ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте. Методы преподавания в Древней Греции и Древнем Риме. Рисование в средние века.
3. Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования. Академическая система художественного образования в 16–19 веках.
4. Рисование в России XVIII века. Рисование как общеобразовательный предмет в общеобразовательных учебных заведениях в 17–18 веках.
5. Художественное образование в 19 веке. Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России 19 века. Рисование как общеобразовательный предмет на рубеже 19-20 веков.
6. Исследования ученых конца 19-начала 20 века изобразительного творчества детей. Преподавание рисования в общеобразовательных учебных заведениях России с конца 19 века до революции 1917 года. Педагогическая система Д.Н. Кардовского.
|
|
7. Советский период художественного образования. Художественное образование в первое десятилетие советской власти. Состояние преподавания рисования – изобразительного искусства в советской школе 20-х–30-х годов.
8. Становление системы высшего художественно-графического образования. Состояние преподавания рисования – изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времени. Современные традиции развития художественного образования. Традиции русской художественной школы в теории и практике преподавания художественных дисциплин и в новых концепциях Н.Н. Ростовцева и В.С. Кузина. Педагогические направления в преподавании изобразительного искусства В.М. Неменского.
9. Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей. Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах XX века.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ
10. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе.
11. Методика проведения занятий по изобразительному искусству в школе. Специфика уроков рисования с натуры, тематического рисования, декоративного рисования и урока-беседы по изобразительному искусству. Логика изложения изучаемого материала.
12. Формы учёта успеваемости и критерии оценки знаний и умений школьников в области изобразительного искусства.
13. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству. Урок как основная форма организации учебной работы в школе.
|
|
14. Кабинет изобразительного искусства в школе, его оборудование, оформление и материально-учебная база. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников. Методика изготовления наглядных пособий.
15. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях. Учебно-воспитательные задачи урока.
16. Сравнительный анализ учебных программ: традиционная (Кузин В.С., Ростовцев Н.Н.), экспериментальная (Неменский Б.М.), типовая (Юсов Б.П.). Анализ учебников и учебных пособий.
17. Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства. Составление конспектов и анализ уроков различных типов, логико-дидактический анализ темы. Разработка тематического плана и системы заданий по теме. Анализ педагогического опыта работы по изобразительному искусству.
18. Специфические формы организации занятий изобразительным искусством. Виды и содержание внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству.
19. Игра на уроках изобразительного искусства, игровые приёмы, анализ детских работ в игровой форме.
20. Коллективное творчество детей и классификация коллективных работ по изобразительной деятельности.
Структура билета:
Теоретическая часть билета содержит вопросы по педагогике, психологии и методике обучения и воспитания (по профилю подготовки – Изобразительное искусство). Теоретические вопросы рассчитаны на понимание студентом концептуальных положений науки.
Особенности процедуры проведения
государственного экзамена:
На факультете используется следующая форма проведения государственного экзамена:
За 6 месяцев студенты получают программу государственного экзамена, в которой отражены вопросы по основным модулям.
На государственном экзамене студенты, взяв билет, самостоятельно готовятся, а затем в течение 45 минут устно излагают содержание билета, и 15 минут отвечают на вопросы членов ГЭК.
Такая форма государственного экзамена позволяет выпускнику проявить важные профессиональные умения:
– раскрыть логику выполненного мини-исследования, демонстрируя при этом высокую культуру монологической и диалогической речи;
– отобрать для устного выступления наглядные средства, позволяющие облегчить его восприятие и сократить время на изложение необходимого объема информации о результатах исследования;
– содержательно и аргументировано ответить на вопросы членов государственной комиссии.
Критерии оценивания:
При оценке ответов учитываются:
– глубина понимания вопроса (демонстрация системы знаний);
– полнота его освещения;
– демонстрация уровня предметно-методических и психолого-педагогических знаний, который соответствует такому этапу усвоения, как этап их применения в практике обучения младших школьников.
Уровень подготовки выпускников оценивается в баллах.
Отметка «отлично» ставится, если выпускник:
– умеет структурировать ответ на поставленный вопрос;
– способен актуализировать и применять нужные знания; найти источники интересующего материала и воспользоваться найденным материалом при ответе на вопрос билета;
– умеет выбирать и применять те языковые средства (в том числе и специальные), которые наилучшим образом отражают освещаемый аспект проблемы;
– умеет кратко изложить суть вопроса при готовности «развернуть» (пояснить, аргументировать, детализировать, конкретизировать, дополнить подробностями и т.п.) любую высказанную мысль, если этого потребуют экзаменаторы;
– владеет содержанием предметов, изучаемых в начальной школе;
|
|
– умеет решать любые учебные задачи, нашедшие отражение в любом из существующих учебников для начальной школы;
– ясно видит учебный и развивающий потенциал выделенного материала учебника;
– способен выполнить практическую разработку сценария урока (внеклассного занятия) или его фрагмента.
Отметка «хорошо» ставится, если выпускник:
– демонстрирует способности, названные выше, с некоторыми погрешностями;
– выполняет задание с незначительной помощью экзаменатора (напоминание, констатация ошибки с требованием исправить ее, задание дополнительных ориентиров и т.п.);
– в ответе отсутствует один или два элемента по причине нехватки соответствующего знания.
Отметка «удовлетворительно» ставится, если выпускник:
– обнаруживает при ответе значительные недостатки: неполное раскрытие содержания вопроса, ошибочные утверждения;
- выполняет действия при такой помощи экзаменатора, которая позволяет обнаружить более низкие уровни усвоения студентом учебного материала, т.е. уровни, соответствующие этапу узнавания или припоминания, понимания, воспроизведения.
Отметка «неудовлетворительно» ставится, если выпускник:
– не владеет знанием современных методических и психолого-педагогических подходов для раскрытия вопроса билета;
– не выполняет задание даже при такой помощи экзаменатора, которая позволяет обнаружить такой уровень усвоения учебного материала, как припоминание и понимание.