Дать представление об обучении чтению (цели, содержание). Назвать виды чтения, дайте им краткую характеристику

Чтение как рецептивный вид РД – это процесс зрительного восприятия печатного текста и его понимание с различной степенью полноты, точности и глубины.

Чтение может выступать как цель и средство обучения. Если обучают пониманию читаемого, это цель; если формируются и совершенствуются языковые навыки и развивается умение говорения, то это средство.

Содержание обучения чтению включает в себя три компонента:

Лингвистический компонент включает в себя: а) знание определенного лексического, грамматического и фонетического материала; б) знание графической системы иностранного языка и правил чтения; в) разные виды текстов, их тематика и предъявляемые к ним требования (познавательная ценность текста, соответствие текста возрасту и интересам учащихся, языковая доступность текста, его фабульность и аутентичность).

Психологический компонент чтения включает в себя: а) учет мотивов и интересов учащихся при овладении этим видом речевой деятельности; б) навыки и умения чтения; в) механизмы чтения (механизмы восприятия и узнавания; механизм антиципации; механизмы ОП и ДП; механизмы осмысления); г) характер взаимодействия чтения с другими видами речевой деятельности.

Методологический компонент чтения предполагает: а) обучение навыкам разных видов чтения (стратегиям чтения); б) навыкам пользования справочной литературой; в) знание правил чтения; г) умелое использование разных памяток.

Виды чтения:

1) по участию голоса: 1. вслух, 2. про себя;

2) по характеру участия родного языка: 1. с непосредственным пониманием, 2. переводное

3) по степени проникновения в содержание читаемого: 1. ознакомительное чтение (с общим обхватом содержания); 2. изучающее чтение (с глубоким проникновением); 3. просмотровое (с получением общего представления); 4. поисковое (с быстрым нахождением в тексте данных).

4) по характеру подготовки: 1. подготовленное (с предварительно снятыми трудностями) 2. неподготовленное;

5) по соотношению синтеза и анализа: 1. синтетическое, 2. аналитическое;

6) по месту: 1. классное, 2. домашнее;

7) по степени обязательности: 1. обязательное, 2. дополнительное

Изучающее чтение является средством обучения чтению, так как оно представляет собой максимально развернутую форму чтения. Оно отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста (приблизительно 70%), при этом, благодаря воссоздающему воображению, читатель частично восполняет смысл текста.

Поисково-просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию.

Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение. Изучающее и поиско-просмотровое чтение занимают подчиненное место в системе обучения чтению.



Охарактеризовать методику обучения чтению с охватом полной информации.

Изучающее чтение – предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации (75-100%).

 

I. Предтекстовый этап

· Соотнесение значения слова с темой (ситуацией, контекстом);

- заполните пропуски в предложении из ряда предложенных слов;

- соотнесите слова с дефинициями;

- соотнесите слова с переводом.

 

· Расширение потенциального словаря учащихся:

- просмотрите текст и скажите, сколько слов общего корня в нем содержится (синонимы, антонимы, словообразование)

 

· Распознавание значения грамматических явлений:

- выделите смысловой глагол в составном сказуемом и дайте его перевод;

- определите степени сравнения;

- найдите подлежащее;

- напишите 3 формы глагола.

 

· Прогнозирование языковых средств и содержания текста:

- прочитайте вслух только те части предложений, которые отвечают на вопрос учителя;

- прочтите заглавие и скажите, о чем будет речь (или на картинки);

 

· Совершенствование навыков работы с двуязычным словарем

- найдите значение слова, форма которого не совпадает со словарной формой;

Пронумеруйте слова в списке так, чтобы расположить их по алфавиту.

 

II. Текстовый этап

· Выделение в тексте ключевых предложений (слов):

- проверка техники чтения;

- прослушайте и повторите за диктором;

- читайте предложения по цепочке.

 

· Контроль понимания текста на уровне значений и смысла:

- ответьте на вопросы;

- True or False?

- заполните пропуски.

 

· Выделение основных частей (смысловых опор) текста;

 

· Соотнесение отдельных частей текста:

- прочитайте (вторично) третий абзац текста и найдите подтверждение факту, изложенному в предыдущем абзаце.

 

· Сокращение (перифраз) текста:

- замените данные предложения более краткими синонимичными оборотами.

 

· Анализ трудных в языковом отношении предложений текста и их перевод:

- определите основной абзац и переведите.

 

III. Послетекстовый этап

Формирование речевых навыков на основе упражнений:

·Определение познавательной ценности прочитанного

 

·Развитие умений МР на материале текста

-Пересказ текста

 

·Написание аннотации текста




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: