Благотворительность и спонсорство в области культуры являются формами общественной поддержки культуры.
Сходство.
Благотворительная и спонсорская деятельность в культуре представляют собой способ формирования положительного имиджа юридического или физического лица для создания благоприятного общественного мнения.
Различие.
Спонсорство и благотворительность — разные направления поддержки культуры, имеющие различные исторические корни, социально-экономическую природу, социально-культурные результаты.
Отличие благотворительности от спонсорства — в направленности на социальные цели и бескорыстности.
Спонсорство — продвижение бренда (торговой марки) производителя определенных товаров и услуг.
Благотворительность — создание имиджа юридического или физического лица как представителя социально ответственного бизнеса.
Различны и источники, из которых направляются средства. Источником благотворительных взносов является чистая прибыль организации, а спонсорский вклад включается в себестоимость продукции (работ, услуг) компании. Решения о благотворительной помощи и спонсорской поддержке принимаются на разных уровнях, в первом случае — собственником, во втором — руководителем организации.
Основные направления и формы спонсорской поддержки и благотворительной помощи организациям культуры:
- передача имущества, в том числе денежных средств;
- выполнение работ;
- оказание услуг;
- предоставление результатов интеллектуальной деятельности;
- иная поддержка (информационная, техническая и т.д.).
1.3.4. Государственная поддержка благотворительной и спонсорской деятельности.
Государственную поддержку благотворительности и спонсорства можно разделить на материальную и моральную.
Материальное стимулирование.
Спонсоры.
Спонсорские средства разрешено относить на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, если они учитываются как расходы на рекламу. Такие расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации продукции, работ, услуг16.
Для организаций культуры полученные средства являются доходом от изготовления, размещения и распространения рекламы, т. е. доходом от предпринимательской деятельности, которая попадает под налогообложение НДС и налогом на прибыль.
Благотворители.
Не признается объектом налогообложения НДС:
- передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
- передача денежных средств или недвижимого имущества некоммерческим организациям на формирование и пополнение целевого капитала в порядке, установленном законодательством о целевом капитале;
- передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала НКО, предусмотрен договором пожертвования и (или) законодательством о целевом капитале (ст. 146 НК РФ).
Освобождается от налогообложения НДС:
- передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности;
- работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленного объекта культурного наследия, проведенные в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающие в себя кон-сервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия17;
- безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе (ст. 149 НК РФ)18.
При определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц могут быть произведены налоговые вычеты в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:
- некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области культуры;
- некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала и т.д.
Данный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению (ст.219 НК РФ).
В 1994—2001 годах льгота организаций по налогу на прибыль при направлении пожертвований на восстановление объектов культурного наследия составляла не более 3% облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры — не более 5%. Данная налоговая льгота отменена с 2002 г. при введении 25 главы НК РФ.
Других налоговых льгот для благотворителей (жертвователей) не предусмотрено.
Благотворительные средства, получаемые НКО, относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ст.251 НК РФ).
В целом законодательство не обеспечивает действенных мер по материальному стимулированию благотворительности и спонсорства в культуре.
Моральное стимулирование
Моральное стимулирование может осуществляться путем присуждения почетных званий, государственных наград и т. п. С 1998 г. предусмотрено вручение почетного диплома Президента РФ за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства, однако эта мера не получила общественного резонанса.
Поддержка благотворительности и спонсорства в культуре должна стать приоритетным направлением государственной культурной политики, что предполагает предоставление адекватных налоговых льгот и соответствующее общественное признание деятельности благотворителей и спонсоров.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право на дополнительное материальное и моральное стимулирование благотворительной и спонсорской деятельности в культуре.
1.4. Использование финансовых средств организаций культуры.
1.4.1. Понятие и структура затрат организации культуры.
Затраты — экономический показатель, характеризующий расходы организации на оплату материальных, трудовых, финансовых, природных и других ресурсов, связанных с ее деятельностью.
Затраты разнородны по своему составу и экономическому назначению, роли в создании и реализации продукции. Это и вызывает необходимость их классификации. Классификации затрат могут производиться по различным признакам в зависимости от поставленной задачи и направленности управленческого учета.
Структура затрат — соотношение отдельных видов затрат в процентном отношении к их общей сумме.
Укрупненная структура затрат по экономическим элементам выглядит следующим образом.
1. Материальные затраты (расходы на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и др.).
2. Затраты на оплату труда работников с начислениями.
3. Прочие затраты.
1.4.2. Динамика затрат на услуги культуры.
В сфере культуры наблюдается общая тенденция возрастания затрат, в том числе в расчете на одну организацию и единицу продукта. Опережающий рост расходов организаций культуры по сравнению с возможностями роста их доходов получил название «Болезнь Баумоля» (см. п. 1.3).
Основные факторы роста затрат на услуги (работы) организаций культуры:
- повышение цен и тарифов на товары и услуги в материальном производстве, приводящее к росту затрат на содержание зданий, транспортных расходов и т. д.;
- приобретение новой техники и оборудования, сопровождаемое ростом затрат на их обслуживание;
- увеличение заработной платы работник
В целом рост затрат на услуги (работы) организаций культуры в значительной степени связан с процессами, происходящими в национальном хозяйстве.
Изменение структуры затрат.
До начала 90-х годов XX века структура затрат была стабильна, происходило пропорциональное удорожание всех элементов затрат, преобладали расходы на оплату труда.
С начала 90-х годов XX века структура затрат изменяется. Падает доля расходов на оплату труда в общей сумме затрат. Опережающими темпами растут материальные затраты. Расходы на заработную плату перестают быть преобладающими.
Материальные затраты наименее устойчивы в структуре расходов. Они в первую очередь подвержены изменениям, вызванным внешними факторами, не зависящими от работы организации. Меняется и сама структура материальных затрат. Наиболее быстро растут расходы на обеспечение эксплуатации зданий.
1.4.3.Направления расходования финансовых средств организаций культуры.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях — убытки), осуществленные (понесенные) организацией.
Под обоснованными расходами следует понимать социально и (или) экономически оправданные затраты.
Документально подтвержденными считают затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ).
Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на расходы, связанные с производством, реализацией; внереализационные расходы.
В Российской Федерации для казенных (ранее бюджетных) учреждений предусмотрен особый механизм расходования бюджетных средств. В соответствии со ст. 70 БК РФ финансовое обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:
- оплату труда работников;
- командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
- оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
- возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
Расходование бюджетных средств казенными учреждениями на иные цели не допускается.
Распределение расходов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и порядком ее применения, утверждаемым Министерством финансов РФ.
Контрольные вопросы и задания:
1. Дайте определение понятиям «финансирование», «финансирование культуры», «бюджет»;
2. Дайте характеристику мировым моделям финансирования культуры.
3. Дайте характеристику основным моделям культурной политики государств.
4. Охарактеризуйте типы финансирования.
5. Определите место России в типологии стран по роли государственного финансирования.
6. Дайте характеристику основным тенденциям финансирования культуры в России.
7. Перечислите основные направления расходования бюджетных средств на развитие культуры и искусства в России.
8. Дайте характеристику формам финансового взаимодействия органов управления культурой различного уровня.
9. Раскройте каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры.
10. Раскройте источники финансирования частных организаций культуры и культурных проектов.
11. Охарактеризуйте формы, область и перспективы использования кредитов в сфере культуры.
12. Раскройте сущность и возможность применения организациями культуры технологий фандрейзинга.
13. Раскройте сущность спонсорской поддержки организаций культуры и культурных программ и проектов.
14. Раскройте сущность благотворительной поддержки организаций культуры и культурных программ и проектов.
15. Сравните сходство и различия благотворительности и спонсорства.
16. Охарактеризуйте степень государственной поддержки благотворительной и спонсорской деятельности.
17. Дайте характеристику использования финансовых средств организациями культуры.
18. Ознакомьтесь со сметами доходов и расходов учреждений культуры.