Признаки авторской школы

Источники идей обновления школы и вуза

В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать:

• потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;

• воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения;

• достижения комплекса наук о человеке;

• передовой педагогический опыт;

• интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;

• опытно-экспериментальная работа;

• зарубежный опыт.

Способы введения новшеств в школу: развитие своего собственного опыта, заимствование кем-то созданного опыта, освоение научных разработок, путь проб и ошибок, эксперимент.

Инновации в высшей школе.

По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на: локальные, модульные, системные.

Университетское образование приобретает черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации. При этом в унивеситете не только сохраняется дух свободы научного творчества, но и содержательно обогащаются все учебные курсы. Создается поликультурная среда, предполагающая свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогощения его личности.

Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к категории саморазвивающихся образовательных систем.

Критерии оценки нововведений.

результативность → определенная устойчивость положительных ре-зультатов в деятельности педагогов,

новизна → определенная абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, отличающаяся степенью известности или областью

применения характеристика сущности инновации, оптимальность → соотнесение результата педагогической инновации с затратами сил и средств для его достижения

Содержание понятия «авторская школа»

Под авторской концепцией понимается теоретически разработанный, отличный от принятого способ осуществления образовательной и воспитательной деятельности, позволяющий получить более высокие по сравнению с массовой практикой результаты.

Авторская школа - это школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты (Цырлина Т.В.)

Признаки авторской школы

А.Адамский сформулировал единственный признак авторской школы - стремление к собственной неповторимости, желание обладать именем.

Директор известной авторской школы В.А. Караковский выделил в качестве ведущих признаков два: наличие собственной оригинальной программы действий и устойчивые положительные результаты [Караковский, 1993]. Оба аспекта не только присущи авторской школе, но и, несомненно, отличают ее от просто инновационной школы.

Анализ отечественной и западной литературы, посвященной авторским школам или смежным с ними понятиям и проблемам, позволил Т.В. Цырлиной выявить ряд наиболее существенных видовых признаков, наличие которых дает право называть школу авторской. Основными из выделенных признаков являются первых три:

· субъектная роль создателя, влияние личности которого сказывается на всем укладе школы и позволяет организовать детское учреждение, существенно отличающееся от массовой практики;

· четко разработанная и последовательно реализуемая оригинальная концепция, формирующая определенную философию и «миссию» школы;

· специфическая культура школы, создаваемая и окрашенная ведущей системой ценностей, атмосферой сотрудничества и общинным характером взаимоотношений и творческими видами жизнедеятельности;

· создание наиболее благоприятных условий для формирования личности ученика по заданной модели, несущей на себе отпечаток внутренней среды школы;

· профессионально-личностные особенности педагогов, разделяющих авторскую концепцию и идентифицирующих себя с системой сложившихся в школе ценностей;

· установка на превращение учащихся и их родителей в субъекты реализации авторской концепции;

· стабильно устойчивые и долговременные положительные результаты деятельности.

4 Типология и многообразие учебных заведений:

- модели и организации общеобразовательных учреждений;

Сейчас в российской системе образования возникла многоцветная палитра школ. Среди них выделяются следующие типы:

· Массовая общеобразовательная школа, не отбирающая учащихся ни по одному признаку и обучающая всех детей.

· Элитарные школы для одаренных. Способных, продвинутых в развитии детей. Это гимназии: классические и реальные.

· Школы – академии, имеющие установку на обширное гуманитарное образование европейского типа, на включение учащихся в исследовательскую деятельность.

· Лицеи. Это профильные учебные заведения, осуществляющие довузовскую подготовку.

· Школы углубленного развития детей в области какого – либо цикла углубленных дисциплин: школы природы, школы здоровья, школы искусств, школы с углубленным изучением математики или предметов художественно – эстетического цикла.

· Школы, тип которых определяется не содержанием, а избранной технологией образования.

· Школы европейского типа.

· Традиционные образовательные структуры для детей с ослабленным здоровьем.

Степень развития системы неординарных школ зависит от многих факторов.

Целью развития таких школ должно стать обеспечение равного доступа к качественному образованию. В связи должна быть проведена реконструкция и переоснащение школ. Ученикам «Школ будущего» должны стать

доступны новейшие компьютерные технологии: мультимедийные комплексы, подключенные к Интернету, интернет-библиотеки. Должны быть созданы все условия для всестороннего развития личности ребенка: разнообразные кружки и спортивные секции, спецкурсы и курсы за выбором из учебных дисциплин, руководителями которых должны являться преподаватели вузов.

Инновационные педагогические технологии, которые могут внедряться в «Школах будущего» (обеспечение психологического сопровождения каждого ученика с 1 по 11 класс, индивидуальное профильное обучение в школе ІІІ степени, рейтинговый учет достижений учащихся, портфолио, проектная деятельность учащихся, безбальное оценивания в школе I ступени, модульно-развивающая система), должны быть направлены на расширение мировоззрения учащихся, получения более глубоких знаний, воспитания стремления учащихся к постоянному самообразованию и достижению успехов. Модель воспитательной системы «Школ будущего» можно условно назвать «Школы школ». Она может включать следующие школы: школа СМИ, школа «Цицерон», художественно-эстетическая школа, школа спортивного мастерства, школа интеллектуального развития, толерантности, милосердия, школа для родителей, школа умелых рук, школа лидеров. Эти школы призваны охватывать все основные направления развития личности молодого человека и способствовать осуществлению поставленных воспитательных целей.

Характер инновационной деятельности «Школ будущего» зависит от творческих педагогов, профессионалов в своем деле, людей с «искрой в глазах», постоянно совершенствующихся в области инновационной педагогики.

- инновационные учебные заведения;

чебное заведение является инновационным, если:

– учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосообразности и подчиненных ему принципах классической педагогики;

– педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении;

– организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам школьников и педагогов;

– повышенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются не за счет селекции обучаемых или педагогов, а за счет использования нераскрытых и незадействованных возможностей системы;

– продуктивность учебно-воспитательного процесса не является прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.

Стратегия инновационной деятельности требует длительного изучения перспективы развития учебного заведения. После разработки концепции нововведений возникает проблема имиджа учебного заведения.

Создание положительного имиджа позволяет школе решать следующие основные задачи:

– пропагандировать свои достижения;

– закладывать в образе школы основные цели, к которым она стремится;

– стимулировать положительное отношение широкой общественности к школе.

Работа по формированию положительного имиджа должна развертываться в двух основных направлениях: внутри школы и вне ее.

В перестроечный период стали создаваться различные типы образовательных учреждений, в том числе и для детей, склонных к умственной деятельности, – гимназии и лицеи.

В соответствии с трактовкой в словаре-справочке профессора В.М. Полонского гимназия – общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением учебных предметов, призванное обеспечить вариативность образования в зависимости от направления учебного заведения, изучение образовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю (гуманитарному, естественно-научному, эстетическому и др.), выбранному учащимися.

Положение о гимназиях предусматривает создание гимназий гуманитарного, педагогического, технического направлений. В составе гимназии выделяются прогимназические (i—vii), собственно гимназические (viii—ix) классы и абитура (xii класс, один год по желанию).

Лицей – общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю. В отличие от широкого гуманитарного гимназического это образование с более узкой дифференциацией.

В лицее дается и предпрофессиональная подготовка. Лицей, как и гимназия, может существовать в двух вариантах: как школа 2-й и 3-й ступеней или как школа, включающая старшее звено с трехгодичным сроком обучения.

Главное, что отличает гимназии и лицеи от других типов образовательных учреждений, это их особая философия, ценности, цели и образ выпускника, многотрудная работа по межпредметной координации учебных курсов.

Гимназий и лицеев должно быть столько, чтобы ни один интеллектуально одаренный ребенок не попал в класс для детей с задержками в развитии, чтобы все дети, нуждающиеся в обучении по специальным технологиям, могли иметь такую возможность. Основным типом школы при этом останется обычная общеобразовательная школа адаптивного характера с развитой дифференциацией обучения, с широким набором разнообразных образовательных услуг, максимально удовлетворяющих нужды, запросы, потребности подавляющего большинства детей.

- современные авторские школы (инновационные дидактические системы).

Инновационный характер современной дидактики проявляется в осмыслении и развитии потенциала системно-деятельностного подхода в соответствии с новыми требованиями общества. Акцентируется внимание на разработке условий, обеспечивающих формирование компетентной личности, способной самостоятельно решать вопросы в разных (учебных и жизненных) ситуациях. Обращение к компетентностному результату обучения связано с тем, что проблема развития самостоятельности обучающихся не ограничивается умением применять усвоенные знания. Перед учащимся встает задача переосмысления получаемой информации, конструирования подходов и действий, соответствующих новой ситуации.

Задачи, поставленные перед современной системой образования, сопряжены с инновационными решениями в развитии проблемы активизации процесса обучения. Необходимость обеспечить саморазвитие личности в который раз привела к началу всех начал: выявлению познавательных возможностей, изначально заложенных в человеке. Для решения проблемы активизации процесса обучения и активности учащегося стало необходимым определить пути, обеспечивающие преобразование в характере знаний, мышления, мотивации, обеспечив самореализацию возможностей ученика, реализацию его личностных интересов. На решение этих проблем направлены современные технологии обучения. Особое значение в формировании компетенций ученика приобретают информационные, дискуссионные, игровые и другие технологии. Наряду с традиционными теоретически осмысливаются и практически используются новые технологии. Современные технологии имеют много общего с ранее используемыми. Так, например, прослеживаются аналогии в построении учебного процесса при проблемном обучении и при использовании технологии развития критического мышления. Новая технология обогащает сложившуюся ранее систему. Она в который раз заостряет внимание на необходимости исследовать сущность развивающего обучения, его новые аспекты, создает условия, при которых ученик занимает активную позицию, обеспечивает практическую направленность действиям преподавателя и учащихся. В то же время, все вышеизложенное возвращает к проблеме взаимосвязи традиций и инноваций.

Активное внедрение в образовательный процесс учебных проектов можно назвать относительно инновационным, так как проектная деятельность всегда определяла основные направления в развитии процесса обучения. Способность проектировать и действовать в соответствии с целью, ориентированной на результат, признавалась и признается отличительной чертой человеческого разума. Скорее можно говорить об очередном этапе в исследовании возможностей проектной деятельности. Новые аспекты сопряжены с углубленным раскрытием развивающих возможностей проектирования, разработкой технологии его реализации, с решением проблемы обучения учащихся способам проектной деятельности.

Мы остановились на самых общих вопросах развития теории обучения, показав ее эволюцию как целостной системы. Современное инновационное развитие отечественной дидактики опирается на прочный, исторически выверенный фундамент педагогической теории и практики. Применение системно-деятельностного подхода в современных условиях образования ведет к новому способу анализа педагогических явлений. Многоаспектность не означает различий в характеристике сущности явления, а всесторонность - в анализе целого. Поэтому перед современными исследователями процесса обучения открываются новые познавательные перспективы.

В истории дидактики плодотворно развивались системный и деятельностный подходы. Системно-деятельный подход, определенный в качестве основания нового стандарта общего образования, является итогом большой теоретической работы, проводившейся в отечественной педагогической науке.

Анализ опыта работы учителей-новаторов показал, что в применяемых ими системах и технологиях присутствуют дидактические компоненты, имеющие как по отдельности, так и в совокупности статус педагогических новшеств. Перечислим эти идеи-новшества:

*Идея опоры. Роль опор при обучении играют обобщенные планы ответов (о понятии, законе, явлении, теории); рисункиконцепты изучаемой темы; таблицы; алгоритмы составления планов занятий или решения задач; планы сочинения, правила исследования... Допускается, что ученик может не только использовать готовые опоры, но и создавать новые.

*Укрупнение блоков. Значительная часть органически связанного учебного материала по предмету может быть рассмотрена «единым блоком» на одном занятии, например, в ходе лекции, консультации, зачета. Этот метод применим не только для обобщения или систематизации уже известного, но и для изучения нового, например, с целью актуализации учениками основных элементов всей предстоящей темы. Рассмотрение или конструирование материала крупным блоком предполагает его последующую проработку.

*Идея «от частного к общему». Практически на каждом учебном занятии ученик через свое личностно-единичное может подойти к осознанию всеобщего: через исследование отдельного явления - к пониманию познаваемости мира; через конструирование отдельных понятий - к методологическим знаниям общенаучного содержания; через решение конкретной задачи - к способам решения не только разнообразных учебных, но и жизненных проблем.

*Идея использования диаметральных объектов. Любой курс обладает богатым материалом для иллюстрации и разъяснения принципа единства и борьбы противоположностей. Их одновременное включение в занятие помогает рождению нового. Методы работы, которые при этом используются, - учебный диалог, дискуссия, диспут.

*Идея перспективы. Ее сущность заключается в систематическом включении некоторых вопросов из будущих тем в текущий материал. Рассмотрение этих вопросов чередуется с изучаемой темой независимо от того, связаны они с ней или нет. Такой прием позволяет переключать внимание учащихся и благодаря неожиданности материала стимулирует умственную активность детей, поддерживает интерес к учебе, позволяя одновременно накопить определенный багаж знаний по трудной теме еще до ее основательного изучения.

*Идея погружения. Реализуется она разными способами: проведением декады или недели предмета в качестве дополнения к базовым занитиям; организацией уроков-блоков обучения базовому предмету в течение 3-5 дней подряд; проведением системы чередующихся погружений в разные предметы.

*Идея интеграции учебных знаний. Из всех аспектов этой проблемы наиболее проявили себя гуманизация и гуманитаризации образования, его «очеловечивание». Обучение через эмоции и чувства намного эффективнее обучения на основе обращения только к разуму учеников. Использование, например, в естественно-математических курсах произведений искусства дает возможность не только пробудить у учащихся эмоциональное восприятие материала, но и отыскать сведения, которые в неявном виде часто содержатся в текстах песен и стихов, сказках, поговорках, скульптурах, на полотнах художников

*Идея предоставления ученикам функций учителя. Есть целый ряд таких функций у педагога, с которыми при соответствующей подготовке могут справиться ученики. Опыт передовых учителей показывает, что активное вовлечение учащихся в организацию учебного процесса повышает интерес детей к учению, позволяет добиться высоких результатов.

*Идея интерактивности. Среди современных тенденций развития образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Например, в компьютерных играх, мультфильмах, мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль, предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов.

В настоящее время появляется множество других дидактических идей, имеющих инновационное значение. Как правило, эти идеи лежат в основе системных нововведений. Рассмотрим идею ученического портфолио, истоки которой можно найти в различных творческих книжках, журналах достижений...

Сейчас ученическое портфолио является элементом системы профильного обучения, своеобразным альтернативным дополнением единому государственному экзамену. С помощью портфолио у каждого ученика накапливаются содержательные и документальные подтверждения его учебных успехов. На основе портфолио можно проследить индивидуальный прогресс учащегося, дополнить представления о других его формальных результатах, например, при сдаче экзаменов.

Портфолио документов - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачетную) книжку ученика.

Портфолио учащихся ХI классов возможен учет материалов без их оценивания внутри школы. Оценка портфолио выпускника полной средней школы может быть произведена вузом или каким-либо иным адресатом портфолио по месту предъявления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: