РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)
Методическое пособие по теме:
«Морская фауна»
1 класс ДХШ,
количество часов 10
предмет «Декоративная композиция»
Выполнила:
Студентка 4 курса
Группы 4 «Д»
Назаренко Марина
Алексеевна
ВОРОНЕЖ 2020
Вид занятия: Декоративная композиция
Тема методического пособия: Создание станковой композиции по теме «Морская фауна» Работа выполняется гуашью.
Количество часов по учебному плану: 10 ч.
|
|
Цели задания:
-Создать декоративную композицию на тему «Морская фауна»»;
-Правильно воспользоваться законами композиции и принципом стилизации природных форм;
-Раскрыть творческие способности учащихся
Задачи:
1. Образовательные:
· научить принципу стилизации природных форм.
· научить различать реалистический образ от декоративного на примере произведений декоративно-прикладного искусства.
· научить формировать устойчивый интерес к искусству.
2. Развивающие:
· развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии
· развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала.
· развитие эстетического вкуса и фантазии.
3. Воспитательные:
· воспитать уважение к профессиональной деятельности художника
· формирование интереса к изучению истории искусства
· воспитать чувство заботы об окружающей среде.
· воспитать аккуратность в работе с художественными материалами.
Оборудование:
Для учителя: Методическое пособие, дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников, а так же работы педагога.
Для учащихся: Образец педагогического рисунка, бумага А2, простой карандаш, ластик, кисти, стакан, гуашь.
Литература:
1. О.Л. Голубева. Основы композиции. Учебное пособие Москва 2001
«Изобразительное искусство»
2. Г.М. Логвиненко – Декоративная композиция 2005 Москва
|
|
3. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2013.
Ход выполнения методического пособия:
Лист 1-2 «Аналоги»
На первых двух листах изображены аналоги декоративной композиции
Лист 3 «Цветовая теория»
На третьем листе теория о цвете: цветовая гармония, двойная контрастная гармония.
Цветовая гармония включает:
Комплементарная триада (По-другому они называются комплементарные("дополняющие"). Эти цвета находятся точно друг напротив друга в цветовом круге. Это позволяет расширить диапазон цветов в вашей композиции, и в тоже время не уступать от выбранной комплементарной цветовой схемы.
Самые известные комплементарные пары – желтый-фиолетовый, красный-зеленый и синий-оранжевый. Однако, более точные вариации можно продолжать и дальше. Например, сине-зеленый – красно-оранжевый, желто-оранжевый – сине-фиолетовый и т.д.)
• Двойная разделенная контраста (Прямоугольник, Квадрата) (Имеет четыре цвета в гармонии. Это две пары родственных цветов, контрастные друг другу.)
• Аналоговые цвета (В аналоговой цветовой схеме используются два цвета, расположенные рядом друг с другом. Обычно один цвет используется как доминирующий, в то время как другие цвета являются вспомогательными. Аналоговая цветовая схема подобна монохроматической, но предлагает больше нюансов.)
• Контрастные цвета (Это самая основная цветовая гармония. В ней точка дополнительного цвета на цветовом круге находятся напротив ключевого цвета. Это дополнительный цвет. Практически все цветовые гармонии, кроме аналоговой, являются причиной по которой цвета объединены в кругу.)
• Трехцветная (Триадная) (Цветовая гармония триады, гармония в которой три ключевых цвета равноудалены на цветовом круге образуя равносторонний треугольник. Следовательно, вы увеличиваете диапазон гармонии.
Теперь выбираем подходящую цветовую гармонию и выявляем цвета, который будем использовать для вашей композиции. У нас двойная разделённая контрастная гармония по типу квадрат.
Цветовая гамма состоит из двенадцати базовых цветов. Трех основных (первичных), трех составных и шести третьего порядка. В цветовой гамме эти группы расположены на равном расстоянии друг от друга.
• Основными цветами являются красный, синий и желтый (их нельзя получить путем смешивания других цветов).
• Составные цвета: зелёный, оранжевый, фиолетовый (их получают путем смешивания двух основных цветов)
• Третичные (цвета получаются при смешивании основного и составного цветов: красно- фиолетовый, красно-оранжевый, желто- зеленый, желто-коричневый)
Дополнительные цвета в цветовом круге расположены строго напротив друг друга и при смешении дают нейтральные цвет
Лист 4-5 «Законы композиции»
На четвертом и пятом листе показаны законы композиции. Выучив их вы сможете передать настроение, форму и цвет предметов.
Законы композиции:
Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.
Цельность. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.
Основные черты закона целостности:
1) Неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи
|
|
2) Необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга).
Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.
Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.
Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.