При организации любого урока, будь то рисование с натуры, беседа, декоративное рисование, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок членится на следующие части:
1. Организация занятий. Сюда входит: установление в классе должной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале. Учителю необходимо приучить детей заранее готовится к уроку.
2. Сообщение нового материала. Учитель объясняет детям цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнить задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами.
3. Самостоятельная работа учащихся. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы.
4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.
При составлении плана-конспекта следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено:
|
|
1. Вид занятий.
2. Тема урока.
3. Цель урока.
4. Оборудование:
А) для учителя;
Б) для учащихся.
5. Использование классной доски.
6. План и ход урока:
А) организационная часть;
Б) объяснение нового материала;
В) самостоятельная работа уч-ся;
Г) завершение урока и задание на дом.
7. Список использованной литературы.
Урок как форма организации учебного процесса обучения изобразительному искусству. Виды урока
Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав класса, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников и т.д.).
Исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создает свою логику его изучения, свою последовательность, что определяется многообразием возможных конкретных способов методик и приемов обучения.
Рациональную структуру урока обеспечивают:
· комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
· выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
· определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления домашнего задания;
· выбор рациональных методов, приемов и средств обучения;
· дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
· создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
|
|
Структура урока изобразительного искусства:
1) организационный момент – готовность кабинета; организационное начало урока; готовность учащихся к уроку; целевая установка на работу; введение проблемной задачи; введение игрового момента;
2) объяснение материала – логический переход к новой теме – выделение главного в изучаемых объектах и явлениях; использование наглядности; использование межпредметных связей; постановка эвристических вопросов; создание нестандартной ситуации; выполнение упражнений;
3) практическая работа;
4) подведение итогов – выставка работ; анализ работ; выявление активности учащихся; комментирование оценок учителя.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, интегрированный урок, комбинированный урок, урок-диспут, урок-семинар, урок-игра.
Далее идет разбор примеров по формированию структуры урока
Межпредметные связи на занятиях изобразительного искусства
Межпредметные связи на уроках ИЗО могут осуществляется со следующими предметами: история, литература, география, иностранный язык. Подобные уроки по форме бывают интегрированные и комбинированные.
Понятие «интеграция» трактуется Б.П. Юсовым как «раскрытие внутреннего родства разнообразного художественного проявления и перевод. Перенос, преобразование данной художественной формы в другую модальность – цвета в звук, звука в пространство, пространство в мерность строки стихотворения».
Интеграция – это не только взаимодействие видов искусства (музыка, литература), а высшее понятие, помогающее почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике. Один из авторов интегрированных программ Л.Г. Савенкова. Она считает, что интеграция позволяет глубже раскрыть возможности художественного выражения и творчества каждого вида искусства при гибком взаимодействии их образных средств.