Сходство и различие благотворительности и спонсорства

Благотворительность и спонсорство в области культуры являются формами общественной поддержки культуры.

 

     Сходство.

Благотворительная и спонсорская деятельность в культуре представляют собой способ формирования положительного имиджа юридического или физического лица для создания бла­гоприятного общественного мнения.

    Различие.

Спонсорство и благотворительность — разные направления поддержки культуры, имеющие различные исторические корни, социально-экономическую природу, социально-культурные ре­зультаты.

  Отличие благотворительности от спонсорства — в направ­ленности на социальные цели и бескорыстности.

  Спонсорство — продвижение бренда (торговой марки) производителя определенных товаров и услуг.

Благотворительность — создание имиджа юридического или физического лица как представителя социально ответственного бизнеса.

 

Различны и источники, из которых направляются средства. Источником благотворительных взносов является чистая при­быль организации, а спонсорский вклад включается в себесто­имость продукции (работ, услуг) компании. Решения о благотворительной помощи и спонсорской поддержке прини­маются на разных уровнях, в первом случае — собственником, во втором — руководителем организации.

Основные направления и формы спонсорской поддержки и благотворительной помощи организациям культуры:

 - передача имущества, в том числе денежных средств;

 - выполнение работ;

- оказание услуг;

- предоставление результатов интеллектуальной деятельно­сти;

- иная поддержка (информационная, техническая и т.д.).

 

1.3.4. Государственная поддержка благотворительной и спон­сорской деятельности.

Государственную поддержку благотворительности и спон­сорства можно разделить на материальную и моральную.

 

                                Материальное стимулирование.

Спонсоры.

Спонсорские средства разрешено относить на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, если они учиты­ваются как расходы на рекламу. Такие расходы для целей нало­гообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации продукции, работ, услуг16.

Для организаций культуры полученные средства являются доходом от изготовления, размещения и распространения ре­кламы, т. е. доходом от предпринимательской деятельности, которая попадает под налогообложение НДС и налогом на прибыль.

 

 

  Благотворители.

Не признается объектом налогообложения НДС:

-   передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и органам местного са­моуправления, а также государственным и муниципальным уч­реждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

- передача денежных средств или недвижимого имущества некоммерческим организациям на формирование и пополнение целевого капитала в порядке, установленном законодательством о целевом капитале;

- передача недвижимого имущества в случае расформиро­вания целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала НКО, предусмотрен договором пожертвования и (или) законодательством о целевом капитале (ст. 146 НК РФ).

 

         Освобождается от налогообложения НДС:

- передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотвори­тельной деятельности в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности;

- работы (услуги) по сохранению объекта культурного на­следия (памятника истории и культуры) народов РФ, включен­ного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выяв­ленного объекта культурного наследия, проведенные в соответ­ствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия, культовых зданий и сооружений, находящихся в по­льзовании религиозных организаций, включающие в себя кон-сервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного насле­дия, выявленного объекта культурного наследия для современ­ного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного насле­дия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах куль­турного наследия, выявленных объектах культурного наследия17;

- безвозмездное оказание услуг по производству и (или) рас­пространению социальной рекламы в соответствии с законода­тельством РФ о рекламе (ст. 149 НК РФ)18.

При определении размера налоговой базы по налогу на до­ходы физических лиц могут быть произведены налоговые вы­четы в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:

- некоммерческим организациям, осуществляющим дея­тельность в области культуры;

- некоммерческим организациям на формирование или по­полнение целевого капитала и т.д.

Данный налоговый вычет предоставляется в размере факти­чески произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообло­жению (ст.219 НК РФ).

В 1994—2001 годах льгота организаций по налогу на прибыль при направлении пожертвований на восстановление объектов культурного наследия составляла не более 3% облагаемой нало­гом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры — не более 5%. Данная налоговая льгота отменена с 2002 г. при введении 25 главы НК РФ.

Других налоговых льгот для благотворителей (жертвовате­лей) не предусмотрено.

Благотворительные средства, получаемые НКО, относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ст.251 НК РФ).

В целом законодательство не обеспечивает действенных мер по материальному стимулированию благотворительности и спонсорства в культуре.

 

                         Моральное стимулирование

 

Моральное стимулирование может осуществляться путем при­суждения почетных званий, государственных наград и т. п. С 1998 г. предусмотрено вручение почетного диплома Президента РФ за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства, однако эта мера не получила об­щественного резонанса.

Поддержка благотворительности и спонсорства в культуре должна стать приоритетным направлением государственной куль­турной политики, что предполагает предоставление адекватных налоговых льгот и соответствующее общественное признание деятельности благотворителей и спонсоров.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право на дополнительное материальное и моральное стимулирование благотворительной и спонсорской деятельности в культуре.

 

    1.4. Использование финансовых средств организаций куль­туры.

   1.4.1. Понятие и структура затрат организации культуры.

 

Затраты — экономический показатель, характеризующий расходы организации на оплату материальных, трудовых, фи­нансовых, природных и других ресурсов, связанных с ее дея­тельностью.

Затраты разнородны по своему составу и экономическому назначению, роли в создании и реализации продукции. Это и вызывает необходимость их классификации. Классификации затрат могут производиться по различным признакам в зависи­мости от поставленной задачи и направленности управленче­ского учета.

Структура затрат — соотношение отдельных видов затрат в процентном отношении к их общей сумме.

Укрупненная структура затрат по экономическим элементам выглядит следующим образом.

1. Материальные затраты (расходы на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и др.).

2. Затраты на оплату труда работников с начислениями.

3. Прочие затраты.

 

      1.4.2. Динамика затрат на услуги культуры.

В сфере культуры наблюдается общая тенденция возраста­ния затрат, в том числе в расчете на одну организацию и единицу продукта. Опережающий рост расходов организаций культуры по сравнению с возможностями роста их доходов получил на­звание «Болезнь Баумоля» (см. п. 1.3).

Основные факторы роста затрат на услуги (работы) органи­заций культуры:

- повышение цен и тарифов на товары и услуги в мате­риальном производстве, приводящее к росту затрат на содержа­ние зданий, транспортных расходов и т. д.;

- приобретение новой техники и оборудования, сопрово­ждаемое ростом затрат на их обслуживание;

- увеличение заработной платы работник

В целом рост затрат на услуги (работы) организаций куль­туры в значительной степени связан с процессами, происходя­щими в национальном хозяйстве.

Изменение структуры затрат.

До начала 90-х годов XX века структура затрат была ста­бильна, происходило пропорциональное удорожание всех эле­ментов затрат, преобладали расходы на оплату труда.

С начала 90-х годов XX века структура затрат изменяется. Падает доля расходов на оплату труда в общей сумме затрат. Опе­режающими темпами растут материальные затраты. Расходы на заработную плату перестают быть преобладающими.

Материальные затраты наименее устойчивы в структуре рас­ходов. Они в первую очередь подвержены изменениям, вызван­ным внешними факторами, не зависящими от работы организации. Меняется и сама структура материальных затрат. Наиболее быстро растут расходы на обеспечение эксплуатации зданий.

 

1.4.3.Направления расходования финансовых средств органи­заций культуры.

Расходами признаются обоснованные и документально под­твержденные затраты (в отдельных случаях — убытки), осу­ществленные (понесенные) организацией.

Под обоснованными расходами следует понимать социально и (или) экономически оправданные затраты.

Документально подтвержденными считают затраты, под­твержденные документами, оформленными в соответствии с за­конодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ).

Расходы в зависимости от их характера, условий осущест­вления и направлений деятельности организаций подразде­ляются на расходы, связанные с производством, реализацией; внереализационные расходы.

В Российской Федерации для казенных (ранее бюджетных) учреждений предусмотрен особый механизм расходования бюд­жетных средств. В соответствии со ст. 70 БК РФ финансовое обес­печение выполнения функций казенных учреждений включает:

- оплату труда работников;

- командировочные и иные выплаты в соответствии с тру­довыми договорами и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и му­ниципальными правовыми актами;

- оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

- возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Расходование бюджетных средств казенными учреждениями на иные цели не допускается.

Распределение расходов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и порядком ее применения, утверждаемым Министерством финансов РФ.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение понятиям «финансирование», «финансирование культуры», «бюджет»;

2. Дайте характеристику мировым моделям финансирования культуры.

3. Дайте характеристику основным моделям культурной политики государств.

4. Охарактеризуйте типы финансирования.

5. Определите место России в типологии стран по роли государственного финансирования.

6. Дайте характеристику основным тенденциям финансирования культуры в России.

7. Перечислите основные направления расходования бюджетных средств на развитие культуры и искусства в России.

8. Дайте характеристику формам финансового взаимодействия органов управления культурой различного уровня.

9. Раскройте каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры.

10. Раскройте источники финансирования частных организаций культуры и культурных проектов.

11. Охарактеризуйте формы, область и перспективы использования кредитов в сфере культуры.

12. Раскройте сущность и возможность применения организациями культуры технологий фандрейзинга.

13. Раскройте сущность спонсорской поддержки организаций культуры и культурных программ и проектов.

14. Раскройте сущность благотворительной поддержки организаций культуры и культурных программ и проектов.

15. Сравните сходство и различия благотворительности и спонсорства.

16. Охарактеризуйте степень государственной поддержки благотворительной и спонсорской деятельности.

17. Дайте характеристику использования финансовых средств организациями культуры.

18. Ознакомьтесь со сметами доходов и расходов учреждений культуры.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: