Общие подходы к решению творческих задач на основе изобретательских технологий Г. С. Альтшуллера

Развитие креативного мышления школьников и дошкольников. Технология ТРИЗ как инновационный метод в школьном образовании

Подготовили студентки

 биологического факультета:

Гоменюк А.А.

Неделько Р. С.

Минск, 2020


ВВЕДЕНИЕ

 В современном мире школьное образование требует довольно серьёзных изменений. На наш взгляд, лучшее, чему школа может научить - это мыслить креативно и генерировать идеи. Условия, способствующие развитию творческого мышления очень жёсткие и требуют не малых усилий, ведь креативность вовсе не случайна, она ни в ком не заложена генетически и не результат какого-то магического трюка. Творчество - это следствие твердого намерения быть креативным и умение использовать стратегии творческого мышления.

Благодаря иному углу зрения можно расширить свои возможности и увидеть то, чего прежде не замечали. Если научить детей воспринимать уже известную информацию совершенно по-другому, это приведёт к новым идеям и подлинным озарениям. Таким образом мы сможем сподвигнуть учащихся к более эффективному изучению остальных предметов и кроме этого дадим огромный толчок для самореализации во взрослой жизни.

Формулировка проблемы: несмотря на то, что в современном мире набирает популярность технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) она всё ещё остаётся недостаточно используемой в стандартном школьном образовании. Кроме того, её адаптация для различных возрастов недостаточна.

 

Цель: Выявить единый подход развития креативного мышления школьников и дошкольников.

 

Задачи: Проанализировать как влияют творческие игры на развитие детей, проанализировать технологию ТРИЗ, предложить несколько линейных игр для всех возрастов.

Предмет: Целостный процесс, направленный на развитие креативного мышления.

Объект: технология творческого мышления

Методы: Мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – это технология, которая помогает повысить эффективность мышления в десятки и даже сотни раз. ТРИЗ помогает эффективно решать различные технические и производственные задачи и находить сильные, прорывные решения. Как же сделать процесс обучения радостным и увлекательным для каждого ученика, независимо от его способностей? Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения. Интерес является одним из наиболее предпочитаемых мотивов обучения младших школьников. Создать условия для развития познавательного интереса школьников, как в учебной, так и во внеучебной деятельности очень важно. Иначе говоря, суть в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения, потому что от этого зависит, будут ли в дальнейшем знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Из этого следует, что нужно организовать на уроке такую деятельность, которая приносила бы радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

По моему убеждению, способствует решению данной задачи создание на уроке атмосферы коллективного творчества, поэтому мы предлагаем использовать на уроках личностно-деятельностный подход, в основу которого может быть положена ТРИЗ технология. Именно этим обусловлено построение учебных занятий на принципах сотрудничества, сотворчества, создания ситуации успеха.

Творческая деятельность-эта такая деятельность, которая создаёт нечто новое, отличающее от образца. Чем больше информации, тем больше следов в мозге, чем больше мы будем знакомить детей с окружающей действительностью, тем больше будет поле для творческой деятельности ребёнка. Наш мозг способен творчески перерабатывать увиденное, мы сможем фантазировать будущее, но дети – нет. У них недостаточно это развито, им нужно подготавливать базу. Использование элементов ТРИЗ помогает увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерность развития. Способ использования ТРИЗ у каждого учителя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы. ТРИЗ не только педагогическая теория, ею можно пользоваться в любой сфере деятельности.

Что развивает в детях теория ТРИЗ? Конечно же, память, воображение, фантазию и самое главное – творческую личность.


 


ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Г. С. АЛЬТШУЛЛЕРА

Общий подход к решению творческой задачи по Г. С. Альтшуллеру можно представить тремя отличающимися по цели и методу стадиями.
1. Аналитическая стадия, целью которой является анализ развития данной технической системы (машины, механизма) для выявления основного противоречия и определения непосредственной (физической, химической и т.п.) причины этого противоречия.
2. Оперативная стадия, которая заключается в систематическом, направленном
поиске возможных способов устранения обнаруженной причины противоречия.
3. Синтетическая стадия направлена на внесение в элементы системы дополнительных изменений, вытекающих из найденного способа устранения данного технического противоречия.

Разработчиками ТРИЗ был предложен и ряд более простых схем решения изобретательских задач. Вашему вниманию предлагается одна из таких схем (рис. 1), которая достаточно наглядно показывает роль и место отдельных разделов ТРИЗ в практике решения изобретательских задач. На представленной схеме видно, что процесс решения творческой инженерной задачи разбивается на несколько этапов. И на каждом этапе возможно получение решения, приемлемость которого определяется с учетом конкретных требований и ограничений к полученному решению. По мере углубления анализа проблемной ситуации включаются все более мощные инструменты ТРИЗ для решения задач.

На этапе, когда становится возможным формулирование технического противоречия, эффективно применение эвристических приемов разрешения технических противоречий. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что на каждом из указанных этапов очень важна и психологическая поддержка, реализуемая на основе системы развития творческого воображения и фантазии и операторов снижения психологической инерции мышления.

 

Исходным посылом в применении эвристических приемов ТРИЗ является то, что решение проблемы, с которой вы работаете, существует, но оно пока вам не известно. Нужно исходить из того, что когда-то, может быть и в другой области техники, существовала аналогичная проблемная ситуация и для нее было найдено приемлемое, эффективное решение. Поэтому задача состоит в том, чтобы найти эту аналогичную проблемную ситуацию и позаимствовать найденное для нее решение применительно к решаемой вами, в настоящее время, проблемной ситуации. А для этого надо понимать – что могло бы быть ключевым, существенным признаком для установления аналогии между различными проблемными ситуациями. Было определено, что таким существенным признаком для установления аналогии при рассмотрении проблемных ситуаций является техническое противоречие. Глядя на представленную ниже схему (рис. 2), может сложиться впечатление, что установление аналогии между проблемными ситуациями дело достаточно простое, тем более, что при желании можно привести достаточно примеров, что кому-то это действительно удается. К сожалению, в большинстве случаев, это не получается.

 

В ТРИЗ было предложено различать противоречия по степени конкретизации на трех уровнях – административное противоречие, техническое противоречие и физическое противоречие.

Применение эвристических приемов как раз и базируется на одном из ключевых понятий ТРИЗ – техническом противоречии (ТП).

Следует также иметь ввиду, что развитие технических систем идет не иначе, как через преодоление технических противоречий. Рассмотрим пример (рис. 3).

Было время, когда первые ружья заряжались со стороны дульной части ствола с помощью шомпола. Молодой солдат, как видно, очень доволен, когда занимается заряжанием ружья, поскольку у ружья короткий ствол. И это хорошо для данной ситуации. Его настроение меняется, когда с этим короткоствольным ружьем ему приходится действовать в ближнем бою с неприятелем. Для этой ситуации короткий ствол – это уже плохо. Таким образом, просматривается техническое противоречие – укорочение
ствола ведет к удобству заряжания ружья, но при этом с короткоствольным ружьем существенно уступаются позиции с ближнем бою с противником.

В свою очередь, с длинноствольным ружьем вы получаете существенные преимущества перед противником в ближнем бою, но зато теряете много времени при заряжании такого ружья.

В первый момент возникает естественное желание сделать что-то среднее между коротким и длинным стволом.

Это – компромиссное решение, техническое противоречие не разрешено. Оно, таким образом, маскируется. Но мы ведь ставим цель – получение изобретательского решения, когда и удобство заряжания ружья должно быть обеспечено, поскольку, в конечном счете, это скорострельность и, быть в выигрыше в ближнем бою. Кажется, что это невозможно. Но, вот, наконец, был изобретен патрон, у которого имеется гильза, в которую закладывается пороховой заряд, капсюль, поджигающий этот пороховой заряд и пуля, вылетающая с огромной скоростью под воздействием взрыва порохового заряда. Стало возможным заряжание ружья с казенной части и техническое противоречие, таким образом, было разрешено. Изобретательское решение – качественное, прогрессивное решение.

Для обеспечения инструментальности эвристических приемов ТРИЗ было предложено рассматривать техническое противоречие и как способ описания задачи, состоящий из трех частей.
1. Описание улучшаемого параметра технической системы (ТС) или какой-либо ее части.

2. Описание известного способа улучшения.
3. Описание ухудшающегося (достаточно значимого для решателя) параметр.

ТС или какой-либо ее части при реализации известного способа улучшения


 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: