Природа в романе Гузели Яхиной «зулейха открывает глаза»

А.В.Ращупкина

Образы природы всегда играли важную роль в художественных произведениях, начиная с фольклора и  заканчивая современной литературой. Природа выступала  не только фоном, но и персонажем и всегда была тесно связана с человеком и его отношением к окружающему миру. Изображение природы пронизано психологизмом и отражает авторское отношение к  изображенному в тексте.

В 2015 году вышел дебютный роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». Он получил высокую оценку у критиков и стал обладателем литературных премий «Большая книга» (2015), «Ясная Поляна» (2015), «Книга года» (2015) и «Премия читателя» (2017).Название романа наталкивает на мысль о том, что перед нами роман о личностном развитии. Действительно – его сюжет строится вокруг судьбы маленькой татарской женщины, которая проходит сложный и болезненный путь освобождения от страха, предрассудков, суеверий, беспомощности. Не случайно в названии романа  лежит образ «открытия глаз» как некий путь наверх, из темноты к свету.

Жизнь Зулейхи в самом начале романа похожа на домашнее рабство. Читатель узнает, что ей 30 лет, 15 из которых – ровно половина ее жизни – она замужем, в постоянном подчинении у Муртазы и его столетней матери. Она непрерывно загружена тяжелейшей работой по хозяйству, принимая постоянное унижение и истязания. Однако Зулейха искренне считает, что ее положение удачно. Её муж – «хороший хозяин», большой и сильный мужчина. Она радуется тому, что он вернулся за ней, когда она не смогла найти дорогу из леса в сильную метель. «А все-таки какой он хороший человек – вернулся за ней. Мог бы и оставить там, в чаще, – кому какое дело, жива она или нет» [5 С. 23].

Вся жизнь Зулейхи перевернулась с ног на голову, когда она пережила раскулачивание и убийство ее мужа, долгие недели в тесной камере, полной таких же одиноких и несчастных людей, провела  полгода в вагоне-теплушке, который мчал всех этих людей  в неизвестность. Долгий путь к новому месту жительства завершен. Но станет ли берег Ангары домом для тридцати выживших? Смогут ли они построить место, где обретут свое счастье? «С утеса Ангара открывалась как на ладони. Пышная зеленая грудь левого берега круто вспучивалась, словно подоспевшее в кадушке тесто, падала ярким изумрудным отражением в свинцовое зеркало реки. Вода тяжелым широким полотном лениво вилась вокруг, уходила в синеву горизонта, К Енисею… Правый берег, на котором расположились переселенцы вскипал раскидистым пригорком, перерастал в громадины холмов, щерился клыками утесов» [5 С. 233].

Автор рисует  картину великолепной природы: она могучая, цветущая, полная сил. Но, используя такие выражения, как «тяжелое полотно», «свинцовое зеркало», «громадины», показано, что перед глазами  переселенцев предстают образы недружелюбные. Природа ещё не готова принимать к себе новых обитателей. Они нарушают привычный уклад жизни. Хоть и не по своей воле, но тридцать человек разрушили баланс природного мира. Но при этом природа не отталкивает их, она показывает им свои просторы, берега, леса. Котюсов пишет в своей статье: «Везде способен пустить корни человек. Если хочет жить, если хочет продолжать род свой. Сибирь — не Северный полюс. Есть земля, солнце, вода. Рыба есть, зверь, птица. «Зулейха открывает глаза» — роман о том, как женщина, маленькая, слабая, оказывается в ситуации, в которой далеко не каждый мужчина способен выжить»[1 С. 239].

Он пишет о силе Зулейхи, которая выжила в таких условиях, когда у переселенцев были только нехитрые  лопаты и немного продовольствия. Сейчас сильная и могучая природа сопоставляется с сильной духом Зулейхи. Пусть она и не по своей воле попала в такие обстоятельства, но она свободна, как и свободна природа.

 Образы природы раскрывают авторскую субъективную позицию. Этот прием можно найти во многих произведениях русской классической литературы. Так,  в  финале романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» описывается сельское кладбище, где похоронен Евгений Базаров, к могиле которого часто приходят его родители-старики. Они безутешны, ведь там покоится их единственный и горячо любимый сын. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...» [3 С. 28]. Мысли о «великом спокойствии равнодушной природы» принадлежат самому писателю.

Многое произошло с Зулейхой и остальными переселенцами на правом берегу реки Ангары. Котюсов в статье «Семруг – птица счастья» с неким восторгом отзывается о силе Зулейхи, о том, что она становится матерью прямо на берегу той самой Ангары: «Зулейха не просто выживает. Вопреки природе, небесным силам, здравому смыслу — рожает в нечеловеческих условиях. Мальчика, Юзуфа, память о Муртазе. Вон он, тот росток, тот молодой побег, который пробивается через всю эту страшную жизнь, тот, кто спасается от острых клыков, скользких червяков, ненасытных жуков-паразитов. Он, родившийся в неволе, на берегу Ангары, в голоде, холоде, словно символ новой страны, той, которая победила фашизм, которой строить новую жизнь, запускать человека в космос, перегораживать реки, возводить города» [1 С. 240].

В новом месте появляется новая жизнь. Для всех переселенцев это было знаком того, что и даже в таком суровом крае есть место для счастья, для материнского счастья. Раскрывшись в таком месте, Зулейха находит себя не только в материнстве, она работает на кухне, вкладывая частичку себя в общее благо.

Однажды в лесу проявились новые способности Зулейхи. Природа показала себя героине в новых красках через прицел ружья в момент смертельной опасности для её сына. «Наконец ей удается поймать непослушно дрожащий кончик мушки в прорезь прицела. Она медленно поводит стволом, глядя через прицел: мир кажется иным, более четким, ярким, выпуклым. Зеленее и сочнее трава над тем местом, где лежит на спине Игнатов; крупнее и красивее вьющиеся над поляной бабочки, сидящие на колосьях стрекозы – Зулейха различает даже паутинный рисунок их прозрачных крыльев и радужные сферы крошечных выпуклых глаз» [5 С. 355].  Так, один только взгляд на природу под другим углом рождает новые мысли и чувства. Не только  Природа стала пышнее и сочнее, заиграла новыми красками, но и Зулейха проявила недюжинные способности.  

Один только взгляд через прицел позволил Зулейхе понять  свой  талант. Она была маленькая и легкая, передвигалась бесшумно, ей было удобно охотиться. Теперь это не беспомощная Зулейха, что была в начале романа, женщина, всё делавшая  по приказу мужа. Она прошла много трудностей, преодолела себя, преодолела свой страх. Она привыкла жить без надзора. Д. Никитин в своей рецензии на роман пишет об этом следующее: «Зулейха смиряется с отсутствием надзора: она до последнего не борется за свою свободу, а, напротив, сопротивляется ей. Она  неохотно, сначала сл страхом покоряется новым силам, «раскрывающим» ее внутренний мир. Это происходит потому,   что прежние, сдерживающие натуру Зулейхи условия жизни, больше не  оказывают на нее давления. Героиня переосмысляет свой опыт: «Все, чему она была научена, что затвердила с детства, – отступило, ушло. То новое, что пришло взамен, смыло страхи, как паводок смывает прошлогодние сучья и прелую листву» [2 С.3].

Пейзаж в романе выполняет важную идейно-композиционную роль. «Он может быть соотнесен с отдельными эпизодами, персонажами, но при этом способствовать созданию целостного единства, вступая во взаимодействие с другими элементами литературного произведения»  [4 С. 104]. Посмотрев на мир через прицел ружья, почувствовав новые силы, Зулейха стреляет в медведя. В дальнейшем его череп становится своеобразным знаком для Зулейхи. Природа стала воспринимать её всерьез. 

В финале романа Зулейха расстается со своим единственным сыном, любовь к которому давала силы для того, чтобы жить. Всё для нее   в момент расставания потеряло смысл, даже красота мира принесла боль: «Зулейха останавливается перевести дух, дышит тяжело, хватает воздух ртом; от быстрого бега нос и горло режет – больно. Мимо проплывают кусты, стволы, кроны; яркая зелень сверкает изумрудом, вспыхивает проблесками солнца, бьет по глазам – больно. Под ногами зыбко, обманчиво мнется хвоя, то и дело топорщась острыми камнями шишек; корни деревьев вяжутся узлами, цепляют башмаки; глинистый подъем крут и жесток, ступать – больно» [5 С. 501].  Читателю представляется пик эмоций Зулейхи. Она не хочет прощаться со своим сыном, но понимает, что он, если останется в поселке, никогда не будет счастлив. Её разрывают эмоции, поэтому природа с её праздничностью и красотой становится невыносима.

Д. Никитин в рецензии на роман пишет о том, что «новые силы берут верх над старыми, свет - над тьмой - и только теперь свет становится таким, что «солнце бьет, слепит, режет голову на части». Концовка романа указывает на то, что теперь уже ничто не мешает соединению Зулейхи с Игнатовым; мир для Зулейхи заполняет боль от потери Юзуфа, и только после встречи с Игнатовым она чувствует, что «боль не ушла, но дала ей вдохнуть» [2 С.3].

Образ природы   в романе психологичен.  Природа предстает такой, какой она видится Зулейхе в разные моменты ее внутреннего роста. Её переполняет боль от расставания, но на место этого чувства придут другие. Психологизацию природных стихий можно обнаружить в драме А.Н. Островского «Гроза». Внутреннее состояние Катерины отражается в финале драмы в природном явлении. Будучи натурой мечтательной и светлой, она не может находиться в обществе, полном жалких и мелочных людей. Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане. Катерина признается в своей любви, когда разразилась гроза. Стихийное природное явление удивительным образом гармонирует с чувствами поруганной и униженной женщины, которая решается свести счеты с жизнью. В это время пошел дождь, который пытается смыть всю грязь с города, с человеческих отношений. Катерина бросается в Волгу, чтобы навсегда избавиться от лицемерия, ненависти и жестокости. Природа остается на ее стороне, выступая защитницей молодой женщины.

Таким образом, всё произошедшее с главной героиней романа Г. Яхиной,  углубляется картинами природы, восприятие которой соответствует переменах, происходящим с героиней.

Образы природы в романе Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза» отражают внутренние перемены в душе героини. Они менялись и развивались в соответствии с изменениями происходящими с Зулейхой. Находясь в совершенно новом месте, строя с нуля свою жизнь, избавляясь от теней прошлого, Зулейхе удалось почувствовать себя счастливой.

Список литературы

1.Котюсов А. Семруг – птица счастья[Текст] /А.Котюсов//Дружба народов,2015. –№10.– С.238-241

2.Никитин Д. Рецензия на роман Зулейха открывает глаза[Электронный ресурс]/ Д. Никитин.– Электрон. текст. дан. – Проза.ру, 2016.– Режим доступа:https://proza.ru/2016/05/14/195

3.Тургенев И.С. Отцы и дети [Электронный ресурс]/ И.С. Тургенев.– Интернет библиотека Алексея Комарова, 2002.– Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/96/index.html

4.Фесенко, Э.Я. Теория литературы [Текст]: учебное пособие для вузов/ Э.Я. Фесенко. – Изд. 3-е, доп. и испр. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008.– 780 с.

5.Яхина, Г.Ш. Зулейха открывает глаза [роман] / Гузель Яхина; предисл. Л. Улицкой. – Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. – 508 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: