Итоговая комплексная работа на межпредметной основе
Класс
Вариант № 1
________________________________ (Фамилия Имя)
_____________(класс) _____________ (дата)
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
На выполнение работы отводится 60 минут.
Перед тобой статья из газеты «Белгородские известия». Более 15 тысяч белгородцев её уже прочитали. Тебе предстоит её прочитать по-особенному. Необходимо изучить текст (как в учебнике) и выполнить задания. В работе тебе встретятся разные задания. Обрати внимание: одни задания ориентированы на текст, другие -на твой личный опыт, мнение!
В некоторых заданиях потребуется записать краткий ответ, в других - заполнить таблицу. Внимательно читай задания!
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие - трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
|
|
Желаем успеха!
Белгородская Потудань
Наверняка все слышали о реке с загадочным названием Потудань. Известность ей принесла повесть Андрея Платонова «Река Потудань». Течет она по нашей области в Старооскольском городском округе и по соседней – Воронежской.
Потудань – это правый приток реки Дон. Об этой реке ходит не одна легенда, а уж о том, откуда появилось такое название, и вовсе десятки.
Изначально имя реки упоминалось как Тудонь, позже, вероятно, из-за того что название постоянно употребляли с предлогом «по», реку стали величать Потудон или Потудонь. Часть названия «дон» имеет иранское происхождение и означает что это приток реки Дон. В переводе «дон» - вода. «Поту» в переводе означает царь. Поэтому Потудань – Царская река. Вообще, выдвигают массу версий того, как именно могли назвать реку в зависимости от того, как разобрать слово «потудонь». Это и Водный путь, и Чистая вода, и Пригорная река, и Бурная река.
Укоренению своего необычного названия река во многом обязана монголо-татарскому игу, точнее, легенде о том, что якобы Потудон был границей для сбора дани. Севернее реки дань не собирали, а по правую сторону приходилось платить. Так и повелось называть реку Потудань.
А вот менее красивая версия появления названия. Рыбаки с левого берега Дона часто рыбачили на Потудани и говорили: «Пошли по ту длань». Так и повелось называть тогда еще безымянную, но богатую рыбой речку Потуданью.
Есть и научная гипотеза, связанная с Потуданью. Многие ученые утверждают, что наша Потудань – это та самая быстрая река Каяла из «Слова о полку Игореве», на которой состоялась битва русичей с половцами.
|
|
Сегодня в бассейне Потудани 8 рек и 21 ручей. Верхняя часть реки носит название Боровая Потудань, рядом с ней раскинулся поселок Потудань, а неподалеку течет речушка Скупая Потудань. Ее длина всего 30 километров.
Откуда бы название реки ни взялось и Каяло ли это – не главное. Главное, что Потудань счастливая река. Именно так о ней говорят местные жители. И белгородские, и воронежские рыбаки с уважением и благодарностью относятся к ней. В Потудани водятся толстолобики, окуни, щуки, ерши, встречаются сомы и раки.
Андрей Платонов в повести «Река Потудань» так описал ее:
«В дни отдыха Люба и Никита ходили гулять по зимним дорогам за город или шли, полуобнявшись, по льду уснувшей реки Потудани. Никита ложился и смотрел вниз под лед, где видно было, как тихо текла вода. Люба тоже устраивалась рядом с ним, и, касаясь друг друга, они наблюдали укромный поток воды и говорили, насколько счастлива река Потудань, потому что она уходит в море и это вода подо льдом будет течь мимо берегов далеких стран, в которых сейчас растут цветы и поют птицы».
Наталья Козлова.
Газета «Белгородские известия» от 26 февраля 2015 г. № 27-28
Вопрос № 1. Ты прочитал текст. Предлагаем прочитать все вопросы. Проанализируй их по степени трудности. Составь собственный порядок ответов на вопросы _________________________________________________.
Схематически изобрази бассейн р. Потудани. Обозначь пойму реки, устье.
Вопрос № 2. Дайте определения следующим понятиям, встречающимся в тексте:
Монголо-татарское иго ___________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дань - _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Вопрос № 3. Прочитай внимательно третий абзац.Используя один из методов классификации, продолжи схему поиска истории названии реки.
Вопрос № 4.
Закончи перечень географических терминов, с точки зрения уменьшения географических объектов, которые используются в тексте:
Водный бассейн Белгородской области __________________ _____________
Вопрос № 5. Сравни 2 версии происхождения названия реки. Какая версия близка именно тебе? Обведи её карандашом в тексте. Обоснуй свой ответ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос № 6.
Выбери понятия, употребляемые в тексте, которые относятся к:
Истории и обществознанию:___________________________________
_____________________________________________________________
Географии ____________________________________________________
Литературе ___________________________________________________
Вопрос № 7. В Потудани водятся толстолобики, окуни, щуки, ерши, встречаются сомы и раки.
Обведи биологический объект, который лишний с точки зрения классификации живых организмов по биологии, ответ поясни
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос № 8. Внимательно прочитай последний абзац. Подумай, имеют ли научные обоснования мечты Любы и Никита. Ответ поясните.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос № 9. Текст можно читать по-разному: ознакомительно, изучающи, поиск новой информации или усваивать новую информацию.
Прочитай текст и на полях ручкой поставь следующие обозначения: «+» - эта информация известна для меня, «-» - эта информация для меня абсолютно новая, «?» - сомневаюсь, надо проверить.
Подчеркни предложение, которое ты обозначил «+» и обоснуй.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Вопрос № 10. Представь, что ты соавтор данной статьи, как называлась бы следующая статья по данному направлению. Напиши первое предложение в этой статье.
Название новой статьи ___________________________
Вступление ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос № 11. Данный текст взят из статьи газеты «Белгородские известия», как ты думаешь, какая проблема Белгородской области заявлена автором статьи. Актуальна ли она для тебя. Ответ поясните.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос № 12. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) абзаце текста.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИМЯ,. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Собственное и. Его и. - Иван. И. и отчество. Звать по имени кого-н. Имена античных богов. Как Ваше и.? Дать и. коню, кошке, щенку. Обезьянка по имени Яшка.
2. Фамилия, семейное название. На стене - имена погибших героев.
3. Личная известность; репутация. Ученый с мировым именем. Приобрести и. Порочить чье-н. честное и. Доброе и. 4. Известный, знаменитый человек. Крупные имена.
5. Название предмета, явления. Растение алоэ известно под именем -""столетник"". Называть вещи своими именами (перен.: говорить прямо, не скрывая истины).
6. В грамматике: разряд склоняемых слов. И. существительное., И. прилагательное. И. числительное.
7. имени кого-чего, в знан. предлога с род. п. В память, в честь кого-чего-н. Театр имени Вахтангова. Музей имени Пушкина. Канал имени Москвы.
8. именем кого-чего, в знан. предлога с род. п. На основании власти, полномочий, предоставленных кому-н. (офиц.). Действовать именем республики. Требовать именем закона
|
|
Ответ ________________________
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДА ШЕБЕКИНО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»