Белгородская Потудань

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе

Класс

Вариант № 1

________________________________ (Фамилия Имя)

_____________(класс) _____________ (дата)

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 60 минут.

Перед тобой статья из газеты «Белгородские известия». Более 15 тысяч белгородцев её уже прочитали. Тебе предстоит её прочитать по-особенному. Необходимо изучить текст (как в учебнике) и выполнить задания. В работе тебе встретятся разные задания. Обрати внимание: одни задания ориентированы на текст, другие -на твой личный опыт, мнение!

В некоторых заданиях потребуется записать краткий ответ, в других - заполнить таблицу. Внимательно читай задания!

Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие - трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!

Белгородская Потудань

Наверняка все слышали о реке с загадочным названием Потудань. Известность ей принесла повесть Андрея Платонова «Река Потудань». Течет она по нашей области в Старооскольском городском округе и по соседней – Воронежской.

Потудань – это правый приток реки Дон. Об этой реке ходит не одна легенда, а уж о том, откуда появилось такое название, и вовсе десятки.

Изначально имя реки упоминалось как Тудонь, позже, вероятно, из-за того что название постоянно употребляли с предлогом «по», реку стали величать Потудон или Потудонь. Часть названия «дон» имеет иранское происхождение и означает что это приток реки Дон. В переводе «дон» - вода. «Поту» в переводе означает царь. Поэтому Потудань – Царская река. Вообще, выдвигают массу версий того, как именно могли назвать реку в зависимости от того, как разобрать слово «потудонь». Это и Водный путь, и Чистая вода, и Пригорная река, и Бурная река.

Укоренению своего необычного названия река во многом обязана монголо-татарскому игу, точнее, легенде о том, что якобы Потудон был границей для сбора дани. Севернее реки дань не собирали, а по правую сторону приходилось платить. Так и повелось называть реку Потудань.

А вот менее красивая версия появления названия. Рыбаки с левого берега Дона часто рыбачили на Потудани и говорили: «Пошли по ту длань». Так и повелось называть тогда еще безымянную, но богатую рыбой речку Потуданью.

Есть и научная гипотеза, связанная с Потуданью. Многие ученые утверждают, что наша Потудань – это та самая быстрая река Каяла из «Слова о полку Игореве», на которой состоялась битва русичей с половцами.

Сегодня в бассейне Потудани 8 рек и 21 ручей. Верхняя часть реки носит название Боровая Потудань, рядом с ней раскинулся поселок Потудань, а неподалеку течет речушка Скупая Потудань. Ее длина всего 30 километров.

Откуда бы название реки ни взялось и Каяло ли это – не главное. Главное, что Потудань счастливая река. Именно так о ней говорят местные жители. И белгородские, и воронежские рыбаки с уважением и благодарностью относятся к ней. В Потудани водятся толстолобики, окуни, щуки, ерши, встречаются сомы и раки.

Андрей Платонов в повести «Река Потудань» так описал ее:

«В дни отдыха Люба и Никита ходили гулять по зимним дорогам за город или шли, полуобнявшись, по льду уснувшей реки Потудани. Никита ложился и смотрел вниз под лед, где видно было, как тихо текла вода. Люба тоже устраивалась рядом с ним, и, касаясь друг друга, они наблюдали укромный поток воды и говорили, насколько счастлива река Потудань, потому что она уходит в море и это вода подо льдом будет течь мимо берегов далеких стран, в которых сейчас растут цветы и поют птицы».

Наталья Козлова.

Газета «Белгородские известия» от 26 февраля 2015 г. № 27-28

Вопрос № 1. Ты прочитал текст. Предлагаем прочитать все вопросы. Проанализируй их по степени трудности. Составь собственный порядок ответов на вопросы _________________________________________________.

Схематически изобрази бассейн р. Потудани. Обозначь пойму реки, устье.

Вопрос № 2. Дайте определения следующим понятиям, встречающимся в тексте:

Монголо-татарское иго ___________________________________________________

_______________________________________________________________________

Дань - _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Вопрос № 3. Прочитай внимательно третий абзац.Используя один из методов классификации, продолжи схему поиска истории названии реки.

 



Вопрос № 4.

Закончи перечень географических терминов, с точки зрения уменьшения географических объектов, которые используются в тексте:

Водный бассейн Белгородской области       __________________       _____________

Вопрос № 5. Сравни 2 версии происхождения названия реки. Какая версия близка именно тебе? Обведи её карандашом в тексте. Обоснуй свой ответ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос № 6.

Выбери понятия, употребляемые в тексте, которые относятся к:

Истории и обществознанию:___________________________________

_____________________________________________________________

Географии ____________________________________________________

Литературе ___________________________________________________

Вопрос № 7. В Потудани водятся толстолобики, окуни, щуки, ерши, встречаются сомы и раки.

Обведи биологический объект, который лишний с точки зрения классификации живых организмов по биологии, ответ поясни

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос № 8. Внимательно прочитай последний абзац. Подумай, имеют ли научные обоснования мечты Любы и Никита. Ответ поясните.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос № 9. Текст можно читать по-разному: ознакомительно, изучающи, поиск новой информации или усваивать новую информацию.

Прочитай текст и на полях ручкой поставь следующие обозначения: «+» - эта информация известна для меня, «-» - эта информация для меня абсолютно новая, «?» - сомневаюсь, надо проверить.

Подчеркни предложение, которое ты обозначил «+» и обоснуй.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос № 10. Представь, что ты соавтор данной статьи, как называлась бы следующая статья по данному направлению. Напиши первое предложение в этой статье.

Название новой статьи ___________________________

Вступление ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вопрос № 11. Данный текст взят из статьи газеты «Белгородские известия», как ты думаешь, какая проблема Белгородской области заявлена автором статьи. Актуальна ли она для тебя. Ответ поясните.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос № 12. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ИМЯ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) абзаце тек­ста.

Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ИМЯ,. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Собственное и. Его и. - Иван. И. и отчество. Звать по имени кого-н. Имена античных богов. Как Ваше и.? Дать и. коню, кошке, щенку. Обезьянка по имени Яшка.

2. Фамилия, семейное название. На стене - имена погибших героев.

3. Личная известность; репутация. Ученый с мировым именем. Приобрести и. Порочить чье-н. честное и. Доброе и. 4. Известный, знаменитый человек. Крупные имена.

5. Название предмета, явления. Растение алоэ известно под именем -""столетник"". Называть вещи своими именами (перен.: говорить прямо, не скрывая истины).

 6. В грамматике: разряд склоняемых слов. И. существительное., И. прилагательное. И. числительное.

 7. имени кого-чего, в знан. предлога с род. п. В память, в честь кого-чего-н. Театр имени Вахтангова. Музей имени Пушкина. Канал имени Москвы.

 8. именем кого-чего, в знан. предлога с род. п. На основании власти, полномочий, предоставленных кому-н. (офиц.). Действовать именем республики. Требовать именем закона

Ответ ________________________


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДА ШЕБЕКИНО                        БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: