Правовой анализ теории индивидульной непосредственной власти гражданина ррф

 

12 декабря 1993 года

 

 

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации

о поправках к Конституции Российской Федерации

от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

 

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

 

Статья 3

 

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

 

Приведенная норма Конституции является базовой в концепции индивидуальной непосредственной власти гражданина.

Гипотетически моделируя возможность индивидуальной власти каждого гражданина РФ, следует признать, что она не предусмотрена Конституцией РФ как высшее непосредственное выражение власти народа, в этом качестве закреплены исключительно коллегиальные формы прямой демократии референдум и свободные выборы.

Другие формы непосредственного осуществления народом власти, в том числе непосредственной власти отдельно взятого гражданина в Конституции РФ не содержатся.

Сторонники теории индивидуальной непосредственной власти могут возразить тем, что такая форма власти Конституцией РФ или другим законом не запрещена.

Возникает вопрос, может ли она быть реализована?

Последовательно разберёмся в этом вопросе.

Отдельные элементы, схожие с признаками властных полномочий каждого человека содержаться в главе 2 Конституции РФ.

Сторонники теории индивидуальной непосредственной власти гражданина, в первую очередь, опираются на ч.1 ст. 32 Конституции РФ - Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Представительную власть, в рамках указанной альтернативной концепции необходимо исследовать отдельно, остановимся на непосредственном участии гражданина в управлении государством.

Сторонники исследуемых теорий деформируют содержание указанной нормы, Конституции РФ, подменяют словосочетание «имеют право участвовать в управлении делами государства» на «право непосредственного управление делами государства».

В свою очередь логическое следование этой подмене, влечет извращенное толкование ст. 11 Конституции РФ

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

То есть, исходя из исследуемой позиции, каждый может объявить себя Президентом РФ, Парламентом РФ, Правительством РФ, а так же органом гос. власти субъектов РФ.

Условное предположение правового закрепления индивидуальной непосредственной власти должно влечь за собой разграничение предметов ведения и полномочий между государственной властью и индивидуальной непосредственной властью гражданина.

Однако определить предмет ведения и полномочия индивидуальной непосредственной власти гражданина невозможно по ряду объективных причин.

Во-первых, в главе 2 Конституции РФ не сформулировано и не закреплено понятие права или свободы гражданина на осуществление индивидуальной непосредственной власти. В международных правовых актах, в том числе Всеобщей Декларации прав и свобод человека такое понятие тоже не сформулировано и не закреплено. В связи с этим не может быть применена ч.1 ст. 17 Конституции РФ «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»..

Во-вторых, согласно ст. 10 Конституции РФ Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Невозможно воплощение в индивидуальной непосредственной власти гражданина полномочий как по совокупности всех трех ветвей власти, так и отдельно по каждой из них. Индивидуальные интересы каждого будут вступать в конфликт с законными интересами других граждан и иных участников правоотношений (далее третьих лиц). В случае закрепления в Конституции РФ индивидуальной непосредственной власти гражданина, сформулированная норма вступит в противоречие с другими нормами Конституции РФ. Это ч.3, ст. 17 - Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и как следствие с ч.2, ст. 16. - Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Так как по Конституции РФ (ч.2, ст.130) местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления., теоретики индивидуальной непосредственной власти гражданина пытаются применить научно-правовой принцип аналогии закона и ссылаются на Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года.

Действительно данный закон содержит главу 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

В этой главе к формам реализации непосредственной власти народом относятся: статья 22. Местный референдум, статья 23. Муниципальные выборы, статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, статья 25. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования, статья 25.1. Сход граждан, статья 26. Правотворческая инициатива граждан, статья 27. Территориальное общественное самоуправление, статья 28. Публичные слушания, статья 29. Собрание граждан, статья 30. Конференция граждан (собрание делегатов), статья 31. Опрос граждан, статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

Однако указанные формы так же в основном являются коллегиальными, исключение составляют обращения граждан в органы местного самоуправления - Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.(ч.1, ст. 32 ФЗ), что соответствует статье 33 Конституции РФ. Следует отметить, что обращения носят информационный или рекомендательный, но не императивный (властный) характер, что не влечет последствий обязательной реализации. Обращения могут быть в виде требований, но реализация возможна только законных требований и если они не нарушают законные интересы третьих лиц.

Приведённые аргументы позволяют сделать вывод о том, что правовая аналогия в данном случае не возможна, указанные формы непосредственной демократии реализуются в местном самоуправлении, а не в управлении государством.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополняет в ч.1 статьи 33, что наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

 Выше доказано, что персонифицированная индивидуальная непосредственная власть отдельно взятого гражданина противоречит основам конституционного строя Российской Федерации, следовательно, такая форма власти не может быть реализована и в местном самоуправлении.

Вывод:

Теория и практика «персонифицированной индивидуальной непосредственной власти отдельно взятого гражданина» является разновидностью ревизионизма Конституции РФ, подменяет действительные и реально существующие, закреплённые Конституцией РФ формы непосредственного народовластия манипуляцией основами конституционного строя, влекущей нарушение прав и законных интересов третьих лиц.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: