.

Если практическое занятие полностью посвящено конкретным расчетам, измерениям и т.п., то в тематическом плане учебной дисциплины оно планируется как практическая работа.

Практические работы в рамках учебной программы имеют сквозную нумерацию.

Обязательные контрольные работы планируются по итогам изучения нескольких тем или разделов учебной дисциплины с учетом уровня требований к знаниям и умениям учащихся, курсантов.

В разделе «Курсовое проектирование» необходимо сформулировать цель и задачи курсового проектирования, рекомендуемую тематику курсовых проектов (курсовых работ), требования к заданиям, их оформлению, составу курсового проекта (курсовой работы), объему и содержанию пояснительной записки, графической (практической) части, а также указать сроки выдачи задания по курсовому проектированию.

Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине разрабатываются на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях среднего специального образования. Их использование позволяет сделать процесс оценки результатов учебной деятельности учащихся научно обоснованным, объективным.

В перечне оснащения кабинета (лаборатории) приводится наименование средств обучения, необходимых для обеспечения образовательного процесса. К средствам обучения относятся приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, необходимые для реализации образовательной программы. Обязательно необходимо заполнить перечень электронных образовательных ресурсов!!!

В разделе «Литература» приводятся основная и дополнительная учебная литература, включающая законодательные и нормативные правовые документы, учебники, учебные пособия, в том числе электронные учебные пособия, научную и справочную литературу, технические нормативные правовые акты.

Список литературы оформляется в соответствии ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: