Педагогические технологии

Существуют различные трактовки понятия «педагогическая технология». Педагогическая технология – это: – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих выбор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств… Она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б. Т. Лихачев); «содержательная техника реализации учебного процесса» (В. П. Беспалько);

Технология (от греч. – мастерство, умение и …логия) – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения и технологии воспитания. Существуют «технология саморазвития» (М. Монтессори), «технологии развивающего обучения» (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин – В. В. Давыдов), «технология саморазвивающего обучения» (Г. К. Селевко) и еще множество других. Отличие педагогической технологии от методики преподавания в том, что понятие «методика» отражает процесс использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к осуществляющему их педагогу, а педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях.

В отличие от методики преподавания технология обучения предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих школьников. Это требует объективного контроля за качеством процесса обучения, направленного на развитие личности учащегося. Вывод: любая педагогическая задача может быть эффективно решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой педагогом.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т. е. является началом технологии.

Методика преподавания изобразительного искусства соединяет в себе общедидактические основы обучения и специфические основы, связанные с содержанием и методами освоения разных видов изобразительного искусства, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства. На занятиях изобразительным искусством учитель учит школьников рисовать с натуры, по памяти и представлению, на темы, учит выполнять иллюстрации и декоративные работы, у детей вырабатываются графические, живописные умения и навыки. К умениям и навыкам, формируемым на уроках изобразительного искусства, относятся так же умения определять элементы прекрасного в предметах и явлениях действительности и передавать в рисунках эмоционально-эстетическое отношение к ним.

В современных технологиях широко применяются конкретные методические приемы на уроках изобразительного искусства: сочетание восприятия и созидания; сравнение как основной путь активизации мышления; восприятие и запоминание имен и работ художников; сочетание восприятия изобразительного искусства с восприятием музыки и литературы; игровые формы деятельности; обсуждение собственных работ учащихся; демонстрация ученических работ; деление класса на подгруппы при выполнении заданий; коллективное творчество, домашнее задание – связь с окружающей действительностью на наблюдение.

Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.

Рисование дает учащимся не только основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Развитие творческой инициативы задача гармонического воспитания. Творческая инициатива будит мысль человека, делает его труд одухотворенным, увлекательным. Проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором находится ребенок в школе. Творчески активные учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать сомнения, не соглашаться с учителем, и как результат – они зачастую психологически отвергаются учениками и сверстниками.

Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой творчества. В развитии детского художественного творчества в том числе и изобразительного, нужно соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов.

Характер творчества детей обусловлен их психологическими и возрастными особенностями. В поведении ребят в самом раннем детстве во всей их духовной жизни преобладают непроизвольность и непосредственность. Внимание их неустойчиво, притягивается всем ярким и необычным. В процессе восприятия существенную роль играет воображение, а также впечатлительность, которая дает себя знать и в обостренной наблюдательности. Не случайно дети в своих рисунках охватывают наиболее характерные признаки среды, времени, места. В художественном восприятии они придают условных характер безусловному миру. Мир отображается без лишних подробностей, внимание фиксируется лишь на главном.

Эмоции проявляются открыто, рациональное начало их не сковывает, не ограничивает и не подавляет фантазии.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстрированного материала к изучаемым темам.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ



Перед экзаменом

· Сначала подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние веще, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

· Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

· Составьте план занятий. Для начала определите: кто Вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй для работы утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

· Начните с самого трудного, с того раздела, который, на Ваш взгляд, Вы знаете хуже всего. Но если Вам трудно начать работать, можно приступить с изучения того материала, который Вам понятен, постепенно войдете в рабочий ритм, и дело пойдет.

· Чередуйте занятия и отдых, скажем 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

· Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

· Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий, помогут уяснить материал.

· Готовясь к экзаменам, никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием, а напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа.

· Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: