Виды работ по изобразительному искусству

Уроки рисования с натуры

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и даёт прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребёнка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать полученные знания, зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставлена учителем перед ребёнком на уроке рисования, решение её невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщённому представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить её характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения, умозаключения о предмете становятся всё более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натра доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Необходимо приучить детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведении, анатомии. Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения.

Изучение элементов перспективы на уроках изобразительного искусства в школе.

Линейно-контурному рисунку в то время уделялось большое внимание. Большой интерес с методической точки зрения представляет пособие ТИБО. В этом пособии в ясной и наглядной форме раскрываются сложнейшие законы перспективного построения изображения интерьера и экстерьера.

Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а, следовательно, и на качество построения изображения. Особенно большое значение наглядность имеет на первоначальной ступени обучения. Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления учащихся становится более ясными и конкретными.

Например: мы знакомим детей с основными положениями наблюдаемой перспективы. Учителю надо раскрыть понятие горизонта. Линия горизонта в рисунке – это определение уровня глаз рисующего по отношению к натуре. Это можно продемонстрировать детям на примере. Пусть они посмотрят в окно, затем привстанут, присядут – и увидят, как вместе с ними опускается и поднимается вид за окном по отношению к оконной раме.

Здесь же надо показать детям явления перспективы на примере изменения положения в пространстве квадрата и круга, затем перейти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полуоткрытая дверь, то же с рамой окна. Когда дети увидят явления перспективы в реальной действительности, им можно показать плакат или рисунок с изображением: например – железнодорожные пути или пейзаж, где будут видны и явления воздушной перспективы. После этого знакомим детей с основами перспективы, которые нужно соблюдать при рисовании с натуры:

Величина предметов изменяется по мере удаления их от глаз рисующего – чем дальше предмет, тем он кажется меньше.

Все прямые, уходящие в глубину картины, стремятся в одну точку.

Сложность передачи трёх мерности объёмного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представить изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, она сказывается и на других видов памяти; двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конкретный образ, конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, не возможно, в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причём надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, даёт возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребёнок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию её форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутьё, мы тем самым осуществляем и задачи эстетического воспитания. (Ростовцев Н.Н.,.93)

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1–2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки выполняются в течение 7–15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.

Предметы для рисования с натуры в I–III классах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.

С IV класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени. В IV классе дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).

Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

В V–IX классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыки изображения объема предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. Учащиеся овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты.

В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии, основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. По разделу «Живопись» в V–IX классах детей продолжают знакомить с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуют их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.

В 5–9 классах в содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» входит рисование с натуры, а также выполнение набросков по памяти и по представлению отдельных предметов быта простой формы, выполнение с натуры и по представлению набросков птиц, рыб, игрушек, цветов, листьев, веток деревьев. В 5-9 классах дети продолжают учиться изображать с натуры фигуру человека, натюрморты.

Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись – это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств передачи мысли, чувств художника [26, 212].

Примерная схема и содержание уроков рисования с натуры.

1. В начале урока учитель объясняет тему занятия, время, в течение которого должно выполняться учебное задание, материал, которым следует пользоваться. Если задание рассчитано на 2–3 урока, необходимо сообщать детям, что конкретно им нужно выполнить на первом и что на последующих.

2. Подробный анализ натурой постановки. Анализируются форма, конструктивное строение, пропорции, пространственное положение объектов натурой постановки, их композиционная связь (если предметы составляют натюрморт). Так же подробно изучается распределение светотени на объектах изображения и цвет натурой постановки. Анализ постановки по всем этим направлениям должен проводиться в соответствии с указаниями учебной программы, с учётом знаний, умений и навыков по предмету. Учитель систематизирует знания учащихся об изображаемых предметах как называется предмет, его назначение, как и где он изготавливается, отмерить его эстетическую сущность, показать, в чём заключается красота изучаемого предмета. Анализ натурных постановок осуществляется при максимальной активности учащихся. Анализ формы, конструкции, светотени и цвета проводится то общего к частному и от главных частей к деталям и от деталей к основным частям.

3. Учитель задаёт учащимся ряд вопросов с целью проверки понимания ими и закрепления учебного материала.

4. Затем учитель наглядно показывает и устно разъясняет последовательное (поэтапное) выполнение рисунка (на доске мелом, на больших листах бумаги). Обычно 4 этапа линейного построения и 4 этапа нанесения светотени, 6 этапов работы в цвете. Демонстрирует рисунки, таблицы, модели.

5. Учитель задаёт ряд вопросов, чтобы проверить, как дети поняли ход выполнения рисунка.

6. Самостоятельная работа учащихся над рисунком. Учитель следит за соблюдение последовательности выполнения задания, сравнение рисунка с натурой, правильными приёмами работы карандашом и кистью, за посадкой учащихся. Сочетает индивидуальную и фронтальную работу.

7. Подведение итогов урока. Учитель анализирует 2–3 ученических рисунка, отмечает положительные и отрицательные стороны, отмечает, как класс в целом работал (Кузин, с. 121).

Уроки рисования на темы

Рисование на темы – это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» в V–IX классах так же, как и в I–IV классах, включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений. Но в V классе учащимся рекомендуется и рисование на исторические темы.

От учащихся требуется: самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Совершенствование умений применять эффекты светотени, передавать пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.

Изучение новых композиционных закономерностей: учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиции и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических композициях.

Важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке остается цвет.

В связи с предложенной для рисования темой учащиеся под руководством учителя могут провести наблюдения, выполнить наброски и зарисовки до выполнения задания или после первого урока по теме.

По-прежнему большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся в сюжетных рисунках.

Особое внимание в V–IX классах обращается на художественные достоинства иллюстрируемых произведений или предложенных для рисования тем. Необходимо стремиться к тому, чтобы образы героев, обстановка в рисунках учащихся соответствовали их описанию в литературном произведении. Школьники продолжают знакомство с творчеством ведущих художников-иллюстраторов, изучают средства художественной выразительности, которые те используют, совершенствуется умение детей узнавать творческий стиль этих художников (прог 5–9 Кузин).

Примерная схема и содержание уроков рисования на темы

Обычно урок рисования на тему начинается с объяснения учебного задания, особенностей выполнения рисунка. Учитель подробно сообщает о времени, отводимом на тематическое задание (обычно такой рисунок выполняется в течение одного – трех уроков), материале, в котором следует вести работу (как правило, рисунки на тему выполняются акварельными или гуашевыми красками по предварительно выполненному простым карандашом линейному изображению).

Затем проводится беседа, раскрывающая содержание темы, различные ее сюжеты, возможные варианты решения композиции. Предварительные беседы должны иметь большое воспитательное значение. Во время беседы анализируются материалы, специально подобранные по данной теме учащимися,- репродукции, фотографии, открытки, наброски и этюды, выполненные с натуры. (Такие задания даются школьникам предварительно в конце предыдущего урока изобразительного искусства: сообщается тема следующего урока, дается задание, что учащиеся должны нарисовать, какой материал подобрать.)

На классной доске учитель показывает два-три варианта композиционного решения темы и после объяснения стирает их с доски. Одновременно демонстрируются лучшие рисунки школьников из методического фонда школы, репродукции картин известных художников.

Любой тематический рисунок следует выполнять в определенной последовательности. Примерными этапами работы над тематической композицией могут быть следующие:

1. Выбор конкретного сюжета по заданной теме.

2. Предварительные наблюдения по теме (если это возможно).

3. Оформление зрительного представления о сюжете темы в первом, рабочем (небольшого размера, в одну четвертую часть обычного альбомного листа бумаги) эскизе.

4. Сбор материала для тематического рисунка (наброски и зарисовки, выполняемые как в школе, так и вне ее, если это возможно).

5. Выполнение линейного рисунка.

6. Завершение тематического рисунка в цвете (акварелью или гуашью).

Предложенная схема последовательности выполнения тематического рисунка является примерной и в зависимости от специфики содержания конкретной темы, уровня подготовки школьников, развития их изобразительных способностей может быть изменена. Это может выражаться как в расширении работы по отдельным предварительным этапам выполнения тематической композиции, так и в изменении последовательности этапов работы над рисунком.

Обычно на выполнение тематического задания отводится 2–3 урока. На первом школьники выбирают конкретный сюжет по заданной теме, выполняют рабочий эскиз и линейное построение рисунка темы, делают наброски с натуры. На втором (и третьем) уроке работа над композицией заканчивается красками.

Во время самостоятельной работы учащихся преподаватель следит за тем, чтобы соблюдалось последовательное выполнение тематического рисунка. Педагог должен строго следить за тем, чтобы каждый школьник переходил к следующему этапу только после того, как учитель посмотрит его рисунок и, убедившись в завершении работы предыдущего этапа, разрешит перейти к новому.

Во время объяснения учебного задания и самостоятельной работы учащихся преподаватель демонстрирует различные наглядные пособия. Особый эффект дают кинофрагменты и диафильмы.

В конце каждого урока обязательно проводится подведение итогов и анализ нескольких рисунков учеников. Иногда после завершения тематического задания рекомендуется проводить коллективные анализы рисунков учащихся. В этом случае сравнение рисунков одних учащихся с рисунками других должно проводиться с исключительным тактом и педагогической осторожностью, чтобы поддержать веру школьников в свои силы, в свои возможности и способности и, наоборот, развить интерес ребенка к рисованию [12, 157].

Уроки декоративного рисования

Уроки декоративного рисования служат для пробуждения творческих сил и самостоятельности учащихся, привлечениях их к общественно-полезной работе.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить учащихся с принципами ДПИ. Декоративное оформление объекта совершается на основании определённых правил и законов, соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания красок.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с основами художественного конструирования.

Декоративное рисование тесно связано с рисованием с натуры, со стилизацией природных форм. Большое воспитательное значение имеет работа по образцам народного ДПИ. Декоративное рисование развивает эстетический вкус детей, знакомит их с ролью ДПИ в жизни, быту.

Необходимо следить за аккуратностью рисунка. Порядок выполнения декоративного рисунка (начиная с проведения полосы или круга, определяющих композиционное расположение декоративного украшения), строгое распределение отдельных элементов требуют исключительно аккуратного проведения каждой линии, нанесение каждого мазка. Надо сделать за тем, чтобы учащихся при рисовании орнаментов не мельчили отдельные элементы [28, 97].

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек вышивке и т.д.

По разделу «Декоративная работа» учащиеся V–IX классов продолжают знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. Новые области народного творчества раскрывают перед учащимися разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Они видят подлинно поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигают звонкость и сил цвета через декоративную содержательность искусства.

В содержание раздела включается ознакомление с примерами различной символики.

Учащиеся учатся самостоятельно выполнять эскизы оформления различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Практическая направленность данного раздела программы подчеркивается тем, что эскизы используются в изделиях, которые выполняются по ним. Связь уроков декоративной работы с уроками труда продолжает укрепляться.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, линогравюра, аппликация и т.д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями и самостоятельный выбор их школьниками содействует развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности, самовыражению ребят [26, 216].

Примерная схема и содержание урока

1. Предварительный сбор материала (листья деревьев, репродукции, фотографии) по заданию учителя.

2. Предварительное изучение объектов, форма которых должна быть декоративно переработана в рисунок.

3. Выполнение нескольких вариантов декоративной переработки различных элементов орнамента.

4. Выполнение схематичного, рабочего эскиза декоративного рисунка в четверть альбомного листа.

5. Линейное построение рисунка на основе рабочего эскиза и предварительных набросков и зарисовок.

6. завершение работы над рисунком в цвете. [12, 176]

Лепка – это процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластического материала способом прибавления к первоначально взятому объему небольших кусочков пластического материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания. Физические усилия в наращивании объема, стремление придать ему характерную форму, выявить характерные особенности и пропорции способствуют развитию мускулатуры кистей рук глазомера, согласованности движений обеих рук, воспитания привычки последовательного выполнения работы, накоплению знаний о свойствах материалов и приемах передачи объемной формы [9, 181]. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела в начальных классах является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека. Материалы и принадлежности: глина, пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка, блюдце с водой. Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание. Способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный.

Аппликация – это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.п.

В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ.

Большую рель в выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, в формировании интереса к изобразительной деятельности играет подбор моделей, тематики композиций и заданий, широко отражающих различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт и т.п.)

В содержании занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирования литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми. Тематическое рисование дает уч-ся возможность приобрести умения передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, то есть учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.

Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих зависит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень активно. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений. Показать примеры из творчества выдающихся художников.

Изображения сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры. В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на предприятия, стройки и колхозные поля. В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности о пропорциональных соотношениях между частями человеческого тела, дает схемы движения человеческий фигуры и т.д. Для обогащения зрительных представлений уч-ся предлагаются задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры – это подсобный материал для композиции. Тематическое рисование имеет известное значение и для преподавателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным миром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика. Проследить, как развиваются его способности образного представления и воображения.

Обращения к правилам и законам композиции заставляет и преподавателя на уроках тематического рисования активно строить учебно-воспитательный процесс, а не просто предоставлять ученикам возможность заниматься детской самостоятельностью. Школьная практика показывает, что нередко учителя рисования пускают на самотек и уроки по сочинению тематических картин: дают только тему для композиции, а дети решают ее «кто во что горазд». Конечно, педагогу легко вдохновить детей на тематическое рисование, особенно в начальных классах. Стоит только спросить их, что они видели летом, как у них моментально возникают яркие воспоминания о лесе, купанье, ловле рыбы, и другие красочные картины. Этого оказывается достаточно не только для того чтобы вдохновить детей на работу, но и для того, чтобы оставить их без руководства, а учителю стать пассивным наблюдателем. Работа над тематической композицией начинается с поисков сюжета, и задача учителя – помочь детям выбрать такой сюжет для композиции, который был бы доступен уч-ся данного возраста и увлекателен для них. Успешному решению поставленной задачи, прежде всего, помогает использование прошлых длительных впечатлений детей, их представлений об окружающей действительности. Развивая творческое воображение на уроках тематического рисования учителю надо постоянно активизировать мыслительную деятельность уч-ся, помогать им в работе, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке. Здесь же учитель объясняет, что композиция картины помогает художнику не только яснее раскрыть сюжет, но и выразить свое отношение к данному событию или явлению. Прежде чем уч-ся приступят к составлению эскиза композиции, их надо предупредить. Что обилие изобразительных объектов не всегда помогает раскрыть содержание темы. Излишек объектов часто мешает отображению идейного содержания.

Обучение самой композиции должно начинаться с раскрытия основных ее правил и законов. Старая Академия художеств обучала своих воспитанников правилам и законам композиции и сегодня художники-педагоги, уважающие традиции реалистического искусства стараются их восстановить. Так, например, указывает 10 правил композиции, Лаптев – 5 правил. В связи с затронутым вопросом рассмотрим ряд законов композиции с которыми часто приходится встречаться в тематических картинах: симметрия и асимметрия, равновесие и ритм, статика и динамика, подчинение второстепенного главному, выделение зрительного центра и выявление главного в композиции картины. Закон симметрии в композиции требует точного соответствия правой и левой частей композиции, как бы зеркального взаимного отражения левой и правой частей картины. Примером такого композиционного решения может служить фресковая роспись стены «Гадалка», «Сикстинская Мадонна». Асимметрия требует нарушения равновесия в композиционном размещении объектов изображения. Нарушение симметричного равновесия в композиции рождает динамику, вносит в картину элемент беспокойства (К. Кольвиц «Прорыв»).

Равновесие требует композиционной устойчивости картины. Здесь уже не требуется точного зеркального соответствия правой и левой частей картины, однако композиционное равновесие должно быть. Это равновесие может выражаться в таком расположении объектов изображения, когда, например, одна половина картины заполнена фигурами людей, а другая – домами или деревьями; в распределении цветовых и тоновых отношений – когда на первой половине картины верх решен в светлом тоне, низ в темных тонах, а на другой половине, наоборот, верх – в темных тонах, а низ – в светлых (К. Брюллов «Последний день Помпеи»).Ритм в композиции создается чередованием одного и того же предмета изображения или одного и того же движения фигуры. Закон ритма помогает художнику передать стройность и непрерывность движения (В.Гог «Прогулка заключенных»). Закон статики требует ровных, спокойных движений линий и масс, четких членений композиции по вертикалям и горизонталям (Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»). Закон динамики, наоборот, требует резкой смены в направлении движения масс, расположения фигур в картине по диагоналям, спиралям, зигзагообразного движения (В. Суриков «Боярыня Морозова»).

Закон подчинения второстепенного главному требует от художника такого расположения предметов в картине, чтобы один предмет привлекал к себе внимание через другие, чтобы все предметы были обращены к главному. Примером такого решения композиции может служить картина В. Серова «Ленин провозглашает Советскую власть». Закон выделения зрительного центра, то есть выделения главного необычным композиционным размещением его, требует от художника такого решения, чтобы зритель не видел в этом нарочитости. Например, в картине А. Саврасова «Грачи прилетели» – выделена центральная ось композиции. По законам перспективы зрительный центр в картине должен бы находится на линии горизонта, в точке пересечения центральной вертикали с линией горизонта. Однако художник переносит зрительный центр выше, туда, где изображены грачи. Конечно, дети не будут решать эти задачи в такой сложной форме. Каждому возрасту необходим свой объем знаний и навыков, своя методика изложения учебного материала. Но с основными законами композиции дети должны познакомиться в школе.

Содержание рисования на темы.

В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми.

Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства. То есть учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.

Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках – композициях дети непосредственно выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зависит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень активно.

Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников. Изображение сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры. В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на фабрики и предприятия, на стройки и колхозные поля.

В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности, о пропорциональных соотношениях между частями человеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры и т.д.

Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагаются задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры – это подсобный материал для композиции. Тематическое рисование имеет известное значение и для преподавателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным миром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика, проследить, как развиваются его способности образного представления и воображения..

Методика преподавания изобразительного искусства в 1–4 классах

Обязательный минимум содержания художественного образования в школе содержится в Базисном учебном плане и включает в себя: «Требования к уровню подготовки выпускников» и «Обязательный минимум содержания образования». Различные вариативные программы строятся в соответствии с ними.

Изобразительное искусство. Начальная школа

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение искусства должно предоставить учащимся возможность:

– развить эмоциональную отзывчивость на искусство, отношение к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;

– развить образное мышление, способность различать виды и особенности художественных произведений, получить представление о жанрах и формах искусства, его выразительных средствах;

– познакомиться с выдающимися произведениями отечественного и зарубежного искусства;

– участвовать в коллективной и самостоятельной творческой деятельности

Обязательный минимум содержания образования

Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Архитектура. Знакомство с картинами разных жанров. Шедевры выдающихся русских и зарубежных художников. Художественные промыслы. Художественные музеи и выставки. Художник и зритель.

Рисунок, цвет, композиция – выразительные средства изобразительного искусства. Художественные материалы, инструменты, техники.

Художественная деятельность. Рисование с натуры, по памяти и по представлению; лепка, конструирование, аппликация.

Объем знаний и умений, планируемый в 1 – 4 классах. В результате освоения обязательного минимума по изобразительному искусству в начальной школе учащиеся будут иметь представления:

– об изобразительном искусстве, народном и декоративно-прикладном искусстве, дизайне как о виде искусства, об их роли в жизни человека;

– об основных понятиях изобразительной грамоты;

– о взаимосвязи видов искусства;

– о наиболее значимых музеях искусств России.

Дети научатся различать (узнавать) произведения национального искусства и иных культурных регионов, традиционных художественных народных промыслов России;

– передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами. При выполнении учебных и творческих работ школьники начальных классов смогут использовать:

– образный язык пластических искусств; знания по основам цветоведения (три основных цвета, черный, белый, цветовые оттенки, теплые и холодные цвета, цветовой контраст и нюанс); по основам изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении); по основам изображения лица и фигуры человека (пропорции частей, передача эмоций, движения). Ученики освоят основные средства художественной выразительности образа: ритм, силуэт, цвет, композицию.

На уроках изобразительного искусства дети приобретут опыт:

– работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой при выполнении графических, живописных работ, а также заданий по лепке и конструированию;

– работы с такими художественными материалами, как: гуашь, акварель с белилами, пастель (мелки), уголь, карандаш, кисть, аппликация (вырезанная и рваная), пластилин (глина), бумага (для моделирования), картон» (для гравюры) и др.;

– коллективной творческой работы.

Обучение изобразительному искусству позволяет применять творческий опыт в практической работе по оформлению класса, школы, при создании изделий декоративно-прикладного искусства из доступных материалов.

Необходимые учащимся сведения по рисунку, живописи, композиции, система их теоретического изучения и практического освоения представлены в разработанных Н.М.Сокольниковой программах, тетрадях по «Изобразительному искусству» в 3-х частях для I класса, в учебнике по «Изобразительному искусству» для V–VIII классов в 4-х частях и других учебных пособиях.

Тетради творческих заданий по «Изобразительному искусству» для 1 класса из серии «Волшебный мир» могут быть использованы в процессе обучения по любой из действующих программ, а также по авторским программам, так как этот учебный материал раскрывает особенности языка изобразительного искусства с учетом возрастных возможностей детей и соответствует государственному образовательному стандарту.

Комплект тетрадей включает веселые стихотворения, занимательные практические задания и угадайки, что позволяет создать у детей определенный эмоциональный настрой и желание выполнить работу [31, с. 317].

Роль и значение упражнений.

Способам рисования детей надо учить. С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно держать карандаш, кисть, мелок, правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей технике рисования, лепки, аппликации. Техника рисования включает технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши) в соответствии с их свойствами, изобразительными и выразительными возможностями. Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для развития изобразительной деятельности ребенка, но и для его психического развития. Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения и осознании мышечного ощущения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия, образуется, условно говоря, мышечная память движения, накапливается двигательный опыт. В связи с этим первый момент показа действия педагогом очень важен, так как он кладет начало изображению. Овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него разнообразных изобразительных задач. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Детям надо овладеть формообразующими движениями, когда ребенок, овладевая способом изображения одного предмета, одновременно будет усваивать способ изображения любого сходного по форме предмета, то есть обобщенный способ действия. Рисовальные движения, как и любые другие движения человеческой руки, характеризуются рядом качеств, которые оказывают влияние на создаваемое изображение: скорость (быстрота прохождения траекторий); сила; темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями); ритм (временной, пространственный, силовой); координированность; точность и меткость; пластичность и ловкость. [10, 82] Упражнения могут проводиться по усмотрению учителя в любое время урока в зависимости от цели этих упражнений. В начале урока они проводятся с целью предварительной тренировки технических навыков перед длительной работой, в акцентировании внимания на восприятии натуры. В середине урока их проводят при необходимости помочь учащимся уточнить особенности натуры, ее цвета, расположения в пространстве, когда возникает потребность в тренировке неусвоенной части урока. В конце урока их проводят для закрепления пройденного.[4, 71]. Примеры: упражнение кистью на цветном фоне белилами в виде симметричного декоративного мотива по мотивам вологодских кружев и тамбурной вышивки. Отработка движений концом кисти – рисунок проросшей луковицы, корешков и листьев; передать объемность предмета путем работы акварелью по сырой бумаге; рисунок акварелью клетчатой ткани, гладкой, пушистой, прозрачной; дать пробу оттенков цвета, которые видят в натуре.

Особенности приемов и методов обучения изобразительному искусству в младших классах. Как известно, в младшем школьном возрасте ведущая деятельность – учение, соединяемое с игрой и трудом, приносит успех. Младшего школьника интересует уже не только сам процесс деятельности, что характерно для дошкольника, но и ее результат. Однако овладение новыми формами деятельности требует больших усилий. У самых маленьких детей восприятие изображений еще крайне несовершенно. Как показывают специальные исследования, они не ориентируются в пространственных соотношениях нарисованных предметов, не умеют «читать» перспективу, затрудняются в узнавании вещей при изменении ракурса, не всегда схватывают изображенное на рисунке движение. Даже 7-8-летние дети могут ошибаться в масштабе изображений, при восприятии перспективных рисунков, особенно схематических. В младшем школьном возрасте новые теоретические понятия лучше усваиваются, если они представлены наглядно: при сопоставлении предметов с их изображениями образ одного из них позволяет увидеть особенности другого. Процесс восприятия может иметь различный характер: «от выделенного признака к изучаемому объекту или, наоборот, от изучаемого объекта к отдельно выделенному его признаку или, наконец, от одного объекта или признака к другому».

Такую работу можно проводить с помощью последовательно задаваемых вопросов о различных элементах воспринимаемого предмета или изображения с последующим связным описанием его характерных черт. Потом можно использовать составленный учителем план-вопросник, например, при описании картинок.

Дети смогут сами составлять предварительный план наблюдений. Он будет складываться у них уже под влиянием самого объекта – непосредственно в процессе его рассматривания, а в дальнейшем только в уме.

Исследования Л.С.Выготского и его учеников показывают, что в младшем школьном возрасте все психические процессы и функции начинают приобретать внешне опосредованный характер. Для того чтобы владеть этими процессами, сознательно управлять ими, ребенку еще нужны некоторые внешние средства. Поэтому младшие школьники способны более последовательно и целенаправленно мыслить, рассуждая вслух. Речь и является здесь тем внешним средством, которое организует мышление. Это доказывает важность такого метода как словесное рисование при обучении детей младшего школьного возраста изобразительному искусству.

Как известно, младшие школьники в процессе рисования часто общаются с увлекающими их образами, рассказывают о них. Но эта активность еще не регулируется в достаточной мере определенным замыслом, замысел еще неустойчив и часто изменяется в процессе рисования.

Процесс изображения у младшего школьника можно охарактеризовать следующим образом: ребенок сразу приступает к работе, может продолжительное время трудиться, не отрываясь от рисунка, редко его исправляет, лишь иногда вносит дополнения, обычно проявляет эмоциональность, интенсивность в работе. Исчерпав свои возможности, он решительно бросает рисовать. По своей инициативе обычно не возвращается к прерванному занятию.

В младшем школьном возрасте большое значение имеет способность ребенка к подражанию. Важно то, что ребенок использует в рисунке, кроме наблюдений за окружающей действительностью, средства художественной выразительности, которые он изучил, рассматривая иллюстрации и картины художников.

От класса к классу, наряду с усложнением изображения, меняются и эстетические требования ребенка к своему рисунку. Он все больше стремится к правдоподобности изображения, а значит, к передаче объема, перспективы, конструктивных особенностей предмета и т. п. Однако передача пространства в рисунке для младшего школьника представляет достаточную сложность, так как перспективные сокращения предметов неузнаваемо меняют знакомые детям формы. Но примерно к III-IV классу ребенок способен сознательно усваивать наглядную перспективу и пространственные отношения предметов на плоскости листа. Дети уже могут выполнить эскизы композиций, что помогает добиться наилучшего воплощения замысла.

Активное отношение младших школьников к характеристике предмета позволяет достигнуть большой образности изображения. Как известно, средства графической выразительности рисунка – это, в основном, контур, цвет, пятно, раскрашенный силуэт. Ребенок старается нарисовать предмет, выявляя его характерные особенности формы и строения. Поэтому он стремится расположить предметы в фас или профиль.

В начальной школе освоение каждого вида художественной деятельности (изобразительной, декоративной и дизайнерской) заключаются в следующем: учащихся знакомят с разнообразными материалами и техниками, а затем через систему творческих заданий у детей формируется умение самостоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или технику для воплощения замысла. Ребенок, создавая художественно-творческую работу, выбирает сюжет, решает композиционные и другие изобразительные задачи, добивается образной выразительности работы [31, с. 318].

Основные этапы учебной деятельности и методические приемы работы с детьми. Как правило, учащимся надо выполнить графические, живописные, скульптурные, декоративные и дизайнерские работы за один-два урока.

Детям рекомендуется рисовать на разных форматах листа белой или цветной бумаги, в зависимости от учебной задачи урока. Учащиеся должны усвоить выразительные возможности различных форматов (вытянутый по вертикали, прямоугольный, квадратный, вытянутый по горизонтали, крупный и др.).

Обычно урок начинается с беседы, эмоционально настраивающей учащихся на работу. Она помогает восстановить в памяти учащихся или сформировать у них представления об объектах, которые необходимо будет рисовать.

В зависимости от темы и задач урока учащиеся или вместе с учителем в I-II классах, или самостоятельно в III-IV классах выбирают сюжеты, героев своих работ.

Важно, чтобы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. Для этого учитель задает им ряд проблемных вопросов, использует метод словесного рисования, дает несколько минут на обдумывание композиции, знакомит с необходимым иллюстративным и натурным материалом.

После такой подготовки учащимся разрешают приступить к выполнению рисунка без предварительного эскиза, поскольку мелкие изображения в эскизах младшим школьникам плохо удаются. Им трудно перенести композицию на большой лист, соблюдая найденные пропорции и размеры. Но некоторые ученики I-III классов успешно справляются с этой задачей. Им можно рекомендовать поиск композиции в эскизе. Начиная с IV класса это задание обязательно для всех.

Следующий этап работы над рисунком – выполнение композиции в карандаше. Но если на работу отводится один урок, ее можно выполнить без предварительного рисунка карандашом сразу в цвете. В этом случае рекомендуется использовать тонированный фон, гуашевые краски, мелки.

Некоторые ученики уже на первом уроке по теме начинают работу в цвете. Одни успевают затонировать общий фон неба, земли, леса, а другие раскрашивают персонажи без прорисовки деталей. Считаем оба подхода верными. В связи с выполнением композиции детям следует предоставить возможность сделать наброски и зарисовки с натуры, наблюдать явления природы, изучать исторический или искусствоведческий материал, необходимый для конкретизации образов, обстановки.

В начале второго урока, обычно, проводится небольшая беседа о выразительных возможностях разнообразных цветовых решений с использованием наглядно-методических средств. Затем дети могут выполнить упражнение из серии «Веселые краски» с целью освоения основ цветоведения и различных живописных техник. После этого ученики уточняют свои рисунки, используя собранный натуральный материал, прорисовывают детали, завершают работу в цветном или черно-белом варианте.

На первом и втором уроках во время ознакомления с произведениями искусства, самостоятельной работы может звучать музыка, рекомендованная к теме. В процессе самостоятельного рисования на уроке учитель оказывает индивидуальную помощь. В конце урока в самой разнообразной форме дети анализируют и оценивают выполненные работы, а учитель делает обобщающие выводы [31, с. 320].

Первичные навыки художественной работы в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре. Изучение изобразительной грамоты в I-IV классах является азбукой художественного творчества. В то же время живопись, графика, декоративная и дизайнерская работа рассматриваются как чувственное и эмоциональное самовыражение. Овладение средствами изобразительной грамоты помогает раскрыть отношение художника к объекту изображения. Обучение основам рисунка осуществляется на теоретических и практических занятиях в процессе классной и домашней работы в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Оно строится на основе изучения натуры, и включает обязательное систематическое выполнение специальных упражнений и длительных заданий. Наблюдая окружающую действительность, выполняя наброски и зарисовки с натуры, учащиеся овладевают как основами реалистического изображения, так и способами обобщения и стилизации природных форм. Эти знания и умения затем используются в процессе рисования по памяти и воображению, в творческих композициях. Учащимся могут быть предложены и такие задания: передать характер линии, различный ритм фигур, соотношение их на плоскости в абстрактной композиции.

Учебная практика показала, что в общеобразовательной школе для выполнения заданий по рисунку используют графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, цветные мелки, а также уголь, сангину, пастель.

Задания по рисованию пейзажа, портрета, натюрморта и сюжетной композиции можно выполнять рисовальным углем, обладающим большими выразительными возможностями. Для выполнения набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративного оформления рекомендуется применять фломастеры различных цветов и размеров. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна.

В одном рисунке можно сочетать разнообразные художественные материалы. Выполнение рисунков, как правило, следует от общего к частному, с тем, чтобы в конце опять вернуться к общему. Сначала продумывается композиционное решение рисунка, объекты размещают на листе выбранного формата, рисуют их общую форму, следят за соблюдением пропорциональных отношений, работают над деталями. Затем переходят к светотеневой моделировке формы, добиваются цельности рисунка.

Поскольку в основе всех сложных форм лежат простые геометрические тела, в процесс обучения рисунку обязательно включаются задания по их рисованию. Умение рисовать куб, цилиндр, сферу, пирамиду и конус помогает передать в творческих работах все разнообразие мира. В начальных классах эти задания обычно обыгрываются, подаются в образной форме. Например, рисование разноцветных детских кубиков, мячиков и других игрушек. Обычно обучение рисунку включает изображение отдельных предметов быта, игрушек, натюрмортов из двух-трех предметов. Детей обучают измерять и сравнивать расстояния, определять пропорции модели, передавать объем с помощью света и тени, учитывать особенности построения предметов в перспективе. Рисунок часто является первым этапом построения композиции.

Основа активного подхода к рисунку многих объектов природы, фигуры человека или животного – построение «по движению». Определяют ярко выраженное движение главных форм и динамику внутри формы. Рассмотрим некоторые особенности обучения школьников живописи. Теоретические основы обучения включают знания по цветоведению, то есть о спектре, цветовом круге, об основных, составных и дополнительных цветах, о хроматической и ахроматической цветовой гамме, о теплых и холодных цветах, о колорите, об основных характеристиках цвета (цветовой тон, насыщенность и светлота). Изучаются и такие характеристики цвета, как светлотный и цветовой контрасты, локальный цвет предметов и некоторые пространственные свойства цвета.

Занятия живописью развивают чувства цвета. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета – все это обязательно входит в обучение живописи. Младшие школьники узнают, что цвет – это не краска из баночки, цвет предмета должен быть найден на палитре. Цветовое решение всей композиции может строиться в теплом или холодном колорите, на сочетании нежных или ярких цветов, с преобладанием цветовых контрастов или нюансов. Для достижения цветовой цельности композиции полезно предложить учащимся поработать двумя или тремя цветами. Это поможет им избежать пестроты и дробности в работе.

Характер темы определяет цветовое решение композиции – многоцветное или лаконичное. В композиции одним только цветом можно передать ощущение радости и тревоги, покоя и беспокойства, праздника и бури. Колористическое решение темы создает то или иное звучание образа.

Существует много способов нанесения красок на плоскость. Учащиеся начальных классов осваивают следующие приемы: лессировка (нанесение тонких прозрачных слоев краски поверх высохшего красочного слоя), алла-прима (достижение нужного цветового решения сразу за одно покрытие), раздельные мазки.

Для обучения основам живописи в общеобразовательных учреждениях рекомендуется использовать гуашь и акварель, а в лицейских классах и классах с углубленным изучением искусства можно использовать темперу и масляные краски.

Художественное творчество учащихся, создание композиции графическими или живописными средствами, невозможно без развития наблюдательности и восприятия. Рекомендуется обращать внимание детей на интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния в окружающей жизни. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.

Основы композиционного размещения объектов на плоскости учащиеся могут освоить в процессе создания творческих работ не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и необычным способом – соединением таких нетрадиционных материалов, как скрепки, пуговицы, цепочки, булавки, ленточки, веревки, монеты, значки, оловянные солдатики, колесики и т. п., а также используя всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, цветочки, водоросли, рыбки, морские звезды, камешки, песок и т. п.); все это может вдохновить учащихся для создания интересных картин.

В конце урока желательно организовать выставку рисунков. Оценивать работы в начальной школе можно с использованием разнообразных игровых приемов, введением призов, приглашением сказочных героев. Следует поощрять оценочные высказывания детей [31, с. 322].

Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству Овладение искусством художественной обработки ткани, природных и других материалов предполагает использование в процессе обучения традиций этнопедагогики. Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, школьники осваивают выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий народных мастеров. Освоение всей совокупности знаний о народном искусстве, умений и навыков происходит с раннего детства, в окружении предметов народного творчества бытового назначения.

Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения народного и декоративно-прикладного искусства также способствует развитию их художественного творчества. Методика формирования художественного опыта основана на творческих принципах самого искусства.

Учебные задания включают работы по проектированию художественной среды с использованием элементов дизайна, с опорой на стилистические особенности в произведениях художников декоративно-прикладного искусства.

Ознакомление с творчеством народных мастеров и творчеством художников в сфере художественной промышленности открывает перед учениками огромный мир материальной и духовной культуры человечества.

Начиная с I класса, учащиеся постепенно знакомятся с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный – полоса, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с основными видами орнамента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморфный – изображение зверей и птиц, антропоморфный – изображение человека). Эти качества орнаментального строя рассматриваются как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Дети учатся понимать «язык» орнамента разных центров народного творчества (школ народного мастерства).

Обучение народному и декоративно-прикладному искусству предусматривает смену разных видов художественной деятельности учащихся I–IV классов, чтобы ознакомить их с эстетическими качествами доступных материалов [31, с. 324].


Методика обучения дизайну в начальной школе

Теоретические основы развития художественно-творческой активности школьников в процессе их дизайнерской деятельности составляют три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: дизайнерский – система знаний по дизайну как отрасли человеческой деятельности и ее результатах; психологический – особенности дизайнерского мышления; методико-педагогический – пути, формы, методы и приемы обучения умениям и навыкам дизайнерской деятельности и формирования на этой основе дизайнерского мышления.

Для элементарной дизайнерской деятельности необходимо формировать дизайнерское мышление через специальную целенаправленную деятельность детей под руководством педагога: постановка задач, сообщения, методы, приемы, способы реализации задач по созданию отдельных предметов и гармонически целесообразной среды. Элементарное дизайнерское мышление на начальном этапе развития включает все основные черты, присущие мышлению профессионала. Так системное владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности; наличие вариативности, гибкости, конструктивности, как возможность принимать не один усвоенный вариант; понимание эстетической целесообразности пока будет ограничиваться оценивающей (в основном критической) функцией.

При освоении дизайна в школе основное внимание обращается на изучение правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формообразования, моделирования, макетирования и комплексного проектирования. Упражнения с двухмерным и трехмерным пространством закрепляют знание категорий композиции, а главное, развивают ощущение ритма, глубины пространства, движения и др.

Основы курса «Дизайн» включают разделы «Пропедевтика» и «Моделирование», которые учат школьников определять структурные качества различных объектов, познавать закономерности создания знаков и простых геометрических структур, а также обучают видению этих форм в природной и предметной среде.

В начальной школе методика обучения дизайну направлена на овладение подсознательным ощущением формы, как одним из важнейших компонентов проектного мышления. На уроках рекомендуется чаще использовать сюжетную игру, которая помогает снять избыточную информационную нагрузку. Через игру ребенок более эмоционально и естественно решает учебную задачу, вначале он интуитивно продвигается к осознанию понятий проектно-художественного образа, а затем пытается самостоятельно или коллективно сформулировать его визуальные, пластические, наконец, конструктивные черты применительно к объектам живой и искусственной среды. Далее, трансформировав в своем воображении увиденные и изученные объекты, школьник находит черты сходства и единые принципы организации и строения этих объектов. Затем в различных визуальных формах реализует свои идеи.

В начальной школе своеобразие методического подхода к обучению дизайну в определенной мере раскрывается через систему упражнений и заданий, главная особенность которых – эксперимент с формой и материалом, знакомство с элементами цветоведения и композиции, моделирование изделий предметной среды на основе единства функции и формы, общих закономерностей формообразования [31, с. 325].

Принципы планирования уроков в начальных классах

Студент должен знать:

– особенности восприятия детей младшего школьного возраста;

– особенности приемов и методов обучения изобразительному искусству в младших классах;

– уметь: формировать первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладное и народные формы искусства;

– составлять конспект урока изобразительного искусства каждому виду деятельности.

Специфические черты технологии обучения.

Разработка диагностично поставленных целей обучения, т.е. определять цели через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может измерить и оценить. В диагностично поставленных целях описываются действия ученика в терминах: знает, понимает, применяет и др. как конечный результат.

Ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей. Материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению, затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка – текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка – обучение. Текущие оценки выставляются по типу «усвоил – не усвоил». Итоговые результаты разъясняются каждому ученику.

Оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов (тесты, стандартные задания для каждого уровня обучения.)

Воспроизводимость обучающих процедур. Цикл обучения: установление цели обучения, обучение, совокупность учебных процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и поставка новых целей.

В подготовку учителя обязательно входит обучение написанию конспектов уроков. В разных учебных заведениях практикуют различные подходы к этому виду деятельности, однако есть обязательные моменты для всех. Как правило, надо называть класс, тему урока, цель, задачи, оборудование (для учителя и для учащихся), написать план урока с распределением времени по минутам и ход урока с указанием содержания бесед, используемых материалов, методических рекомендаций для каждого этапа урока. Желательно также составлять план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эскизы наглядных пособий. Обычно начинающих педагогов затрудняет формулировка целей и задач урока. Цель, как правило, содержит общие развивающие, воспитательные и обучающие моменты, а задачи показывают, что нужно для этого сделать. Важно отметить, что при подведении итогов урока, оценке работ учащихся, прежде всего, нужно обращать внимание на выполнение поставленных целей [15, с. 12].

Процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие – в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности, называется целвосуществлением. Процесс целеосуществления складывается из предварительной подготовки учителя к уроку и проведения урока.

Опосредованная подготовка учителя идет непрерывно. Она связана с постоянным накоплением знаний, впечатлений, опыта, развитием способностей и личностных качеств учителя, изучением базовых предметных основ изобразительного искусства и смежных с ним областей знаний, словом, она связана с понятием общей культуры, которая является основой педагогической культуры и педагогического мастерства. Непосредственная подготовка связана с изучением программ по изобразительному искусству, учебников, пособий, научной и методической литературы, передового педагогического опыта.

Анализ программ и пояснительных записок к ним позволит выделить концептуальные цели и задачи программ, принципы и методы осуществления, особенности содержания, ознакомиться с требованиями к уровню знаний и умений учащихся, которыми они должны овладеть в результате – освоения годичного программного материала, определить систему понятий, которые ученик должен усвоить в течение учебного года.

Непосредственная подготовка проходит обычно в летние каникулы, а итогом ее должен стать календарный


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: