МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ
КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
по дисциплине Б1.В.02 «Проектирование в графическом дизайне»
Направление подготовки 54.03.01 Дизайн
Профиль подготовки: Графический дизайн
Квалификация выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная, очно-заочная, заочная
Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года
Москва – 2019 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Общие методические рекомендации. 3
2. Цель и задачи курсового проекта. 3
3. Методические указания по выполнению курсового проекта. 4
4. Список рекомендуемых источников. 10
5. Тематика курсовых проектов. 11
6. Защита курсового проекта. 13
Приложения 1 – 4. 15
Общие методические рекомендации
Профессия дизайнера занимает одно из ключевых мест в современной рыночной экономике, а сфера дизайна охватывает практически весь предметный мир – промышленный дизайн, графика и упаковка, текстиль, моделирование одежды, организация городской и сельской среды, проектирование интерьеров и рекламы. Дизайн является творческой проектной деятельностью, поэтому полученные знания в ходе курсового проектировании по дисциплине Б1.В.02 «Проектирование в графическом дизайне» нацелены дать обучающимся основные средства для выстраивания самостоятельной работы над дизайн-проектом в различных областях, в частности, при дизайн-проектировании объектов графического дизайна и промышленных изделий в соответствии с современными представлениями о задачах и целях дизайнерской деятельности.
|
|
Курсовой проект является необходимым элементом учебного процесса в подготовке бакалавра по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн.
Настоящие методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых проектов составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и учебными планами по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн.
Организационное и методическое руководство курсовым проектом осуществляет факультет, который:
- предлагает тематику курсового проекта;
- формулирует основные требования к их содержанию и оформлению;
- рекомендует консультанта и руководителя;
- осуществляет контроль над выполнением плана работ.
Обучающемуся предоставляется право выбора темы проекта в пределах дисциплины Б1.В.02 «Проектирование в графическом дизайне». При выборе темы так же учитывается наличие научных кадров института и социокультурным запросом общества.
В «Методических рекомендациях» кратко изложен материал по теме курсового проектирования, последовательность выполнения, требования к содержанию и объему проекта.
|
|
После выбора темы курсового проекта обучающийся подает заявление на имя декана факультета. Закрепление темы и руководителя курсового проекта оформляется распоряжением декана.
Примечание: ведущий преподаватель имеет право вносить изменения в задания на курсовое проектирование, если они вызваны необходимостью иной постановки задач, индивидуальными художественно-творческими качествами обучающихся, ситуативными требованиями учебного процесса.
Курсовой проект состоит из практической части (планшета), отражающей концепцию дизайн-проекта (3D-визуализации, чертежи, схемы, графики, диаграммы, разработки дизайн-проекта и эскизы тематического оформления). Макет проекта выполняется по желанию обучающегося.
Готовый курсовой проект с подписями руководителя и обучающегося сдается в виде распечатанного планшета и диска с электронной версией всей работы.
Цель и задачи курсового проекта
Целью курсового проектирования является закрепление и углубление знаний, приобретенных в процессе обучения по дисциплине Б1.В.02 «Проектирование в графическом дизайне», а также получение практических навыков разработки объектов графического дизайна, конструирования и модификации реальных промышленных объектов и изделий.
Задачами выполнения курсового проекта являются:
- закрепление у обучающихся профессиональных компетенций;
- формирование у обучающихся умения выполнять дизайнерскую проектную документацию для ее реализации, обосновывать идеи и отстаивать собственные заключения и выводы;
- применять на практике международные и отечественные стандарты, принципы разработки и выполнения дизайн-проектов, методы и средства познания при разработке проектов комплекса функциональных, композиционных решений;
- осуществлять рациональный выбор конструкционных и эксплуатационных материалов;
- внедрять собственные разработки и предложения по проектированию и компоновке различных объектов дизайна.
Опыт и знания, полученные обучающимися на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки Выпускной квалификационной работы и последующей профессиональной деятельности.
Цель данных методических рекомендаций:
- оказание помощи обучающимся в сборе информации в ходе дизайн-проектирования;
- методическая организация работы обучающихся.
Методические рекомендации предназначены для обучающихся направления подготовки 54.03.01 Дизайн всех форм обучения.
Методические указания по выполнению курсового проекта
Структура пояснительной записки
Пояснительная записка содержит следующие разделы:
Введение.
Текст: 1-2 стр.
Анализ исторических и современных прототипов, аналогов творческих источников.
Текст: 5-7 стр.
Иллюстрации: 5 стр.
Анализ концептуального и цветового решения.
Текст: 3-5 стр.
Иллюстрации: 5 стр.
Обоснование принятого творческого решения.
Текст: 1-2 стр.
Концепция проекта.
Текст: 1-2 стр.
Эскизный проект.
Эскизы в количестве 5-10 листов.
Заключение.
Список использованной литературы.
Не менее 20 источников.
Курсовой проект должен быть посвящен дизайн-проектированию графического дизайна (оригинальные проекты промышленного образца, серии или авторской идеи, среди которых: различные виды полиграфической и визуальной продукции; разновидности объектов и предметов культурно-бытового назначения и т.д.), разработке новых и модернизации существующих реальных объектов и выполнению 3D-визуализации проекта. В ходе выполнения курсового проекта обучающийся под руководством преподавателя проводит разработку проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе.
|
|
Выбор и обоснование темы курсового проекта.
В процессе предпроектного анализа обучающемуся необходимо раскрыть актуальность предложенной темы курсового проекта и решения проектной проблемы, сформировать проблемы и круг вопросов, связанных с темой. Обосновать выбор тех или иных средств и методов проектирования объектов графического дизайна. Сформулировать ограничения, связанные с современными требованиями эргономичности, экологичности, функциональности и новых технологий.
Предпроектный анализ (аналоги).
Ведется самостоятельный поиск информации по теме курсового проекта. Вся полученная информация анализируется и систематизируется, составляется список источников полученной информации, изучаются правовые и нормативные акты дизайн-проектирования.
В рамках предпроектного исследования происходит ознакомление с объектом проектирования: его назначением, структурой, составляющими элементами, методикой и практикой проектирования. Тщательно изучается существующая ситуация, обследуется качества и состояние проектируемого объекта, анализируются особенности назначения и функций проектируемого объекта.
Рекомендуется рассматривать аналоги отечественного и зарубежного опыта проектирования подобных объектов.
На этапе эскизного дизайн-проектирования выполняется: концептуальное эскизирование, поисковый эскиз, прорисовка итогового варианта объекта. Обучающемуся необходимо представить не менее 5-7 эскизов объекта дизайн-проектирования и показывать объект в ракурсах, наиболее удобных для его восприятия.
Формирование концепции проекта.
На данном этапе осуществляется концептуальная разработка проектных идей, поиск композиции, композиционно-образных и объемно-пространственных решений проектируемого объекта. Поиск и разработка функциональных, конструктивных и стилистических решений.
Художественно-проектное решение.
Производится поиск эскизного проектного решения проектируемого объекта. Создание или реконструкция вариантов решений на основе данных предпроектного анализа, с учетом выработанной концепции, а также нормативных требований.
|
|
Разрабатываются визуализации по утвержденному варианту решений.
Детальная разработка проекта.
Осуществляется детальная разработка проектируемого объекта. Разработка деталей стилистического решения, композиционное и стилевое решение элементов, разработка визуального сценария. Осуществляется детальная проработка визуализаций проекта, сбор и систематизация проектной документации.
Заключение
В заключении отмечается новизна предложенной идеи, перспективность конструктивного решения, степень соответствия проектных решений состоянию и перспективам развития дизайна и моды, прогрессивность используемого метода проектирования и оценка степени достижения поставленной задачи курсового проектирования.
Список использованной литературы
Список использованной литературы начинается с нормативно-правовых документов, затем следует специальная научная и учебная литература, другие использованные материалы. Интернет-ресурсы выносятся в конец списка литературы. Общее число литературных 12 источников – не менее 20, при этом 30% из них должны быть изданы за последние 3 года. Интернет-ресурсов – не менее 7 источников. Наименование литературных источников располагается в алфавитном порядке. При этом литературу на иностранных языках рекомендуется приводить в конце списка.
Подготовка к защите курсового проекта.
Для защиты курсового проекта рекомендуется составить план-обоснование проектных решений, в котором в краткой, содержательной форме аргументируются принятые решения. План может содержать в себе: описание и обоснование проектного решения, оценку стоимости проектного решения, общий итог проделанной работы, подтверждение достижение целей и задач, поставленных проектом, описание новизны и актуальности принятого проектного решения, его экологической обоснованности и экономической целесообразности.
Визуализация проекта.
В графической части проекта (планшет из пенокартона) необходимо разместить графические изображения, альбомы чертежей и другие визуальные материалы. Если в рамках проекта разрабатывались видео и медиа материалы, они должны быть приложены к проекту на электронном носителе. Важной частью проекта является его презентация. Рекомендуемые размеры планшета – 100х140 см.
Для оценивания визуальной и графической части курсового проекта рекомендуется следующее:
Графическая часть курсового проекта должна занимать 1 планшет (100х140 см), выполненных с применением компьютерных технологий. Допускается выполнение графической части на пенокартоне или картоне. Допускается изменение габаритных размеров графической части, если это оправдано композиционно.
Содержание графической части в зависимости от темы курсового проекта может варьироваться. Содержание визуально-графической информации определяется требованием специфики выполняемого проекта и рекомендуется руководителем проекта. Разнообразие возможных вариантов тем для курсового проектирования и объектов проектирования дает большое разнообразие содержания графической части.
Графика выполнения курсового проекта может быть любой. Компоновка на листах зависит от размеров и композиции проектируемого объекта и должна отражать иерархию главного и соподчинённого. Подача графического материала утверждается руководителем проекта.
Демонстрационный материал курсового проекта наглядно отражает дизайн-концепцию проекта и согласуется с текстом пояснительной записки. В качестве демонстрационного материала могут быть представлены следующие объекты проектирования: планшет с необходимыми графическими и иллюстративными материалами; макеты изделий; мультимедийные материалы; изделия мелкосерийного производства; кино-, фото-, видеоматериалы; сувенирная продукция.
Объем и графическая подача демонстрационной части должны соответствовать заданию, наглядно раскрывать образ, выражать идею курсового проекта и представлять собой цельную и законченную композицию. Допускается применение современных мультимедийных способов показа иллюстративного материала курсового проекта (слайд-фильм, фильм и т. п.).